Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9/2024 (2-2875/2023;) ~ М-2773/2023 от 07.11.2023

                                    Дело №2-9/2024                                                                                        УИД 73RS0013-01-2023-004033-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10.01.2024                                                                                      г.Димитровград

    Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Авдееве А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шафикова Р. И. к муниципальному образованию «Город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда, комитета по управлению имуществом города Димитровграда, муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Шафиков Р.И. обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что он признан малоимущим в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. С 16.02.2022 он состоял на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и признан имеющим право на предоставление жилого помещения вне очереди, как гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, <данные изъяты>. Ему по договору социального найма предоставлено жилое помещение, расположенное в <адрес>. В процессе проживания он обнаружил недостатки, препятствующие проживанию в указанной квартире, а именно в помещении отсутствует ванная комната, щели в полах, высокая влажность вследствие подтопления подвала, что препятствует его проживанию в указанной квартире с учетом имеющегося у него заболевания. Просил обязать ответчика предоставить ему по договору социального найма в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное на территории города Димитровграда взамен ранее предоставленного жилого помещения.

При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве ответчиков привлечены МО «Город Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда, МКУ «Управление по реализации социальных программ», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, комитет по ЖКК администрации города Димитровграда.

В судебное заседание истец Шафиков Р.И., представители ответчиков МО «Город Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда, администрации города Димитровграда, МКУ «Управление по реализации социальных программ», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, комитета по ЖКК администрации города Димитровграда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили; от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Участвуя в предыдущем судебном заседании истец Шафиков Р.И. иск поддержал по изложенным в нем доводам, дополнительно указав, что в жилом <адрес>, где ему предоставлена квартира, имеется только один общественный душ, расположен в первом подъезде дома. Он в силу своего заболевания не может посещать указанный душ, поскольку ему надлежит ограничить посещение мест общего пользования. В доме неисправная вентиляционная система. Когда ему предоставляли указанное помещение, он видел, что в нем нет ни ванны, ни душа, однако представители муниципалитета заверили его в том, что душевая кабина будет установлена, однако при осмотре квартиры 07.06.2023 ему сказали, что возможности установки душевой кабины не имеется.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Судом установлено, что Шафиков Р.И. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждено соответствующей справкой (л.д.12), из которой также следует, что инвалидность установлена повторно с (ДАТА).

Представленной копией выписки из истории болезни (л.д.13-14) подтвержден факт установления Шафикову Р.И. диагноза инфильтративный туберкулез обоих легких в фазе распада, в связи с чем ему и установлена 2 группа инвалидности.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.

Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005 г., к которым относится Шафиков Р.И., действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.

Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Из материалов дела также следует, что постановлением администрации города Димитровграда от 16.02.2022 №368 Шафиков Р.И. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку общая площадь имеющихся жилых помещений, приходящегося на одного члена семьи не превышает установленную учетную норму – 12 кв.м. Шафиков Р.И. признан имеющим право на предоставление жилого помещения вне очереди граждан, как гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания (л.д.10).

Постановлением администрации города Димитровграда от 14.07.2022 №1875 Шафикову Р.И. предоставлено муниципальное жилое помещение по договору социального найма, расположенное в <адрес> (л.д.8) на основании его заявления (л.д.7), в связи с чем постановлением от 21.09.2022 №2535 (л.д.11) он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

21.07.2022 между Шафиковым Р.И. и МО «Город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда заключен договор №932 социального найма жилого помещения, расположенного в <адрес> (л.д.15-20).

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что муниципалитетом исполнена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.

Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Между тем, обращаясь в суд с настоящим иском, Шафиков Р.И. указывает на ненадлежащее санитарное состояние предоставленного ему жилого помещения, что, по мнению истца, приводит к ухудшению его здоровья.

В обоснование своих доводов Шафиков Р.И. представил акт осмотра муниципальной квартиры №* по <адрес> от 07.06.2023 (л.д.21), из которого следует, что при осмотре квартиры выявлено, что в помещении не выполнен косметический ремонт: отсутствуют обои на стенах, отделка потолков и окраска пола, отсутствует одна розетка и дверное полотно в подсобное помещение, отсутствует масляная окраска стен, окраска радиатора отопления и стальных труб. Нанимателем установлена входная металлическая дверь. В 2018 году в указанном помещении выполнены работы капитального характера.

Аналогичные выводы содержатся в информации Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 22.08.2023 (л.д.22-23).

Судом для проверки доводов истца по его ходатайству назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск».

В соответствии с заключением строительно-технической экспертизы, строительных норм и правил по предоставлению для инвалидов с диагнозом А 15.0 жилья обязательно с ванными комнатами или душевыми не существует. Техническое состояние исследуемого объекта – <адрес> определено согласно положениям Методики определения физического износа гражданских зданий; физический износ данного строения в среднем составляет 40%, деформаций стен, перекрытий, проемов не выявлено. Все несущие и ограждающие конструкции строения, определяющие пригодность его к эксплуатации, и заполнения проемов находятся в удовлетворительном, работоспособном состоянии. Дефектов оснований и несущих конструкций жилого дома, и, соответственно, квартиры, - разрушений и повреждений, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома, в целом, не имеется.

В ходе осмотра установлено, что в квартире выполнены перепланировка и переустройство, которые не прошли правовую регистрацию, это является нарушением нормативных требований. Кроме того, если в подсобном помещении планировалось размещение душевой, то увеличение ее площади за счет площади жилой комнаты будет являться нарушением нормативных требований – п.7.20 СП 54.13330.2022 «Размещение уборной (туалета), ванной комнаты (душевой), совмещенного санузла на жилыми комнатами и кухнями (кухнями-нишами и кухнями-столовыми) не допускается.

В квартире выявлены недостатки отделки потолков и стен, полов и их отделки, сантехнического оборудования, электропроводки. Указанные недостатки являются устранимыми при проведении ремонтных работ. Наличие указанных недостатков не влияет на пригодность жилого помещения, расположенного в <адрес>, к его использованию по назначению согласно приведенным положениям.

Объемно-планировочное решение квартиры, оснащение инженерными сетями и системами соответствуют нормативным требования, предъявляемым к данного вида строениям.

Оснований не доверять данному заключению экспертов у суда не имеется, так как экспертиза проведена специальным экспертным учреждением, специалистами, имеющими значительный стаж экспертной работы, заключение соответствует требованиям закона, содержит подробное описание проведенного исследования, в результате чего сделаны выводы и даны ответы на поставленные судом вопросы. Процессуальный порядок назначения и проведения судебной экспертизы не нарушен.

При даче заключения эксперт, предупрежденный об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, использовал нормативную, справочную литературу, методические рекомендации, научно-техническую и методическую литературу, а также материалы дела, с участием сторон был произведен визуальный осмотр квартиры. Каких-либо доказательств, подтверждающих заинтересованность экспертов в данном деле, суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд принимает заключение судебной строительно-технической экспертизы в качестве доказательства по делу.

Таким образом, стороной истца не представлено суду доказательств тому, что предоставленная ему квартира, расположенная в <адрес>, не пригодна для проживания в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Вышеуказанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (пункт 1 Положения).

При этом действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) на основании заключения межведомственной комиссии.

        Вместе с тем, заключения межведомственной комиссии о признании в установленном законом порядке жилого дома, в котором находится квартира истца, - <адрес> аварийным и подлежащим сносу, а самой квартиры (комнаты) непригодной для проживания, отсутствует.

Доказательств обращения истца с заявлением о признании квартиры №* по <адрес> непригодной для проживания, оформленным согласно Административному регламенту администрации г.Димитровграда с приложенными к нему надлежащим образом оформленными документами, не представлено.

С учетом изложенного, у истца отсутствует право требовать от ответчиков предоставления ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

При этом суд учитывает и то обстоятельство, что и заключением эксперта, и представленным истцом актом осмотра жилого помещения подтвержден факт того, что выделенная ему по договору социального найма квартира нуждается в проведении текущего ремонта, однако в соответствии со ст.67 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по проведению такого рода ремонта возложена на нанимателя жилого помещения, каковым является истец.

Каких-либо иных требований относительно проведенного переустройства и перепланировки квартиры истцом не заявлено, в связи с чем суд, руководствуясь положениями ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разрешает заявленный иск в пределах исковых требований.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований Шафикова Р.И. не имеется, в иске надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении иска Шафикова Р. И. к муниципальному образованию «Город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда, комитета по управлению имуществом города Димитровграда, муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 17.01.2024.

Председательствующий судья                                     О.П. Кочергаева

2-9/2024 (2-2875/2023;) ~ М-2773/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шафиков Р.И.
Ответчики
МО «Г.Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г. Димитровграда
МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Кочергаева О. П.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2023Передача материалов судье
10.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2023Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2024Производство по делу возобновлено
10.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее