дело № 1-320/2017 г.
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г. Чита «21» сентября 2017 года
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Кулаковой К.Л.
при секретаре Титовой В.С.
с участием государственного обвинителя помощника прокурора Читинского района Дубровской Г.Ф.
подсудимого Коренева О.В.
адвоката Бояриновой В.А., представившей удостоверение № и ордер №
Рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке материалы уголовного дела по обвинению:
Коренева О.В., <данные изъяты>.
в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ
УСТАНОВИЛ:
Коренев О.В. совершил превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при следующих обстоятельствах:
Коренев О.В., на основании приказа председателя Комитета образования муниципального района «Читинский район» № 68-к от 26.05.2010, был назначен на должность директора муниципального учреждения дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный центр <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.ст. 26, 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.п. 3.1, 4.1, 7.7, 7.8.2, 7.9.3, 9.5 Устава МОУ ДОД «<данные изъяты> утвержденного начальником Управления образования муниципального района «Читинский район» от 19.03.2010 (далее по тексту: устав), п.п. 6, 7. 9 трудового договора от 26.05.2010 №3/10р и дополнительного соглашения к нему, утверждённого 08.04.2014 председателем комитета образования муниципального района «Читинский район», Директор является единоличным исполнительным органом некоммерческого муниципального образовательного учреждения, который осуществляет текущее руководство деятельностью организации, обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, наделённый организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, то есть является должностным лицом, несущим ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, обязанным в своей деятельности руководствоваться законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором. <данные изъяты> являлось некоммерческой организацией, имело тип бюджетного учреждения и находилось в ведомственном подчинении администрации муниципального района «Читинский район», которая осуществляла функции учредителя и собственника имущества. Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» (далее по тексту: закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, финансовое обеспечение которого согласно п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту: БК РФ) осуществляется за счёт соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.Общие принципы закупок товаров, работ и услуг урегулировано Федеральным законом от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту: закон №44-ФЗ), это обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Коренев О.В., являясь директором МОУ ДОД ДООЦ «Огонёк», обладая организационно-распорядительными административно-хозяйственными полномочиями, умышленно превысил свои должностные полномочия, грубо нарушив закон № 44-ФЗ, закон № 7-ФЗ, которые основываются на положениях Конституции Российской Федерации. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту: ГК РФ), БК РФ, заключив договор розничной купли-продажи товара с индивидуальным предпринимателем К. (далее по тексту: К.), в результате чего неэффективно и нерезультативно произвёл расходование бюджетных средств, выделенных организации в виде целевых субсидий на оздоровление и организацию летнего отдыха детей из бюджета Забайкальского края при следующих обстоятельствах: В 2014 году, точная дата следствием не установлена, у Коренева О.В. находившегося на рабочем месте в <данные изъяты> являющегося единоличным исполнительным органом учреждения, самостоятельно осуществляющим руководство деятельностью учреждения, в том числе финансовой и административно-хозяйственной, обязанным соблюдать установленный законодательством порядок по правильному и рациональному расходованию, выделяемых бюджетных средств, заведомо зная и осознавая, что грубо нарушит, установленную процедуру заключения контракта о закупке товара для муниципальных нужд, предусмотренную законом № 44-ФЗ, с целью своевременного освоения выделенных бюджетных средств, из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании показать себя деятельным, исполнительным директором учреждения, способного своевременно освоить выделенные бюджетные средства, действуя вопреки интересам, представляемого им учреждения, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, а именно: принял решение заключить договор розничной купли-продажи с К., без извещения и составления плана-графика об осуществлении закупки товара в единой информационной системе в сети «Интернет», как это требует закон №44-ФЗ, регулирующий бюджетные отношения между субъектами, то есть у него возник умысел на совершение преступления. Реализуя задуманное, 10.11.2014 в дневное время <данные изъяты> в лице директора учреждения Коренева О.В., с К., находившимися на рынке «МегаСтрой», павильон №, расположенным по адресу: <адрес> был заключен договор №18 от 10.11.2014 розничной купли-продажи товара (далее по тексту: договор) на поставку геотекстиля 300 г/м2. белый на сумму 48 000 рублей и чёрной ЭПДМ мембраны Giscolene 1 мм. (30 м.) на сумму 351 960 рублей, наименование приобретаемого товара указано в товарной накладной №166 от 10.11.2014 и счёте на оплату товара №101 от 10.11.2014. Общая цена товара по заключённому договору, составила 399 960 рублей. Согласно заключённому договору сроки и условия поставки товара, идентификационный код закупки, размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, размер обеспечения исполнения договора, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению Кореневым О.В. в договоре не устанавливались, что является нарушением ст. 34 БК РФ, ст. 23 закона №44-ФЗ, согласно которым определён принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств и достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности).18.12.2014, в дневное время, Коренев О.В. находясь на своем рабочем месте в <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, будучи осведомленным о грубом нарушении им федерального законодательства, вопреки требованиям, установленным БК РФ, закона № 44-ФЗ. регулирующих бюджетные правоотношения между субъектами, направленных на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, о недопустимости изменения условий контракта, в части его оплаты, пренебрегая требованиями об авансировании получателями денежных средств при заключении договоров в размере не более 30 % лимитов бюджетных обязательств, действуя из иной личной заинтересованности, выразившейся в нежелании возвращать бюджетные средства, поступившие в учреждение в виде субсидии из бюджета Забайкальского края, на основании Закона Забайкальского края от 25.12.2013 №918-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 постановления Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 №190 «О некоторых вопросах реализации в 2014 году мероприятий по организации отдыха к оздоровления детей в Забайкальском крае», приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 31.01.2014 №62 «О распределении в для обеспечения мероприятий по организации отдыха и оздоровление детей в Забайкальском крае», осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, совершай действий, явно выходящие за пределы его полномочий, дал указание бухгалтеру его учреждения Г. неосведомлённой о его преступных намерениях составить платёжное поручение о перечислении денежных средств, по готовности которого подписал его и умышленно перечислил на расчетный счёт ИП Козлов, согласно платёжному поручению №39563 от 18.12.2014, аванс на сумму 318 516 рублей, перечисленные ранее его учреждению в виде целевой субсидии из бюджета Забайкальского края на оздоровление и организацию летнего отдыха детей, тем самым нарушив обязательное условие договора по закупке товара для государственных и муниципальных нужд, п. 6 ст. 96 закона № 44-ФЗ, согласно которому, поставщику заказчиком перечисляется аванс в размере не превышающем 30% от цены договора, на основании выставленного счета, в течение 10 банковских дней с момента подписания Контракта, а оплата оставшихся 70% цены товара может быть произведена заказчиком в течение 10 банковских дней исключительно после поставки товара на основании выставленных поставщиком счета-фактуры, товарной накладной и подписания сторонами акта приема-передачи. После внесения указанной суммы на расчетный счёт поставщика, товар заказчику предоставлен не был. Продолжая реализацию преступного умысла, 24.11.2015, Коренев, находясь на своем рабочем месте в <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, будучи осведомленным, что товар по договору поставщиком в организацию не предоставлен, действуя из иной личной заинтересованности, выразившейся в нежелании возвращать бюджетные средства, поступившие в учреждение в виде субсидии из бюджета Забайкальского края, на основании Закона Забайкальского края от 23.12.2014 № 1118-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», постановления Правительства Забайкальского края от 31.03.2015 №127 «О некоторых вопросах реализации в 2014 году мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в Забайкальском крае», постановления Правительства Забайкальского края «О распределении субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию в 2015 году мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время в Забайкальском крае» от апреля 2015 года, приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края от 31.12.2015 №1093 «О распределении средств для обеспечения мероприятий по организации отдыха и оздоровление детей в Забайкальском крае», осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, вопреки интересам организации, искажая цели и задачи возглавляемой им организации по обеспечению надлежащего контроля за расходованием бюджетных средств, явно выходя за пределы своих должностных полномочий, предусмотренных уставом организации, дополнительного соглашения к трудовому договору от 26.05.2014 №3/10р, закона №44, ст.ст.6, 34 и 158 Бюджетного Кодекса РФ, согласно которым он обязан руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации, пользоваться и распоряжаться денежными средствами в установленном законодательством порядке, обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств и достигать заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и наилучшего результата, с использованием определенного бюджетом объема средств, не допускать изменения условий договора в части просрочки исполнения поставщиком обязательств и порядка приемки поставляемых товаров, не производить оплату оставшихся 70% от цены товара без фактического предоставления поставщиком товара, его осмотра, проверки технического состояния, комплектности и работоспособности, в отсутствие подписанного обеими сторонами акта приема-передачи товара, дал указание бухгалтеру его учреждения Г., неосведомлённой о его преступных намерениях составить платёжное поручение о перечислении денежных средств, по готовности которого подписал его и умышленно перечислил на расчетный счёт К. согласно платёжному поручению № 448321 от 24.11.2015, оставшуюся денежную сумму по договору № 18 от 10.11.2014 в размере 81 444 рублей, перечисленные его учреждению в виде целевой субсидии из бюджета Забайкальского края на оздоровление и организацию летнего отдыха детей, После полного перечисления Кореневым О.В. денежных средств по договору на расчетный счёт поставщика, товар заказчику не предоставлен до настоящего времени. Коренев О.В. распорядился бюджетными средствами в виде субсидий из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на оздоровление и организацию летнего отдыха детей неэффективно и нерезультативно, поскольку не обеспечил приёмку поставленного товара и исполнение обязательств стороной договора в виде поставки оплаченного товара и не передал товар правоприемнику - муниципальному учреждению дополнительного образования «<данные изъяты>В результате преступных действий Коренева О.В. по перечислению бюджетных средств, авансовых платежей поставщику в нарушение установленных предельных лимитов авансирования, нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный ст.34 Бюджетного кодекса РФ, рационального использования бюджетных средств, пополняемых за счет средств налогоплательщиков, в том числе жителей Забайкальского края, а также право пользование детьми, отдыхающими в оздоровительном лагере, денежными средствами, выделенными в виде целевой субсидии на их оздоровление и отдых, что повлекло существенное нарушение их законных интересов, а также законных интересов общества и государства в виде причинения крупного ущерба, в виде невозвращения бюджетных средств в учреждение в сумме 399 960 рублей и товара соответствующего качества, подрыва авторитета комитета образования администрации муниципального района «Читинский район».
При ознакомлении с материалами уголовного дела Кореневым О.В. заявлено ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, в связи с согласием с предъявленным обвинением.
В судебном заседании подсудимый Коренев О.В. данное ходатайство в присутствии защитника поддержал, полностью согласился с предъявленным обвинением, пояснив, что ходатайство им было заявлено добровольно, после консультации с защитником и правовые последствия такого согласия ему разъяснены и понятны.
Защитник Бояринова В.А. поддержала ходатайство, заявленное подсудимым, подтвердила, что проконсультировала своего подзащитного, в чём заключается сущность особого порядка принятия судебного решения, ходатайство о проведении судебного заседания и постановлении приговора в особом порядке подзащитным заявлено добровольно.
Государственный обвинитель Дубровская Г.Ф. не возражает против заявленного ходатайства подсудимым Кореневым О.В. о рассмотрении уголовного дела в особом порядке.
Учитывая, что обвинение, предъявленное Кореневу О.В. по ч. 1 ст. 286 УК РФ, с которым полностью согласился подсудимый, обосновано, подтверждается собранными по делу доказательствами, суд находит, что условия, при которых закон предусматривает возможность постановления приговора без судебного разбирательства соблюдены, поэтому применяет особый порядок принятия судебного решения в соответствии с главой 40 УПК РФ.
При согласии участников процесса суд, рассмотрев данное дело в особом порядке, установил, что Коренев О.В. совершил превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч.3 ст. 60 УК РФ при назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступлений, личность виновного, в том числе наличие обстоятельств, смягчающих наказание и отсутствие обстоятельств отягчающих наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и условия жизни его семьи.
Смягчающими обстоятельствами наказание у подсудимого Коренева О.В., в соответствии со ст.61 УК РФ, суд признает признание вины, полное раскаяние в совершении преступления, ранее не судим, возраст, добровольное частичное возмещение материального ущерба, положительные характеристики.
Обстоятельств, отягчающих наказание у подсудимого, в соответствии со ст. 63 УК РФ, суд не усматривает.
Принимая во внимание степень общественной опасности совершенного преступления и его фактические обстоятельства, суд не находит оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ и изменения категории преступления на менее тяжкую.
При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Кореневым О.В. преступления, относящегося к категории преступлений средней тяжести, сведения о личности подсудимого, ранее не судим, не состоит на учете в КПД и в КНД, имеет постоянное место жительство и место работы, характеризуется исключительно с положительной стороны, имеет устойчивые социальные связи.
Суд принимает во внимание также влияние назначенного наказания на исправление подсудимого, совокупность смягчающих обстоятельств, отсутствие обстоятельств отягчающих наказание, имущественное положение, наличие стабильного заработка, личность подсудимого, совершение им преступления впервые отнесенного уголовным законом к категории небольшой тяжести, и приходит к выводу о назначении наказания виде штрафа в соответствии со ст. 46 УК РФ.
Исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих общественную опасность совершенных преступлений и являющихся основанием для назначения подсудимому наказания с применением ст. 64 УК РФ не усмотрено.
Гражданский иск, заявленный комитетом образования администрации муниципального района «Читинский район» в сумме 99 960 руб., подлежит по следующим основаниям. Вина подсудимого в причинении материального ущерба в результате превышения должностных обязанностей установлена в судебном заседании, представленный расчет материального ущерба обоснован у суда сомнений не вызывает, подсудимым расчет не оспорен, исковые требования признаны в полном объёме и в соответствии со ст.1064 ГК РФ подлежат удовлетворению.
Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката, взысканию с Коренева О.В. не подлежат, в соответствии с ч. 10 ст. 316 УПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 307-309, 316 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Коренева О.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ и назначить наказание в виде штрафа в сумме 15 000 рублей.
Меру пресечения – в виде подписки о невыезде оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
Гражданский иск удовлетворить.
Взыскать с Коренева О.В. в пользу <данные изъяты>» сумму материального ущерба в размере 99 960 рублей (девяносто девять тысяч девятьсот шестьдесят рублей )
Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката, взысканию с Коренева О.В. не подлежат.
Приговор может быть обжалован в течение 10 суток со дня провозглашения в Забайкальский краевой суд с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ.
В случае подачи апелляционной жалобы, а также апелляционного представления, а также в случае обжалования приговора иными лицами, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в течение 10 суток со дня провозглашения приговора.
Судья К.Л. Кулакова