РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
5 марта 2018 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Мангуловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-906/18 по заявлению А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 марта 2018 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Мангуловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-906/18 по заявлению А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
А.. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование иска указывает, что на основании договора купли-продажи земельного участка № кп от 29.08.2016 г. он является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 725,00 м2 по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, <адрес>. В декабре 2017 г. он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, с последующим выкупом смежного земельного участка площадью 243,00 м2. 17.01.2018 г. распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-19 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» ему было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку образуемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. С решением он не согласен, поскольку земельный участок не располагается в границах планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-19 от 17.01.2018 г. «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, приняв решение по его заявлению о перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 22.09.2017 г. Н.. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности от 9.01.2018 г. №Д05-01/8 А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 17-25).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу с 14.10.2016 г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 725±9 м2 по адресу: <адрес>, 6, (л.д. 45-46).
18.12.2017 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/6303 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером № (л.д. 40-41) на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков). К заявлению был приложен подготовленный заявителем проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 51), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.
Согласно представленной схеме в результате перераспределения истец желал присоединить к принадлежащему ему земельному участку территорию площадью 243 м2 из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением от 17.01.2018 г. №РД-19 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истцу в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ).
Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истицы о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
В соответствии с п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В оспариваемом решении указано, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, отмечено 1 такое нарушение, указано, что по сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, образуемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в связи с чем образование земельных участков возможно, в соответствии с п.3 ст.11.3 ЗК РФ, исключительно на основе утверждённого проекта межевания территории.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
В силу пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Под элементами планировочной структуры, согласно п.1 ст.41 ГрК РФ, понимаются, в частности, микрорайоны и кварталы. Поэтому, если испрашиваемый истцами земельный участок расположен в пределах квартала, застроенного многоквартирными домами, формирование занимаемого им земельного участка, действительно, возможно только на основе проекта межевания территории.
В оспариваемом решении отсутствуют указания на то, в границах какого элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, находятся испрашиваемые истцом к перераспределению земельные участки, что, безусловно, является дефектом решения.
Однако при разбирательстве дела ответчик смог дать пояснения по указанному выше вопросу и представил графический материал в обоснование законности своего решения.
Из проекта схемы расположения земельного участка, из публичной кадастровой карты (pkk5.rosreestr.ru – л.д. 26), графического материала (л.д. 55-58), а также из общедоступных картографических систем maps.google.com и 2gis.ru, следует, что образуемый земельный участок находится в квартале, ограниченном <адрес> Сиреневым переулком, Центральной и Таганской, в границах которого имеются многоквартирные жилые дома с адресами: <адрес>-6. <адрес> (5 этажей), <адрес> (2 этажа), <адрес> (2 этажа). Наличие у этих объектов правового режима многоквартирных жилых домов подтверждается и тем, что управление ими осуществляет ООО «ПЖРТ Куйбышевский» в качестве управляющей организации (данные взяты из информационной системы 2gis.ru). Таким образом, вывод ответчика о расположении образуемого в результате перераспределения земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, соответствует действительности, нашёл своё подтверждение в ходе разбирательства дела.
Следовательно, оспариваемое решение ответчика по существу является законным. Заявитель может реализовать свой интерес в преобразовании принадлежащего ему земельного участка с увеличением его площади только на основе проекта межевания территории.
Доводы заявителя о том, что принадлежащий ему в настоящее время земельный участок с кадастровым номером № был сформирован без утверждённого проекта межевания территории, путём утверждения уполномоченным органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) территории не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, равно как и о незаконности решения о формировании земельного участка проекта межевания территории, поскольку, как следует из реестровой выписки, земельный участок с кадастровым номером № был сформирован 6.02.2014 г., соответственно, схема его расположения на кадастровой карте (кадастровом плане) территории была утверждена до этой даты и, до 1.03.2015 г. – даты изменения земельного законодательства. На момент формирования земельного участка с кадастровым номером № ограничений, установленных ныне действующим п.3 ст.11.3 ЗК РФ, закон не устанавливал.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 8.03.2018 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь