Дело № 2-181/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
07 июня 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК к обществу с ограниченной ответственностью «Лесная заготовительная компания «Ожындор» об обязании укомплектовать пункты сосредоточения противопожарного инвентаря на арендуемых участках Матяшского участкового лесничества ГКУ РК «Прилузское лесничество» средствами пожаротушения,
установил:
Прокурор Прилузского района РК, действуя в интересах государства, обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением к ООО «ЛЗК «Ожындор» об обязании укомплектовать пункты сосредоточения противопожарного инвентаря на арендуемых участках Матяшского участкового лесничества ГКУ РК «Прилузское лесничество» средствами пожаротушения в соответствии с требованиями действующего законодательства. В обоснование заявленных требований указано, что при проверке соблюдения требований законодательства в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в ООО «ЛЗК «Ожындор» установлено, что в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря отсутствуют: напорные пожарные рукава 583 пог.м., электромегафон 1 шт., радиостанции 2 шт., мотопомпа пожарная 1 шт., зажигательные аппараты 8 шт., смачиватели в объеме 100 кг., ранцевый лесной опрыскиватель в объеме 10 шт., лопаты 86 шт., топоры 3 шт., мотыги 20 шт., грабли 10 шт., пила поперечная 5 шт., бензопила 1 шт., воздуходувка 2 шт., ведра или иные емкости, объемом до 20 литров 2 шт., бидоны или канистры для питьевой воды, емкостью до 20 литров, 1 шт., аптечка первой помощи 2 шт.; что свидетельствует о грубом нарушении законодательства об охране, защите и рациональном использовании лесов и противопожарного законодательства. Учитывая, что невыполнение вышеуказанных требований создает непосредственную угрозу повреждения либо уничтожения федеральной собственности, т.к. в соответствии со ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании заявленные требования помощником прокурора уточнены. Просит суд обязать ответчика в срок до 01 июля 2013 года дополнительно укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря на арендуемых участках Матяшского участкового лесничества ГКУ РК «Прилузское лесничество» средствами пожаротушения в виде: напорных пожарных рукавов - в количестве 500 пог.м.; электромегафона; ранцевых лесных опрыскивателей - в объеме 10 штук; лопат – в количестве 84 штук; мотыг – в количестве 20 штук; грабель – в количестве 10 штук; пил поперечных – в количестве 5 штук и воздуходувок – в количестве 2 штук.
Представитель ответчика с требованиями прокурора согласен.
Представитель третьего лица, Комитета лесов РК, требования прокурора поддерживает.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 1 ЛК РФ лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 ч. 1 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Статьей 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
При этом, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (ст. 53 Кодекса).
На основании ст. 53.1 ЛК РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. В то же время, меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в т.ч.: строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; тогда как обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (ч. 3 ст. 53.1 ЛК).
В ходе судебного заседания установлено, что согласно договорам аренды лесных участков № 24 от 15.04.2008г. и № 37 от 15.04.2008г. и дополнительных соглашений к ним, ООО «Велдория» переданы в долгосрочное временное пользование (аренду) лесные участки, площадью 26 579 га и 8 626 га соответственно, расположенные в Матяшском участковом лесничестве ГКУ РК «Прилузское лесничество». Указанные договора аренды были зарегистрированы в предусмотренном законом порядке.
Впоследующем, в связи с реорганизацией арендатора, разработкой лесов в рамках вышеуказанных договоров аренды, занималось ООО «Велдория – лес» (дополнительные соглашения к договорам аренды от 22.09.2009г.).
В связи с реорганизацией ООО «Велдория – лес» в форме выделения предприятия ООО «ЛЗК «Ожындор», все права и обязанности по договорам аренды № 24 от 15.04.2008г. и № 37 от 15.04.2008г. переданы вновь созданному предприятию ООО «ЛЗК «Ожындор» дополнительные соглашения к договорам аренды от 15.12.2012г.)
В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса, Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 53.1 Кодекса, нормативы противопожарного обустройства лесов, виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подп. «в» п. 13 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417, юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Материалами дела установлено, что согласно вышеуказанным договорам аренды лесных участков № 24 от 15.04.2008г. и № 37 от 15.04.2008г., арендодатель заключает с арендатором соглашения на выполнение лесохозяйственных, противопожарных мероприятий с указанием объемов и места их производства согласно проекту освоения лесов. Арендатором производятся лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п.п. 4.2.3, 4.2.4 договора).
Кроме того, согласно п. 4.3.1 вышеуказанных договоров, после государственной регистрации договоров, подписания сторонами передаточного акта и представления арендодателю в установленный срок разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, арендатор приобретает право осуществлять лесопользование по видам, в объемах и в сроки, определенные настоящим договором. Арендатор имеет право осуществлять лесопользование в объемах, определенных договором аренды (п. 4.3.2).
Между тем, непосредственно в договорах аренды конкретный объем заготавливаемой ООО «ЛЗК «Ожындор» древесины не установлен.
Как следует из приложений к договорам аренды № 24 от 15.08.2008г. и № 37 от 15.04.2008г., общий среднегодовой объем пользования при рубке спелых и перестройных насаждений ООО «ЛЗК «Ожындор» превышает 100 000 куб. м.
В то же время, согласно п. 3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008г. № 549, на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины, в случаях, когда объемы работ по заготовке древесины определяются площадью лесосек, нормы средств пожаротушения устанавливаются для лесосек до 8 гектар по 5-й колонке таблицы, а более 8 гектар - по 6-й колонке.
Отсюда, принимая во внимание, что объем древесины, заготавливаемой ответчиком, определен в заключениях согласно площади лесосек, исходя из 5 колонки п. 3 Норм, в пункте сосредоточения средств пожаротушения ООО «Велдория-лес» необходимо наличие следующих средств пожаротушения: лесопожарное модульное оборудование – 2 шт.; лесопатрульные пожарные машины - 1 шт.; мотопомпы пожарные переносные – 2шт.; напорные пожарные рукава - 600 пог.м.; торфяные лесопожарные стволы – 3шт. (только для лесных участков, где имеются залежи торфа); бульдозеры на тракторах свыше 100 л.с. – 1 шт.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием – 2 шт.; автомобили бортовые повышенной проходимости – 1 шт.; катера речные, грузоподъемностью не менее 2-х тонн – 1 шт. (только для районов, где имеются водные пути); зажигательные аппараты – 10 шт.; смачиватели, пенообразователи – 100 кг.; ранцевые огнетушители – 20 шт.; воздуходувки – 2 шт.; ручные инструменты: лопаты – 100 шт., топоры - 10 шт., мотыги – 20 шт., грабли – 20 шт., пилы поперечные – 5 шт.; ведра или иные емкости, объемом до 20л., - 10 шт., бидоны или канистры для питьевой воды, емкостью до 20л., - 5 шт.; бензопилы – 4 шт.; электромегафоны – 2 шт.; радиостанции носимые, возимые УКВ или КВ диапазона – 4 шт.; аптечка первой помощи – 3 шт.; а также дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы), индивидуальные перевязочные пакеты, защитные очки, респираторы, кружки для воды – по числу участвующих в тушении либо по числу членов постоянной команды пожаротушения.
В связи с приближением пожароопасного сезона 2013 года, 07 мая 2013 года ГКУ РК «Прилузское лесничество» в лице лесничего – руководителя Матяшского участкового лесничества Оботурова В.В. и инженера ОЗЛ Сергеева А.М. в присутствии генерального директора ООО «ЛЗК «Ожындор» Ортякова С.В., проведена проверка пункта сосредоточения средств пожаротушения ООО «ЛЗК «Ожындор», в ходе которой установлено отсутствие средств пожаротушения в виде: напорных пожарных рукавов - в количестве 583 пог.м.; электромегафона; радиостанций – в количестве 2 штук; мотопомпы пожарной; зажигательных аппаратов – в количестве 8 штук; смачивателя - в объеме 100 кг.; ранцевых лесных опрыскивателей - в объеме 10 штук; лопат – в количестве 86 штук; топоров - в количестве 3 штук; мотыг – в количестве 20 штук; грабель – в количестве 10 штук; пил поперечных – в количестве 5 штук; бензопилы; воздуходувок – в количестве 2 штук; ведер или иных емкостей, объемом до 20 литров, - в количестве 2 штук; бидона или канистры для питьевой воды, емкостью до 20 литров; аптечек первой помощи - в количестве 2 штук.; что подтверждается представленным суду актом проверки готовности к пожароопасному сезону 2013 года, копия которого имеется в материалах дела.
Актом от 07 июня 2013 года установлено отсутствие средств пожаротушения в виде: напорных пожарных рукавов - в количестве 500 пог.м.; электромегафона; ранцевых лесных опрыскивателей - в объеме 10 штук; лопат – в количестве 84 штук; мотыг – в количестве 20 штук; грабель – в количестве 10 штук; пил поперечных – в количестве 5 штук; воздуходувок – в количестве 2 штук, в связи с чем первоначальные требования были прокурором уточнены.
Согласно ст. 100 ЛК РФ, лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Отсюда, поскольку действия ответчика свидетельствуют о грубом нарушении законодательства об охране, защите и рациональном использовании лесов, в то время как готовность к принятию первичных мер по ликвидации очагов пожара снижает угрозу его распространения, что влияет на среду обитания человека и позволяет снизить степень вреда окружающей природной среде и здоровью граждан, а также снизить возможный ущерб, причиненный государству в результате возникновения пожара; суд находит заявленные прокурором требования подлежащими безусловному удовлетворению.
При этом срок, в течение которого прокурор требует устранить допущенные нарушения законодательства, суд находит разумным и достаточным.
Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что при подаче настоящего заявления от уплаты государственной пошлины прокурор был освобожден, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 4 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Прилузского района РК к ООО «Лесная заготовительная компания «Ожындор» об обязании укомплектовать пункты сосредоточения противопожарного инвентаря на арендуемых участках Матяшского участкового лесничества ГКУ РК «Прилузское лесничество» средствами пожаротушения - удовлетворить.
Обязать ООО «Лесная заготовительная компания «Ожындор» в срок до 01 июля 2013 года дополнительно укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря на арендуемых участках Матяшского участкового лесничества ГКУ РК «Прилузское лесничество» средствами пожаротушения в виде: напорных пожарных рукавов - в количестве 500 пог.м.; электромегафона; ранцевых лесных опрыскивателей - в объеме 10 штук; лопат – в количестве 84 штук; мотыг – в количестве 20 штук; грабель – в количестве 10 штук; пил поперечных – в количестве 5 штук; воздуходувок – в количестве 2 штук.
Взыскать с ООО «Лесная заготовительная компания «Ожындор» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: �