Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-816/2015 (2-4433/2014;) от 21.11.2014

Дело № 2-816/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«02» марта 2015 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,

при секретаре Новиковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Форца» о признании незаконным и недействительным представления и.о. прокурора Индустриального района г. Ижевска от -Дата- об устранении нарушений законодательства о лотереях,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействительным представления и.о. прокурора Индустриального района г. Ижевска от -Дата- об устранении нарушений законодательства о лотереях. Требования мотивировал тем, что в период с -Дата- по -Дата- сотрудниками прокуратуры Индустриального района г. Ижевска в отношении ООО «Форца», осуществляющего распространение лотерейных билетов всероссийской государственной бестиражной лотереи «ВГБЛ 8 «Победа», проведена проверка по месту осуществления деятельности: г. Ижевск, ул. ..., по результатам которой и.о. прокурора Индустриального района г. Ижевска -Дата- в адрес генерального директора ООО «Форца» внесено представление об устранении нарушений законодательства о лотереях. Заявитель полагает, что представление прокурора нарушает его права, в связи с чем, просит суд признать представление и.о. прокурора Индустриального района г. Ижевска от -Дата- об устранении нарушений законодательства о лотереях, вынесенное в адрес генерального директора ООО «Форца» незаконным и недействительным.

Представитель заявителя ООО «Форца» в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, с заявлениями об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие к суду не обращался.

В соответствии со ст. 257 ч.2 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.

В судебном заседании помощник прокурора Индустриального района г. Ижевска Кондаков А.С., против удовлетворения заявления возражал, указал на законность внесенного в отношении генерального директора ООО «Форца» представления. Пояснил, что представление прокурора по своей правовой природе не носит силу обязательного к исполнению решения, не предусматривает обязанность прекращения деятельности, в рамках рассмотрения данного представления юридическое лицо обязано дать ответ относительно рассмотрения представления прокурора. Данное представление не несет для заявителя негативных последствий в виде прекращения или приостановления деятельности, поскольку данные вопросы могут быть решены только при рассмотрении судом соответствующего иска.

Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения помощника прокурора Индустриального района г. Ижевска, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 3 и статьи 245 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (абзац 3 пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре).

Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела следует, что и.о. прокурора Индустриального района г. Ижевска -Дата- в адрес ООО «Форца» было внесено представление за "Об устранении нарушений законодательства о лотереях", согласно которому прокуратурой Индустриального района г. Ижевска проведена проверка исполнения законодательства о противодействии организации и проведению азартных игр в деятельности ООО «Форца».

Представление прокурора основано на том, что ООО «Форца» осуществляет распространение электронных лотерейных билетов Всероссийской государственной бестиражной лотереи «ВГБЛ 8 «Победа» с использованием электронных устройств, позволяющих по желанию участника лотереи, осуществить игру с использованием мультипликационной заставки. Распространение осуществляется по адресу: г. Ижевск, ул. .... Из Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» следует, что при проведении бестиражных лотерей не может использоваться лотерейное оборудование и лотерейные терминалы. В ходе проверки установлено, что при проведении розыгрыша бестиражной лотереи после оплаты ставки в лотерею (лотерейного билета) участнику лотереи предоставляется право выбора: сыграть в мультипликационную заставку, либо определить размер выигрыша по электронному лотерейному билету. Сумма выигрыша по оплаченной в лотерее ставке ставится в зависимость от итогов игры в мультипликационную заставку. При определении лотерейного билета участник лотереи должен выявить скрытую надпись о наличии выигрыша. Увеличение или уменьшение суммы выигрыша противоречит нормам закона, так как выигрыш заложен на стадии изготовления лотерейного билета. Условия проведения лотереи «Победа», а именно п. 16 Условий «Порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей» не предусматривает определение выигрыша с использованием мультипликационной заставки. Согласно условиям лотереи и определениям понятия торговый аппарат на объекте реализации лотерейных билетов не могут проводиться игры с использованием интерактивных мультипликационных заставок. Так как при игре в интерактивную мультипликационную заставку возможен как выигрыш наличных денежных средств, так и проигрыш денежных средств (сумма ставки по лотерее), данная игра подпадает под определение «азартной игры», то есть игры, основанные на риске. Указанные нарушения законодательства о лотереях являются недопустимыми, поскольку нарушают принципы защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Возникновение данных нарушений стало возможным вследствие ненадлежащего исполнения законодательства о лотереях, директором ООО «Форца» Гильмутдиновой Г.А.

Ссылаясь на несоблюдение требований законодательства о лотереях, и.о. прокурора Индустриального района г. Ижевска предложил незамедлительно рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры района, а также принять неотложные меры по устранению выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, о рассмотрении представления и принятых мерах сообщить прокурору Индустриального района г. Ижевска в письменном виде в установленный законом месячный срок.

Из оспариваемого представления прокурора не следует, что оно содержит властное волеизъявление и его неисполнение порождает для граждан и юридических лиц правовые последствия.

Оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что представление прокурора не является обязательным к исполнению, в том числе, по приостановлении или прекращении деятельности, следовательно, права заявителя оспариваемым представлением не нарушены.

Само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, преследуя цель понудить органы и должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, в добровольном порядке устранить допущенные нарушения закона.

Данная правовая позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" по смыслу взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (пункта 1 статьи 6, пункта 3 статьи 22, пункта 1 статьи 24), из которого следует, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Таким образом, вышеперечисленные нормы законодательства обязывают директора ООО «Форца» незамедлительно рассмотреть оспариваемое представление прокурора, не обязывая при этом безоговорочно исполнить его, в том числе в части решения вопроса о прекращении деятельности и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

В соответствии со ст. 258 ч.4 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку оспариваемым представлением прокурора права и законные интересы заявителя не нарушены, заявление ООО «Форца» об оспаривании представления и.о. прокурора Индустриального района г. Ижевска от -Дата- об устранении нарушений законодательства о лотереях удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ООО «Форца» о признании незаконным и недействительным представления и.о. прокурора Индустриального района г. Ижевска от -Дата- об устранении нарушений законодательства о лотереях - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 12 мая 2015 года.

Судья Сентякова Н.А.

2-816/2015 (2-4433/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Форца"
Другие
Прокурор Индустриального р-на г.Ижевска
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
21.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.11.2014Передача материалов судье
11.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.01.2015Предварительное судебное заседание
19.02.2015Предварительное судебное заседание
02.03.2015Судебное заседание
12.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2015Дело оформлено
06.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее