Решение по делу № 2-433/2014 ~ М-411/2014 от 11.07.2014

                    РЕШЕНИЕ

                 Именем Российской Федерации

    22 августа 2014 года    г. Губкинский

Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Балан А. С.

при секретаре судебного заседания Жуковой Н. В.,

с участием представителя истца Жилина Н. В., действующего на основании доверенности от 13 мая 2014 года, представителя ответчика Герасимовой Е. В., действующей на основании доверенности от 1 января 2014 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-433/2014 по иску Спиридонова А. В. к открытому акционерному обществу «Нефтяная компания «Роснефть» о возложении обязанности предоставить данные персонифицированного учета и взыскании страховых взносов,

установил:

Спиридонов А. В. обратился в суд с требованием о возложении на ОАО «НК «Роснефть» обязанности по предоставлению в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Губкинскому сведений его индивидуального персонифицированного учета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и перечислении за указанный период страховых взносов на финансирование своей трудовой пенсии.

В обоснование своих требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являясь гражданином Республики Беларусь, работал на предприятиях, правопреемником которых является ОАО «НК «Роснефть». ДД.ММ.ГГГГ ему выдано свидетельство государственного пенсионного страхования, однако страховые взносы начислялись только в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы не уплачивались и сведения персонифицированного учета о нем не предоставлялись в органы пенсионного фонда. Считает, что работодателем неверно был определен его статус как временно пребывающий на территории Российской Федерации, что привело к нарушению его пенсионных прав.

Ответчик Герасимова Е. В. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск. В обоснование возражений указала, что до введения в действие Закона РФ № 176-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы при назначении пенсии не учитывались. Ответчик являлся гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, и, следовательно, действие российского пенсионного законодательства на него не распространялось. Статьей 4 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что право на пенсию на общих основаниях с гражданами России имеют граждане других союзных республик иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации. Также просила отказать в иске в связи с пропуском истцом срока для обращения в суд.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Губкинском, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть исковые требования в его отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представил (л. д. 27-29).

Суд, выслушав стороны, изучив отзыв третьего лица и материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Спиридонов А. В., являясь гражданином Республики Беларусь (л. д. 140), в спорный период работал ... в ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз», что подтверждается записями в трудовой книжке. ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в ООО «РН-Пурнефтегаз» (л. д. 136-137). Имеет страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования № , выданное ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 12).

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Спиридонова А. В., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы за Спиридонова А. В. не уплачивались; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения персонифицированного учета не предоставлялись (л. д. 13-14).

Таким образом, материалами дела подтверждено, что истец, являясь гражданином республики Беларусь, работал на территории РФ по трудовому договору с ОАО «НК «Роснефть – Пурнефтегаз», правопреемником которого в настоящее время является ОАО «НК»Роснефть».

Однако, по мнению суда, доводы ответчика о том, что Спиридонов А. В. в спорный период являлся иностранным гражданином и временно пребывал на территории Российской Федерации, в связи с чем, за него работодателем не должны были уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действуют особые соглашения в части социального обеспечения.

Так в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления Соглашения в законную силу, исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

Согласно статье 10 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся – мигрантов, подписанного в городе Москва 15 апреля 1994 года, участниками которого являются Российская Федерация и республика Беларусь, ратифицированного Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 47-ФЗ (далее по тексту Соглашение), трудящиеся мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории Стороны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) Стороны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами.

Впоследствии, 25 декабря 1998 года между Россией и республикой Беларусь был заключен договор «О равных правах граждан» (ратифицирован ФЗ от 1 мая 1999 года).

Согласно статье 7 указанного договора, договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

В соответствии со статьей 8 названного договора, гражданам России и Беларуси обеспечиваются также равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях Договаривающихся Сторон.

Каких либо оговорок о статусе граждан в договоре не содержится.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ международные договоры являются составной частью ее правовой системы; если в соответствии с международными договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются привила международного договора.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ, трудовой договор – есть соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым, работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Одним из существенных условий трудового договора, Трудовой кодекс РФ называет виды и условия социального страхования, непосредственно, связанные с трудовой деятельностью (ст. 57 ТК РФ).

Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 16 июля 1999 № 165- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Под обязательным социальным страхованием понимается часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральными законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе и по независящим от них обстоятельствам. В соответствии со статьей 7 названного закона страховыми случаями признаются необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье, материнство, инвалидность, наступление смерти, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным.

Одним из видов страхового обеспечения обязательного социального страхования является пенсия по старости (ст. 8).

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета.

Федеральные законы от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» устанавливают критерии по реализации прав на пенсионное обеспечение, условия и порядок пенсионного обеспечения.

Согласно статье 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции действовавшей до1 января 2005 года, застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ или услуг, а также по авторскому, лицензионному и иным видам договоров.

Таким образом, категория иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации и работающих по трудовому договору, была лишена возможности получить социальное обеспечение в полном объеме, поскольку работодатели освобождались от обязанности уплачивать страховые взносы за указанных работников.

Однако согласно ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что общие правила уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение иностранных работников, не применимы к гражданам республики Беларусь в силу международных соглашений, на которые указано судом выше.

В связи с чем, работодатель, заключив трудовой договор с истцом, обязан был уплачивать страховые взносы за работника – гражданина республики Беларусь на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.

Учитывая, что на истца распространяются положения указанных международных договоров, положения Трудового кодекса РФ, то на него в полной мере распространяются и положения федеральных законов, содержащих нормы трудового законодательства.

Согласно статье 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно расчету, представленному УПФ РФ по г. Губкинскому (л.д.30), с которым согласился истец, сумма страховых взносов, подлежащая уплате ответчиком на обязательное пенсионное страхование истца за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на финансирование страховой части пенсии составит сумму сумма, на финансирование накопительной части пенсии сумма, а всего в сумме сумма.

За период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сумма страховых взносов на финансирование страховой части пенсии составит сумма, на финансирование накопительной части пенсии сумма, а всего в сумме сумма.

За период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма страховых взносов на финансирование страховой части пенсии составит сумма, на финансирование накопительной части пенсии сумма, а всего в сумме сумма.

Данный расчет суд принимает во внимание, поскольку произведен согласно правилам, предусмотренным пенсионным законодательством и не оспаривался представителем ответчика.

Таким образом, с ответчика подлежат взысканию страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ - в размере сумма, за ДД.ММ.ГГГГсумма, за ДД.ММ.ГГГГсумма.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о необоснованности требований истца в части перечисления в пенсионный фонд страховых взносов на страховую и накопительные части за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями ст. 18, 327 КЗоТ РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, истец подлежал государственному социальному страхованию, которое обеспечивалось за счет государства. Взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями без каких либо вычетов из заработной платы рабочих, служащих.

Так, согласно действовавшему до 1 января 2002 года Закону РФ № 340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в составе пенсии не предусматривались страховая и накопительная части, размер пенсии зависел от величины заработка и продолжительности трудового стажа и, а после указанной даты - от суммы страховых взносов, зачисленных в органы пенсионного фонда, согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

При этом после вступления в силу указанного закона для исчисления размера трудовой пенсии по старости по выбору гражданина учитывается среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы (этот заработок учитывается только по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации) либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года (такой заработок рассчитывается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (ст. 30 ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Страховые взносы до 2002 года носили безвозвратный и индивидуально безвозмездный характер, о чем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих постановлениях (от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяет не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Как следует из отзыва Управления Пенсионного фонда по г. Губкинскому для реализации вышеуказанного постановления страхователь обязан предоставить в Пенсионный фонд сведения о работающих у него застрахованных лицах.

Согласно п. 2 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, при учете и реализации пенсионных прав истца за период его работы в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ определяющее значение будут иметь не страховые взносы, внесенные за этот период, а сведения индивидуального (персонифицированного) учета, предоставленные работодателем в органы пенсионного фонда.

В связи с чем требования истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Статьей 8 ФЗ №27 от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" определены общие правила предоставления сведений о застрахованных лицах. В соответствии с названной статьей данные сведения предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Работодатели должны предоставлять сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также по договорам гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых они уплачивают страховые взносы государственного пенсионного страхования. Сведения должны быть предоставлены в те территориальные органы Пенсионного фонда РФ, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае невыполнения страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованные лицо не лишено возможности обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.

Ходатайство ответчика о применении последствий пропуска срока обращения в суд за разрешением трудового спора, суд находит необходимым оставить без удовлетворения, поскольку доводы ответчика основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Право гражданина на пенсионное обеспечение, в том числе и на получение пенсии в полном размере, является постоянно действующим и не может быть ограничено сроком.

Согласно ч. 1 ст. 381 ТК РФ предметом индивидуального трудового спора могут быть неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Между тем, спорные правоотношения хотя и связаны с трудовыми, но возникли в связи с неисполнением ответчиком обязанностей в сфере социального страхования, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» о перечислении страховых взносов страховщику в порядке, определенном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствие со ст.ст. 98 и 103 ГПК РФ с ответчика ОАО «НК «Роснефть» следует взыскать государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден.

Учитывая размер удовлетворенных требований, с ОАО «НК «Роснефть» в доход местного бюджета надлежит взыскать в размере сумма рублей, согласно подпунктов 1 и 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 15, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Спиридонова А. В. удовлетворить в части.

Обязать открытое акционерное общество «Нефтяная Компания «Роснефть» перечислить взносы на обязательное пенсионное страхование в Управление Пенсионного фонда по г. Губкинский ЯНАО за Спиридонова А. В. за период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующих размерах: за ДД.ММ.ГГГГсумма, за ДД.ММ.ГГГГсумма, за ДД.ММ.ГГГГсумма.

В удовлетворении требований о перечислении страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Обязать открытое акционерное общество «Нефтяная Компания «Роснефть» предоставить в Управление Пенсионного фонда по г. Губкинский ЯНАО сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Спиридонова А. В. за период его работы в ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с открытого акционерного общества «Нефтяная Компания «Роснефть» в доход муниципального образования города Губкинского государственную пошлину в размере сумма рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Губкинский районный суд.

Председательствующий (подпись)

Решен ие в окончательной форме изготовлено 27 августа 2014 года

Копия верна. Судья                                 А. С. Балан

2-433/2014 ~ М-411/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Спиридонов Александр Викторович
Ответчики
ОАО "НК "Роснефть"
Суд
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Гондельева Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
gubkinskiy--ynao.sudrf.ru
11.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2014Передача материалов судье
16.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2014Судебное заседание
22.08.2014Судебное заседание
27.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2014Дело оформлено
27.11.2014Дело передано в архив
25.05.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.06.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.06.2016Судебное заседание
28.06.2016Судебное заседание
29.07.2016Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее