Дело № 2-28/2021
24RS0031-01-2020-000635-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Курагино 18 января 2021 года
Курагинский районный суд в составе: председательствующего судьи Рукосуевой Е.В., при секретаре Белякове Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карповой Т.А. о признании права собственности на объект недвижимости; встречному исковому заявлению ФИО3 о признании права собственности на объект недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО4 обратилась в суд с указанным иском, требования мотивировала тем, что является одним из собственников земельного участка по адресу: <адрес>. Ею и ее супругом- Карповым С.В. в 2018 году произведено строительство жилого дома по указанному адресу, площадью <...> кв.м.. Администрация п. Курагино отказало ввести данный дом в эксплуатацию, так как построенный объект не соответствует требованиям таблицы 1 свода правил по строительству СП 4.131130.2013, а также не обеспечен противопожарным разрывом между возведенным жилым домом и строениями на смежных земельных участках. Просит признать право собственности по 1/4 доли на указанный дом за ней, а также ее детьми ФИО2, ФИО1.
Истица Карпова Т.А. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иску, против удовлетворения искового заявления третьего лица не возражала.
Третье лицо – Карпов С.В. заявил встречное исковое заявление, где просит признать за ним 1/4 доли на указанный дом, поскольку они с супругой снесли старый ветхий дом, и построили новый.
Представитель ответчика- администрации п. Курагино Торовина Е.Н. с требованиями не согласна, поскольку нарушены противопожарные нормы.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ФГБУ «Федеральная кадастровая палата регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, Росреестр, в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских правосуществляется, в том числе, путем признания права, при этом данный способ защиты подлежит применению в случае, когда имеет место нарушение или оспариваниеправи законных интересов лица, требующего их применения, а нарушено или оспорено может быть только существующееправо.
Признание правакак способ защиты возможно, когда самоправоуже существует и необходимо лишь судебное подтверждение данного факта.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания приобретения права собственности наимущество. В соответствии с пунктом 1 данной статьи право собственности нановую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданноеназемельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получениянаэто необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФправо собственности насамовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признаноправо собственности напостройку, возмещает осуществившему ее лицу расходынапостройку в размере, определенном судом (абзац первый).Право собственности насамовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушаетправаи охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (абзац второй).
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных обстоятельствах признать право собственности насамовольную постройку.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственностии других вещныхправ" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешенияна строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске опризнании права собственности насамовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешениянастроительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск опризнании права собственности насамовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешениянастроительство или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки праваи охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищныеправа, в том числе и распоряжаются ими. Жилищные права могут быть ограниченынаосновании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,прави законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 290 ГК РФ, собственнику принадлежатправавладения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающиеправа и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственностьдругим лицам, передавать им, оставаясь собственником, прававладения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства,накоторые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р.. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Карпов С.В. и Карпова Т.А. являются собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
27 мая 2020 года Карповым выдано уведомление о несоответствии построенного дома, поскольку противопожарный разрыв между деревянными строениями должен быть не менее 15 метров.
Согласно технического плана от 08 мая 2019 года по адресу: <адрес> построен жилой дом, площадью 81,8 кв.м.
Как следует из заключения строительно-технической экспертизы № от 05.10.2020 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> соответствует нормативным требованиям: СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», ФЗ № «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ. Жилой дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, пригоден для дальнейшей эксплуатации по своему назначению. Противопожарные разрывы между обследуемым жилым домом и строениями на соседнем земельном участка №99 по <адрес> не соответствует требованиям па.4.13. СП 4.131130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Данное несоответствие обусловлено несколькими факторами: сложившийся исторической застройкой жилых домов и строений на соседних участках, не соответствующей действующим нормативным документам в области градостроительства и противопожарным нормам и правилам. Вместе с тем надо учитывать, что указанный СП 4.13130.2013 в целом включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Другими словами, предусмотренным сводом правил СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния применяются на добровольной основе, а значит, несоблюдение этих противопожарных расстояний само по себе не является нарушением обязательных правил и не может повлечь снос построек соседей. Эксперт отмечает, что в результате строительства жилого дома противопожарные расстояния до построек на соседних земельных участках не уменьшились по сравнению с тем, которые существовали до разбора старого дома.
Учитывая положения ст. 222 ГК РФ и разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", вывод о допустимости постройки с нарушением градостроительных регламентов в части несоблюдения отступов до границ смежных земельных участков взаимосвязан с отсутствием угрозы жизни и здоровью граждан и невозможен без соблюдения минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям, предусмотренных Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 года N 384-ФЗ.
Применительно к ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно правилам ч. 6 ст. 3, ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 года N 384-ФЗ, закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Правилами землепользования и застройки муниципального образования п. Курагино жилые зоны (Ж) выделены для обеспечения правовых условий формирования жилых районов и организации благоприятной и безопасной среды проживания населения. Зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1) включает в себя участки территории послека, предназначенные для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками. Минимальный отступ от границ земельных участков до зданий, строений, сооружений в отношении земельных участков, предназначенных для строительства и эксплуатации индивидуальных и блокированных жилых домов, от границ смежного земельного участка до основного строения - 3 м, до прочих хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования, открытых стоянок - 1 м.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 28.12.2010 N 820 утвержден Свод Правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которому расстояния между жилыми зданиями должны приниматься на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, освещенности и в соответствии с противопожарными требованиями.
Согласно таблице N 1 Приложения N 1 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" противопожарные расстояния между зданиями III степеней огнестойкости допускается предусматривать не менее 8 метров.
Согласно п. 5.17 5.17. СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений, введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года N 18-7, степень огнестойкости здания определяется огнестойкостью его строительных конструкций.
В соответствии с п. 9 Примечания к таблице N 1 расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках принимаются по таблице N 1 с учетом п. 10 Примечания к таблице N 1 Приложения N 1 указанных Правил. Расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка (независимо от суммарной площади застройки) не нормируются.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Таким образом, само по себе несоблюдение строительных норм при возведении построек в части отступа до границ смежных земельных участков не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный на принадлежащем истцу земельном участке и разрешенным для этого видом использования, поскольку применительно к ст. 222, 304 ГК РФ фактические обстоятельства по делу в таком случае должны свидетельствовать о реальном характере нарушения прав иных лиц и угрозе жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что объект представляет собой двухэтажный жилой дом, по адресу: <адрес>. Год постройки жилого дома - 2019. В результате обследования жилого дома истца установлено: основное строение - жилой дом выполнен из рубленного бруса, фундамент монолитный бетонный ленточный. Крыша скатная, кровля выполнена из деревянных стропильных конструкций, перекрытие - деревянное; оконные заполнения - оконные конструкции из профилей ПВХ, остекление - стеклопакеты, подоконные доски из материалов ПВХ; дверные заполнения - деревянные; имеется электроснабжение; отопление - автономное от котла на твердом топливе; водоснабжение – из скважины; водоотведение - септик; инженерное оборудование находится в рабочем состоянии; вентиляция - естественная через оконные створки.
Давая оценку допущенному нарушению в виде отклонения от градостроительного плана в части расположения жилого дома на расстоянии менее 3 м от границ смежного земельного участка, судом учитывается, что расстояние между жилыми домами на земельном участке истца и домом на смежном земельном участке составляет более 09 м, таким образом, требования противопожарных правил не нарушены.
Таким образом, судебным разбирательством установлено, что право собственности или иное законное владение собственников смежных земельных участков не нарушаются, угроза жизни и здоровью людей не создается.
Кроме того, согласно санитарно- эпидемиологической заключения № размещение жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Таким образом, при оценке правомерности исковых требований Карповой Т.А. и Карпова С.В о признании права собственности, основываясьнаанализе и оценке совокупности собранных по делу доказательств, с учетом того, что строительство жилого дома произведено согласно строительным, противопожарным нормам и правилам, суд считает, что сохранение жилого помещения не нарушает праваи охраняемые законом интересы других лиц, обратного ответчиком не представлено и при рассмотрении дела не установлено.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Карповой Т.А. о признании права собственности на объект недвижимости, удовлетворить.
Встречный иск Карпова С.В. о признании права собственности на объект недвижимости, удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности по 1/4 доли каждому за Карповой Т.А., Карповым С.В., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р.. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на жилое помещение- дом, общей площадью 81,8 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Курагинский районный суд.
.
Председательствующий: Е.В. Рукосуева