Дело № 2- 2505/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2015 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:
истца Кивер И.В.,
при секретаре судебного заседания Кравченко М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кивер И. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истица обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение Комиссии ГУ-УПФР №11 по г.Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17 июня 2015 года протокол № 159 и обязать ГУ-УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области назначить ей пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения с заявлением к ответчику, то есть с 01.06.2015 года, взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
Свои требования мотивирует тем, что 01.06.2015 года она обратилась в ГУ-УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей. Основанием для обращения стал п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», где определяется право на досрочную пенсию лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и имеющих педагогический стаж не менее 25 лет. Решением Комиссии ГУ-УПФР №11 по г.Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.06.2015 года протокол № 159 истцу было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы. Комиссия признала невозможным включить в специальный стаж работы период с <дата> по <дата> - отпуск по уходу за ребенком. Отказывая зачесть в стаж педагогической деятельности спорный период работы Ответчик сослался на п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516. где отпуск по уходу за ребёнком не засчитывается в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях. Истец считает невключение указанного периода работы в льготный стаж для назначения пенсии неправомерным, поскольку отпуск по уходу за ребенком предоставлялся истице до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР".
Истец Кивер И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен. Свою позицию по иску изложил в письменном отзыве на исковое заявление, из содержания которого следует, что ГУ-Управление ПФР № 11 по г. Москве и Московской области не согласно с исковыми требованиями Кивер И.В. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статья 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. страховая пенсию по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. Пункт 2 статьи 27 данного Закона сохраняет право за Правительством РФ утверждать Списки работ, профессий и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости. В соответствии с новыми Списками при досрочном назначении страховой пенсии по старости обязательным условием является выполнение работы в определенных должностях и в определенных учреждениях с учетом условий, предусмотренных в Правилах. Периоды отпуска по уходу за ребенком с <дата> по <дата> года, нахождения на курсах повышения квалификации <дата> года, не могут быть приняты к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. в соответствии со ст.256 Трудового кодекса РФ отпуск по уходу за ребенком включается в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях только до <дата>. В соответствии с п.4.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением ПРФ от 11.07.2002 г. № 516. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
При изложенных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии представителя ответчика, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Кивер И.В. 01.06.2015 года обратилась в ГУ-УПФР №11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.06.2015 года № 159 в назначении пенсии истцу отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом, в стаж для назначения пенсии не были засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации <дата> и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и 3-х лет с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> года. Комиссия засчитала в специальный стаж истца <данные изъяты> (л.д. 7-8).
Согласно записям в трудовой книжке Кивер И.В. <дата> назначена на должность <данные изъяты> Протвинской средней школы <номер>, <дата> назначена на должность <данные изъяты>, <дата> освобождена от должности <данные изъяты>, <дата> назначена на должность <данные изъяты> (л.д. 9-11).
Из копии справки МБОУ «Гимназия» от <дата> уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды, которые засчитываются в выслугу лет, дающую право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, следует, что Кивер И.В. <дата> принята на должность <данные изъяты>, <дата> назначена на должность <данные изъяты>, <дата> курсы повышения квалификации, <дата> освобождена от должности <данные изъяты>, <дата> назначена на должность <данные изъяты>, работает по настоящее время. Находилась в отпуске по уходу за ребенком: с <дата> по <дата> (приказ № 17 от 23.01.1990), с <дата> по <дата> (приказ № 81 от 10.06.1991), с <дата> по <дата> (приказ № 258 от 18.11.1994), с <дата> по <дата> (приказ № 16 от 09.02.1996) (л.д. 12)
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В
Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,.. . устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;...иными способами, предусмотренными законом.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Часть 4 ст. 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
На основании пп. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктами 2-4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудов Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Ответчик не включил истцу период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> года.
На основании ст. 256 ТК РФ, действительно отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Однако в соответствии с п.п.б п.1 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 22.01.1981 года № 235 (в редакции от 13.01.1989 года) "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и двух лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.
Кроме того, в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР от 09.12.1971 года дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В силу п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 21.12.1989 года № 1128) с 01.12.1989 года повсеместно была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" статья 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденная Законом СССР от 15.07.1970 года и изложена в новой редакции, которая предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С 06.10.1992 года, со дня вступления в силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» от 25.09.1992 года период нахождения в отпуске по уходу за детьми перестал включаться в стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях.
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также ст. 167 КЗоТ РСФСР период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Разрешая заявленные исковые требования, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец находилась в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> года, то есть данный период времени начался до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законом о труде РФ», суд приходит к выводу, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> года, подлежит зачету в общий, непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Следовательно, спорный период подлежит включению в специальный стаж Кивер И.В., дающий ей право на досрочную пенсию независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, принимая во внимание, что на момент обращения истицы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано более 25 лет, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых даёт право на эту пенсию, истица имела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
С заявлением о назначении пенсии истец обратилась 01.06.2015 года. В связи с возникновением спора по вопросу включения в стаж определенных периодов, истец обратилась в суд. Окончательно спор между сторонами разрешен в судебном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для изменения срока, с которого истцу должна назначаться пенсия. Поскольку на дату обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии истец имела необходимый педагогический стаж для назначения ей пенсии, суд пришел к выводу о необходимости назначения истице досрочной трудовой пенсии, как педагогическому работнику с 01.06.2015 года.
В силу ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как указывает истец, в связи с обращением в суд, им были понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в силу положений ст. 98 ГПК РФ подлежат возмещению ответчиком пропорционально удовлетворенной части исковых требований, то есть в сумме 300 рублей, то есть в сумме, оплаченной истцом при подаче иска в суд, что следует из квитанции (л.д. 2).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кивер И. В. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области Пенсионного отдела г. Протвино по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №159 от 17.06.2015 года об отказе Кивер И. В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Включить Кивер И. В. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области назначить Кивер И. В. досрочно трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 01.06.2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области в пользу Кивер И. В. судебные расходы в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2015 года.