Дело №2-307/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Старое Шайгово 05 декабря 2012 года
Старошайговский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего Акмайкина С.Ф.
при секретаре Кувшиновой Л.В.
с участием пом. прокурора Беськаевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Старошайговского района РМ о признании незаконным бездействия Администрации Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района и понуждении к совершению определенных действий
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Старошайговского района РМ обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации Новоакшинского сельского поселения в части обязанностей в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму.
В заявлении прокурора дано следующее правовое обоснование.
В соответствии с пунктами 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные полномочия предусмотрены пунктами 9, 24 статьи 6 Устава Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района РМ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года №68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Под гражданской обороной в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вышеуказанными федеральными законами конкретизированы полномочия органов местного самоуправления в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О гражданской обороне» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона.
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций в том числе создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Согласно п. 2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 №1340, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Однако, как установлено, администрацией Новоакшинского сельского поселения Старошайговского района РМ до настоящего времени номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не разработаны, а также не установлен контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением; не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, включающие продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы,
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Руководители и другие работники органов местного самоуправления проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Пунктом 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003г. №547, определены группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. В частности, к ним относится неработающее население, проживающее на территории муниципального образования, а также руководители органов местного самоуправления, работники органов местного самоуправления, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 14 Положения финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций для неработающего населения предусматривает проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций (п. 4 Положения).
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» установлено, что под противодействием терроризму понимается, в том числе деятельность органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Проверка исполнения законодательства в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий населенных пунктов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму показала, что в деятельности администрации Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района РМ вышеуказанные нарушения выявлены.
Кроме того, как указывается в заявлении прокурора, в нарушение вышеприведенных положений закона обучение населения Новоакшинского сельского поселения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях органами местного самоуправления не проводится; главой Новоакшинского сельского поселения Емелькиной В.В. подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях не пройдена.
В силу ст. 27 Устава Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района РМ администрация Новоакшинского сельского поселения наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, включая вышеприведенных.
Бездействие администрации Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района РМ создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, проживающих на территории Новоакшинского сельского поселения, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, совершения террористических актов.
В судебном заседании пом. прокурора Старошайговского района РМ Беськаева О.А. заявление поддержала по приведенным в нем основаниям.
Представитель Администрации Новоакшинского сельского поселения – глава Администрации Емелькина В.В. не оспаривала заявление прокурора.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку обязанность Администрации сельского поселения по принятию вышеуказанных мер и мероприятий возложена самим законом, то есть вышеуказанными положениями федерального законодательства и уставными положениями сельского поселения.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.
Таким образом, установив обоснованность заявления прокурора, суд, руководствуясь ст.258 ч.4 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района РМ в части реализации полномочий в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму.
Обязать администрацию Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района РМ осуществить следующие мероприятия в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму:
- разработать номенклатуру и объем материальных резервов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации гражданской обороны, включив в номенклатуру медикаменты, запасы продовольствия, средства индивидуальной защиты и определить порядок их создания, использования и восполнения, а также определить порядок осуществления контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением;
- обеспечить наличие материальных резервов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации гражданской обороны в соответствий с утвержденными объемами и номенклатурой;
провести обучение неработающего населения Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района РМ способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечить прохождение главой администрации Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района РМ Емелькиной В.В. подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РМ в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Старошайговский районный суд РМ.
Председательствующий: подпись
Копия верна. Председательствующий: С.Ф. Акмайкин