Судья: Жирнов М.Л. дело № 33-22126/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бекловой Ж.В.,
судей Мариуца О.Г., Бобкова Д.В.,
при секретаре Анпилоговой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2019 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г.Москве и Московской области на решение Можайского городского суда Московской области от 29 апреля 2019 года по делу по иску Колесникова С. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочную пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,объяснения представителя истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Колесников С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочную пенсию по старости.
Свои требования обосновывает тем, что 07.11.2018 года он обратилась к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на один год в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с тем, что он в период с 06.10.1984 года по 27.11.1987 года проживал по адресу: БССР, г. Гомель, ул. Жукова, д. 24, кв. 15, то есть на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Указал, что решением ответчика № <данные изъяты> от 16.11.2018 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, с чем истец не согласен.
Колесников С.В. просил признать незаконным решение ответчика от 16.11.2016 года №<данные изъяты> об отказе ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с 06.12.2018 года.
Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Можайского городского суда Московской области от 29 апреля 2019 года исковые требования Колесникова С.В. удовлетворены. Суд постановил: признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области от 16.11.2016 года №<данные изъяты> об отказе Колесникову С.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с применением норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Признать за Колесниковым С.В. право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с применением норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области назначить Колесникову С.В. страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с применением норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 06.12.2018 года.
Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г.Москве и Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Колесников С.В. с 02.02.2018 года имел вид на жительство в <данные изъяты>, с 27.03.2018 года постоянно зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>.
31.05.2018 года истец обратился с заявлением о предоставлении гражданства <данные изъяты>.
Решением ГУ МВД России по Московской области от 28.11.2018 года Колесников С.В. принят в гражданство <данные изъяты>.
Судом установлено, что 07.11.2018 года Колесников С.В. обратился к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему государственной пенсии в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с применением норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решение ответчика от 16.11.2016 года №<данные изъяты> Колесникову С.В. отказано в назначении государственной пенсии в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с применением норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием права на указанную пенсию.
Согласно ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», пенсии по старости гражданам, проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначаются при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В силу ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в период с 06.10.1984 года по 27.11.1987 года Колесников С.В. проживал по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается справкой Жилищно-строительного потребительского кооператива №<данные изъяты> от 04.01.2017г. №<данные изъяты>.
Из ответа Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Гомельского областного исполнительного комитета от 04.01.2017г. №<данные изъяты> на обращение Колесникова С.В., следует, что населенные пункты <данные изъяты> были отнесены к зонам радиоактивного загрязнения Постановлению Совета Министров <данные изъяты> от 1 июня 1992 г. №328 «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения». <данные изъяты> относится к зоне с периодическим радиационным контролем, с плотностью загрязнения почв цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/км2.
Письмом МЧС России в адрес ответчика от 07.08.2018 года № <данные изъяты> подтверждается, что согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 1992 г. №328 «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения», <данные изъяты> отнесен к населенным пунктам, в которых плотность загрязнения почвы цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/кв.км.По уровню радиоактивного загрязнения данный населенный пункт соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, установленным ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами закона и обоснованно исходил из того, что город <данные изъяты>, где истец проживал со дня аварии на Чернобыльской АЭС по 27.11.1987 года, относится к зоне радиоактивного загрязнения. Факт проживания истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом подтверждается исследованными материалам дела, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования истца о признании права на досрочную пенсию по старости подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлен документ о праве на льготы и компенсации в связи с проживанием (работой) в населенных пунктах, включенных в официальные перечни населенных пунктов, расположенных в границах зон радиоактивного загрязнения Республики Беларусь, не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда.
При этом, ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 прямо гарантирует гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию РФ для постоянного проживания, в полном объеме меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика относительно предмета спора, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Можайского городского суда Московской области от 29 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г.Москве и Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи