Решение по делу № 2-1428/2017 ~ М-1299/2017 от 17.10.2017

Дело № 2-1428/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Добрянка 07 декабря 2017 года

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Абдулиной Е.Б.

при секретаре Мироновой Ю.В.

с участием представителя истца старшего помощника прокурора г.Добрянки Захарова Е.В.

ответчика индивидуального предпринимателя Захаровой С.В.

представителей ответчика Артемьева Е.Н., Щелокова В.В.

представителя третьего лица Дорощук О.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Добрянки Пермского края к индивидуальному предпринимателю Захаровой Светлане Владимировне, Министерству социального развития Пермского края о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания и возложении обязанности организовать работу по оказанию помощи гражданам по сбору пакета документов для размещения в учреждениях социального обслуживания

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Добрянки Пермского края, обратился в суд с иском к ИП Захаровой С.В., Министерству социального развития Пермского края о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания и возложении обязанности организовать работу по оказанию помощи гражданам по сбору пакета документов для размещения в учреждениях социального обслуживания.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города совместно с Министерством социального развития Пермского края, ОМВД России по Добрянскому району проведена проверка исполнения ИП Захаровой С.В. законодательства о социальном обслуживании населения. В ходе выездной проверки 05.09.2017 установлено, что по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, расположен 2-этажный жилой дом общей площадью 300 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между Вайнер С.В., Вайнер В.А. и ИП Захаровой С.В. заключен договор аренды указанного жилого дома с прилегающим земельным участком. На стене дома в последующем был размещен баннер «Домашний очаг». Согласно сведениям ЕГРИП в дополнительные виды экономической деятельности ИП Захаровой С.В. включены: деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (87.90 ОКВЭД), предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам (88.10 ОКВЭД). Из пояснительной записки Гусевой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она работает у ИП Захаровой С.В. в гостевом доме «Домашний очаг» горничной, указала на осуществление в гостевом доме деятельности по оказанию гражданам престарелого возраста: смена белья, помощь в принятии санитарно-гигиенических процедур (чистка зубов, подстрижка ногтей, принятие ванн), в случае ухудшения состояния здоровья вызов фельдшера, прочтение аннотаций к таблеткам. Также в перечне дополнительных услуг гостевого дома «Домашний очаг» указано: «В гостевом доме «Домашний очаг» о вас заботятся 24 часа в сутки! Семь дней в неделю!». При осуществлении выездной проверки были установлены 20 граждан, из которых 18 являются гражданами пожилого возраста, 1 лицо является недееспособным. Указывают, что в силу ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, является поставщиком социальных услуг, оказывающим социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания. Штатное расписание, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера с персоналом у ИП Захаровой С.В. отсутствуют. Согласно объяснениям ИП Захаровой С.В. от 08.09.2017, в персонал гостевого дома входит Захарова С.В., Гусева О.В. На момент проверки в помещении помимо Гусевой О.В. также находились еще 2 человека, которые представились персоналом гостевого дома. При визуальном осмотре было установлено, что в гостевом доме нет специально оборудованных кабинетов для проведения социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-трудовых услуг, отсутствуют соответствующие специалисты (специалисты по социальной работе, квалифицированный медицинский персонал, психологи). ИП Захаровой С.В. не созданы условия, соответствующие возрасту и состоянию здоровья граждан: не обеспечены безопасные условия пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, отсутствует специальное техническое оснащение помещений, в части самостоятельного передвижения граждан в здании и по территории гостевого дома. Медицинская помощь людям не оказывается, т.к. отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности. Договоры с медицинскими организациями также не заключены. Согласно пояснительной записке ИП Захаровой С.В., в случае ухудшения состояния здоровья вызывают скорую помощь (вызов скорой помощи персоналом не фиксируется). Территория, прилегающая к зданию, для прогулок не обустроена, завалена строительными материалами, ведется строительство деревянного сооружения, которое не огорожено. Здание имеет три входа, ни один из которых не оборудован пандусом и периллами, в коридорах отсутствуют пристенные поручни, в санитарном узле и помещении для помывки отсутствуют поддерживающие устройства, напольное покрытие скользящее (плитка). В помещении стойкий неприятный запах. Коридоры и комнаты захламлены мебелью, которая препятствует свободному проходу и проезду на кресле-коляске. Часть мебели, находящейся в комнатах для проживания, не используется по назначению (находится в разобранном состоянии либо поломана). В ванной комнате, в которой осуществляется помывка людей, разбросаны вещи, тазики и ведра, уборочный инвентарь, осуществляется стирка грязной одежды, свободно пройти в помещение не возможно. Для граждан, передвигающихся на креслах-колясках, не созданы условия для принятия санитарно-гигиенических процедур. В одном из коридоров, ведущем к эвакуационному выходу, осуществляется сушка белья. В 13-09 часов зафиксирован случай падения проживающего ФИО23, которому при падении были причинены телесные повреждения. Ввиду отсутствия квалифицированной медицинской помощи и помещений для первичной медицинской помощи, помощь ФИО23 была оказана Гусевой О.В. в комнате для проживания. По данному факту Гусевой О.В. 08.09.2017 написано объяснение. Таким образом, при осуществлении проверки выявлено, что в гостевом доме не созданы условия для проведения с клиентами мероприятий социального, медицинского, психологического характера, граждане находятся в условиях, влекущих угрозу причинения вреда их жизни и здоровью. Не соблюдаются условия ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ в части обеспечения возможности для самостоятельного передвижения по территории гостевого дома, входа, выхода и перемещения внутри (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации. Не обеспечен надлежащий уход за гражданами пожилого возраста, частично либо полностью утратившими способность к самообслуживанию. Со слов персонала ИП Захаровой С.В., в гостевом доме гражданам предоставляется 3-разовое питание, вместе с тем, за время проведения проверки с 11-00 часов до 15-30 часов подвоз обеда не осуществлялся. В помещении отдельно выделена обеденная зона, где расположено 5 столов. Со слов персонала граждане сами употребляют пищу, двое граждан питаются с помощью персонала. Меню в день проверки отсутствовало. Также было установлено, что проживающие граждане имеют признаки частичной утраты возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности, что указывает на необходимость оказания данным гражданам постоянного надлежащего ухода. При обходе помещений граждане, находящиеся в гостевом доме, пояснили, что в гостевой дом их поместили родственники, документов, удостоверяющих личность, при себе они не имели. 8 постояльцев гостевого дома выразить свою волю, желания и жалобы не смогли, т.к. не имели возможности сформулировать ответы на простые вопросы (какое время года и т.п.), плохо ориентировались в пространстве (не понимали, где находятся), не могли понимать значение своих действий. Документального подтверждения законного представительства, третьих лиц, поместивших граждан в гостевой дом, не представлено. Согласно объяснениям ИП Захаровой С.В., у проживающих граждан индивидуальные программы предоставления социальных услуг отсутствуют. Также указали, что Гусева О.В. в пояснительной записке от 05.09.2017, указала следующий перечень услуг: смена постельного белья 1 раз в неделю, помощь в принятии санитарных процедур, вызов фельдшера, прочтение документов, уборка помещений два раза в день, накрывание столов для приема пищи, организуется досуг – тематические вечера, проведение дней рождений. Указанный перечень услуг не соответствует положениям Порядка предоставления социальных услуг, а именно: отсутствуют социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые, социально-трудовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг. Таким образом, ИП Захаровой С.В. не соблюден порядок предоставления социальных услуг, который обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг. Установлено, что учет оказанных гражданам социальных услуг не ведется, документы, подтверждающие предоставление услуг (акт сдачи-приемки оказанных услуг), не составляются. Таким образом, установлено, что требования действующего законодательства о социальном обслуживании граждан ИП Захаровой С.В. не исполняются. Учитывая изложенное, ИП Захарова С.В. предоставляет социальные услуги ненадлежащего качества, пребывание граждан в гостевом доме «Домашний очаг» представляет угрозу их жизни и здоровью.

Просит суд прекратить деятельность ИП Захаровой С.В. по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания в гостевом доме «Домашний очаг», расположенном по адресу: Пермский край, Добрянский район, д.Гари, ул.Героя Лядова, 27. Обязать Министерство социального развития Пермского края организовать работу по оказанию помощи гражданам, проживающим на день принятия судом решения в гостевом доме «Домашний очаг» по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации, при наличии заявления гражданина, по сбору пакета документов, и оказать содействие в размещении указанных граждан в учреждениях социального обслуживания для инвалидов и престарелых при наличии их согласия, или получить отказ.

Протокольным определением суда от 27.11.2017 Отдел по осуществлению регионального государственного контроля управления реализации государственных гарантий социальной защиты Министерства социального развития Пермского края привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

Представитель истца – помощник прокурора Захаров Е.В. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить требования по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ИП Захарова С.В. в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласилась, пояснила, что социальные услуги с обеспечением проживания в гостевом доме «Домашний очаг» ею не оказываются. Указала на то, что «Домашний очаг» - это гостевой дом, ею оказываются гостиничные услуги и приезжать могут все желающие. Между Вайнер С.В., Вайнер В.А. и Захаровой С.В., как физическим лицом, действительно заключен договор аренды указанного жилого дома с прилегающим земельным участком, в данном жилом доме ею оказываются гостиничные услуги. В данном доме никто из проживающих пожилых людей не зарегистрирован. Из дополнительных услуг предоставляется питание, ею заключены договоры на приготовление пищи, которую ИП Захарова С.В. сама привозит в гостевой дом. Проживающим социальные и медицинские услуги не оказываются. Это такой контингент людей, которых не принимают в государственные учреждения, т.к. они не признаны людьми являющими нуждающиеся в социальном обслуживании. Кроме того, пояснила, что действительно, на момент проверки у нее проживали престарелые граждане, но они полностью самостоятельны в самообслуживании, могут сами себе готовить пищу, самостоятельно передвигаются как внутри дома, так и за его пределами. Кроме того, всеми проживающими гражданами были подписаны отказы от социального обслуживания, адресованные в органы социальной защиты населения, взятые при размещении пожилых людей в гостевом доме. О гостевом доме люди узнают в лечебных учреждениях, из органов социальной защиты населения, от знакомых. Иногда люди привозят своих престарелых родственников. За проживание в гостевом дома ИП Захарова С.В. получает вознаграждение, стоимость которого зависит «от кошельков родственников», от ФИО18 – около 10 000 рублей, от ФИО23 – 10 000 рублей, от ФИО8 – около 20 000 рублей (деньги платит его дочь), от ФИО21 – 13 000 рублей, от ФИО9 – 15 000 рублей, от ФИО30 – 20 000 рублей, от ФИО19 – 6 000 рублей, от ФИО20 – 15 000 рублей, от ФИО22 – от 4 000 рублей до 6 000 рублей, от ФИО24 – 20 000 рублей (платят родственники), от ФИО25 – 15 000 рублей, от ФИО10 – 25 000 рублей, от ФИО11 – 20 000 рублей, от ФИО28 – 20 000 рублей, от ФИО29 – 20 000 рублей (платит дочь), от ФИО12 – 13 000 рублей и по 6 000 рублей платит ее племянница. ФИО13 за проживание не платит, поскольку является опекаемым Захаровой С.В., ФИО14 – опекаемый мужем Захаровой С.В., ФИО15 за проживание также не платит, поскольку является матерью Вайнеров. В указанные суммы включено питание и проживание. Указала, что угроза для жизни и здоровья проживающих в гостевом доме отсутствует, она старается оказывать любую помощь престарелым проживающим в рамках бытовых услуг. Помощь принять ванну – это также просто бытовая помощь. Просила учесть ее желание работать дальше в указанной сфере. Относительно Гусевой О.В. пояснила, что в гостевом доме она не работает, проживает со своей мамой, в обязанности Гусевой О.В. входит исполнять просьбы проживающих.

Представители ответчика – Министерства социального развития Пермского края Артемьев Е.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , Щелоков В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , в судебном заседании с предъявленными требованиями согласились в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление, а именно, что ИП Захарова С.В. осуществляет деятельность в 2-х этажном частном жилом доме на 1 этаже по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, где располагается «Гостевой дом «Домашний очаг», в котором осуществляется деятельность по уходу за гражданами пожилого возраста с обеспечением проживания. ИП Захаровой С.В. не соблюдаются требования п. 2 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части обеспечения возможности для самостоятельного передвижения по территории пансионата, входа, выхода и перемещения внутри (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации; нарушается часть 16 Правил организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 № 940н (в части обеспечения питания); нарушается часть 16 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 № 940н, не обеспечен надлежащий уход гражданам пожилого возраста, частично либо полностью утратившим способность к самообслуживанию; нарушается ст. 17 Закона № 442-ФЗ (в части заключения и отсутствия положений ИППСУ); нарушается ч. 1 ст. 27 Закона № 442-ФЗ (в части исполнения порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг); нарушается ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основан социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части формирования общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности Пансионата, и обеспечения доступа к данным ресурсам посредством размещения их на официальном сайте организации социального обслуживания. В связи с тем, что деятельность ИП Захаровой С.В. по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, осуществляется с грубыми нарушениями обязательных требований в сфере социального обслуживания, просили удовлетворить исковые требования прокурора г. Добрянки Пермского края в полном объеме.

Представитель третьего лица – Отдела по осуществлению регионального государственного контроля управления реализации государственных гарантий социальной защиты Министерства социального развития Пермского края Дорощук О.Г., действующая на основании доверенности от 26.04.2017 № СЭД-01-97-68, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в полном объеме, указала на то, что ИП Захаровой С.В. в гостевом доме «Домашний очаг» фактически ведется деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам пожилого возраста. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, обозрев представленный фотоматериал, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 92, 96 Жилищного кодекса РФ объекты, связанные с социальным граждан и инвалидов относятся к отдельному виду жилых помещений специализированного государственного или муниципального жилищного фонда - жилым помещениям в домах социального обслуживания населения для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите и социальном обслуживании, с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42.

Согласно п. 4, 8, 12 указанных Правил, к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием, соответствующие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства. К размещению таких зданий, планировочной организации земельного участка, к объемно-планировочным решениям, к системам инженерного обеспечения, внутренней отделке помещений, к инвентарю и технологическому оборудованию, пожарной безопасности федеральным законодательством и нормативно-техническими документами установлены обязательные требования.

Так, в соответствии с пунктами 3.9, 3,10, 4.2 СанПиН 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно - гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы», не допускается размещать организации социального обслуживания в жилых зданиях. Состав помещений и их площади, техническое оснащение определяются в соответствии с технологией функциональных процессов в организации в соответствии с расчетными нормативами, а также возможностью создания необходимых условий труда в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

Планировка и оборудование всех помещений, посещаемых инвалидами и престарелыми, должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками. Спальные комнаты для инвалидов - колясочников следует предусматривать одноместными.

Как следует из положений ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Под социальной услугой понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Судом установлено, что Захарова С.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 18.02.2016, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 9-11), свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.8-оборот).

В дополнительные виды экономической деятельности ИП Захаровой С.В. включены: деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (87.90 ОКВЭД), предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам (88.10 ОКВЭД).

25.04.20107 между Вайнер С.В., Вайнер В.А. (ареднодатель) и Захаровой С.В. (арендатор) заключен договор аренды жилого дома с кадастровым номером , количество этажей – 2, с прилегающим земельным участком с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>. По условиям договора арендатор обязан использовать имущество для целей, установленных существующим законодательством, соблюдать правила пользования жилым помещением, содержать помещение в порядке (л.д.12-13).

05.09.2017 прокуратурой г.Добрянка Пермского края совместно с Министерством социального развития Пермского края, ОМВД России по Добрянскому району была проведена проверка исполнения ИП Захаровой С.В. законодательства о социальном обслуживании населения.

По результатам проведения проверки было установлено, что в доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, проживают ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО30, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

У граждан, проживающих в гостевом доме «Домашний очаг» были отобраны объяснения, из которых следует, что в данном жилом помещении они проживают добровольно, заключались ли договоры на проживание пояснить не смогли (л.д. 40-48).

Из справок, составленных помощником УУП ОМВД России по Добрянскому району 05.09.2017 следует, что в ходе проверки был осуществлен опрос ФИО12, ФИО15, ФИО30, ФИО31, ФИО13, ФИО32, ФИО11, ФИО29, ФИО28, вместе с тем, указанные граждане не контактны (л.д.37-38).

Из пояснительной записки Гусевой О.В., которая пояснила, что работает у ИП Захаровой С.В. горничной, следует, что в гостевом доме «Домашний очаг» осуществляется деятельность по оказанию помощи гражданам престарелого возраста, как то смена белья, помощь в санитарно-гигиенических процедурах (чистка зубов, подстрижка ногтей, принятие ванны), при ухудшении состояния здоровья – вызов фельдшера, прочтение аннотаций к таблеткам. Фиксация предоставленных услуг не производится (л.д. 30-32).

Помимо прочего, в перечне дополнительных услуг гостевого дома указано (в гостевом доме «Домашний очаг» о вас заботятся 24 часа в сутки! Семь дней в неделю) (л.д.17).

Таким образом, с учетом положений ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ суд приходит к выводу о том, что ИП Захарова С.В. является поставщиком социальных услуг и ее деятельность по предоставлению социальных услуг регулируется указанным Законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона № 442-ФЗ).

Учитывая изложенное, суд не принимает во внимание довод ответчика ИП Захаровой С.В. о том, что постояльцам оказывались лишь услуги бытового характера.

Судом учитывается и тот факт, что с проживающими в гостевом доме гражданами, получающими социальные услуги, не заключены договоры на оказание социальных услуг которые, в частности, должны содержать условия, определенные индивидуальными программами предоставления социальных услуг.

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека (ст. 4 Закона № 442-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, входят в систему социального обслуживания (ст. 5 Закона № 442-ФЗ).

Получатели социальных услуг имеют право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход (ст. 9 Закона № 442-ФЗ).

Поставщики социальных услуг обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с Законом № 442-ФЗ, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований Закона № 442-ФЗ (ст. 12 Закона № 442-ФЗ).

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия, (ст. 14 закона № 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению Индивидуальная программа для поставщика социальных услуг носит обязательный характер, (ст. 15, 16 Закона № 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме (ст. 19 Закона № 442-ФЗ).

Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (ст. 23 закона № 442-ФЗ).

Социальное обслуживание осуществляется юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по предоставлению социальных услуг, предусматривающую действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (п.2 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных Приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 940н (далее - Приказ).

В организациях социального обслуживания предоставляются следующие виды социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей получателей социальных услуг: 1) социально-бытовые; 2) социально-медицинские; 3) социально-психологические; 4) социально- педагогические; 5) социально-трудовые; 6) социально-правовые; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги (п.8 Правил).

Организации социального обслуживания организуют свою деятельность по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, получателю социальных услуг в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности с учетом категорий получателей социальных услуг, состояния их здоровья, возраста, социального положения и других обстоятельств, которые приводят или могут привести к ухудшению условий их жизнедеятельности (п.9 Правил).

Социальные услуги предоставляются организациями социального обслуживания в соответствии с порядком предоставления социальных услуг, и в объемах, не менее установленных стандартом социальной услуги (п.13 Правил).

При предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются: 1) надлежащий уход; 2) безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг; 3) соблюдение требований и правил пожарной безопасности; 4) соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п.16 Правил).

Организации социального обслуживания формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих организаций, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях организаций социального обслуживания, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания (п.21 Правил).

Стационарные организации социального обслуживания в зависимости от контингента получателей социальных услуг подразделяются на: 1) дома-интернаты (пансионаты), в том числе детские, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия; 2) специальные дома-интернаты, в том числе для престарелых; 3) геронтологические центры, 4) психоневрологические интернаты; 5) реабилитационные центры для лиц, страдающих психическими расстройствами; 6) детские дома-интернаты для умственно отсталых детей; 7) иные организации, осуществляющие социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания (п.29 Правил).

Стационарные организации социального обслуживания создаются в форме учреждения или иной организационно-правовой форме, соответствующей целям предоставления социального обслуживания, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п.30 Правил).

В стационарных организациях социального обслуживания предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также срочные социальные услуги и услуги по повышению коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов (п.32 Правил).

Предоставление социальных услуг в стационарных организациях социального обслуживания осуществляется с учетом индивидуальной потребности получателя социальных; услуг, а также в соответствии с порядком предоставления социальных услуг, утверждаемым уполномоченным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в объемах, не менее установленных стандартом социальной услуги (п.33 Правил).

Должности специалистов в стационарных организациях социального обслуживания замещают лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к таким должностям (п.39 Правил).

Таким образом, действующим законодательством РФ установлены конкретные требования к предоставлению социального обслуживания, к поставщикам социальных услуг, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по предоставлению социальных услуг.

Вместе с тем, данные требования законодательства ИП Захаровой С.В. не выполнены, что подтверждается актом проверки от 05.09.2017 (л.д. 20), пояснительной запиской о результатах выездной проверки ИП Захаровой С.В. (л.д. 22-25).

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Материалами дела установлено, и подтверждено представленным фотоматериалом, что территория, прилегающая к зданию, для прогулок не обустроена, завалена строительными материалами, ведется строительство деревянного сооружения, которое не огорожено. Входы в здание не оборудованы пандусами и периллами, в коридорах отсутствуют пристенные поручни, в санитарном узле и помещении для помывки отсутствуют поддерживающие устройства, напольное покрытие скользящее (плитка). Коридоры и комнаты захламлены мебелью, которая препятствует свободному проходу и проезду на кресле-коляске. Часть мебели, находящейся в комнатах для проживания, не используется по назначению (находится в разобранном состоянии либо поломана). В ванной комнате, в которой осуществляется помывка людей, разбросаны вещи, тазики и ведра, уборочный инвентарь, осуществляется стирка грязной одежды, свободно пройти в помещение не возможно.

Данный факт не отрицала и сама ответчик ИП Захарова С.В., по данному поводу пояснила, что в настоящее время ведется обустройство прилегающей к дому территории, в жилом помещении ведется ремонт. Указала на то, что в скором времени намерены привести территорию и сам жилой дом в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, материалами дела установлено, что ИП Захарова С.В. осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания в гостевом доме «Домашний очаг», расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с нарушениями действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований законодательства о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, что нарушает права и законные интересы граждан, пребывающих в гостевом доме.

Поскольку в судебном заседании установлено, что деятельность ИП Захаровой С.В. осуществляется с грубыми нарушениями установленных обязательных требований в сфере социального обслуживания, требования прокурора <адрес> края к ИП Захаровой С.В. о прекращении деятельности по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания в гостевом доме «Домашний очаг», расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объеме.

К доводу ответчика ИП Захаровой С.В. о том, что социальные и медицинские услуги ею не оказываются, поскольку проживающие граждане самостоятельны в обслуживании, без чьей-либо помощи могут приготовить себе пищу, сами принимают необходимые лекарственные препараты, суд относится критически, учитывая преклонный возраст проживающих в гостевом доме. Напротив, не оказание данных услуг лицам, нуждающимся в оказании таких услуг круглосуточно, создает угрозу их жизни и здоровью.

Суд не принимает во внимание довод ИП Захаровой С.В. о том, что лица, проживающие в гостевом доме, отказались от социального обслуживания, в подтверждение которого представлены отказы от последнего в силу следующего.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности: 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) отсутствие работы и средств к существованию; 8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации; о принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме.

По правилам ст. 16 указанного Закона индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

По правилам ст. 18 Закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.

Учитывая, что граждане, проживающие в гостевом доме и представившие отказ от предоставления социальных услуг, в установленном законом порядке нуждающимся в социальном обслуживании, не признавались, индивидуальная программа соответствующим органом не разрабатывалась, отказы от социального обслуживания, представленные ИП Захаровой С.В., правового значения в данном случае не имеют.

Истцом также заявлено требование о возложении на Министерство социального развития Пермского края обязанности организовать работу по оказанию помощи гражданам, проживающим на день принятия судом решения в гостевом доме «Домашний очаг» по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации, при наличии заявления гражданина, по сбору пакета документов, и оказать содействие в размещении указанных граждан в учреждениях социального обслуживания для инвалидов и престарелых при наличии их согласия, или получить отказ.

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании принимает Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах требование о возложении на Министерство социального развития Пермского края вышеуказанной обязанности подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Добрянки Пермского края к индивидуальному предпринимателю Захаровой Светлане Владимировне, Министерству социального развития Пермского края о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания и возложении обязанности организовать работу по оказанию помощи гражданам по сбору пакета документов для размещения в учреждениях социального обслуживания,- удовлетворить.

Прекратить деятельность индивидуального предпринимателя Захаровой Светланы Владимировны по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания в гостевом доме «Домашний очаг», расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность по организации работы по оказанию помощи гражданам, проживающим на день принятия решения судом в гостевом доме «Домашний очаг», расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находящимися в трудной жизненной ситуации, при наличии заявления гражданина, по сбору пакета документов, и оказанию содействия в размещении указанных граждан в учреждениях социального обслуживания для инвалидов и престарелых при наличии их согласия, либо получить отказ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Председательствующий:     Е.Б.Абдулина

Секретарь:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь:

Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2017 года.

2-1428/2017 ~ М-1299/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Добрянка
Ответчики
Захарова Светлана Владимировна ИП
Министерство социального развития Пермского края
Другие
Артемьев Евгений Николаевич
Суд
Добрянский районный суд Пермского края
Судья
Абдулина Екатерина Борисовна
Дело на странице суда
dobryan.perm.sudrf.ru
17.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2017Передача материалов судье
20.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.11.2017Предварительное судебное заседание
27.11.2017Судебное заседание
07.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2018Дело оформлено
10.04.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее