Дело №2-1624/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Наконечной Е.В., с участием прокурора Киселева С.Э., истицы, представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта Республики Коми 14 мая 2015 года гражданское дело по заявлению прокурора г. Ухта Республики Коми в интересах Майоровой А.С. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании предоставить жилое помещение,
Установил:
Прокурор г. Ухты РК обратился в Ухтинский городской суд РК в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах Майоровой А.С. с требованием к администрации МОГО «Ухта» о предоставлении Майоровой А.С. жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, отвечающего санитарным и техническим нормам, на состав семьи 1 человек, в виде отдельной квартиры размером не менее 33 кв.м общей площади, в пределах территории МОГО «Ухта», из муниципального специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований прокурор указал, что Майорова А.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей;родители истицы: мать – М.Е.Д. и отец – М.С.В лишены родительских прав в отношении истицы решением городского суда РК от <...> г. года; в период с <...> г.. по <...> г.. Майорова А. воспитывалась в школе–интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. ....; с <...> г.. по <...> г.. обучалась в ; в период обучения в указанных учреждениях находилась на полном государственном обеспечении; постановлением Главы администрации МО «Город Ухта» от <...> г.. .... за истицей было сохранено право на жилое помещение по адресу: ....; постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от <...> г. .... установлен факт невозможности проживания истицы в указанном жилом помещении; этим же постановлением Майорова А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда; жилых помещений в собственности Майоровой А.С. не имеется; после окончания обучения в институте Майорова А.С. вынуждена снимать жилье по адресу: ..... Как показала прокурорская проверка, в нарушение ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от <...> г. (в ред. Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ), Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в .... государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истице до настоящего времени не предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, из муниципального специализированного жилищного фонда. Со ссылкой на ст. 45 ГПК РФ прокурором заявлены вышеуказанные требования.
В судебном заседании помощник прокурора Киселев С.Э. и истица настаивали на удовлетворении заявленных требований, доводы заявления поддержали.
Представитель ответчика – администрации МОГО «Ухта» Кеслер М.С. и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» Гайдучек Т.А., действующие по доверенностям, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, просили отказать в их удовлетворении; право Майоровой А.С. на получение благоустроенного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда не оспаривают; полагают, что надлежит предоставить истице жилое помещение в порядке очередности по нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма (решением Совета МОГО «Ухта» от <...> г.. .... утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма администрацией МОГО "Ухта" - 14,0 квадратных метров на каждого члена семьи).
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания данных лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1); жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2); по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 8 вышеназванного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года, предусмотрено, что действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Майорова А.С. родилась <...> г. в г. , её родители: мать – М.Е.Д. и отец – М.С.В лишены родительских прав в отношении неё (истицы) по решению городского суда от <...> г. по делу №2- ; постановлением Главы Администрация МОГО Ухта МО «Город Администрация МОГО Ухта» от 22.10.2002г. .... несовершеннолетняя Майорова А.С. была направлена в школу-интернат .... для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Ухта), с сохранением права на жилое помещение по адресу: ....; в период с <...> г.. по <...> г.. истица воспитывалась и обучалась в Муниципальном образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №5 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (г. Ухта), в период с <...> г.. по <...> г.. – в о чем в дело представлена справка исх..... от <...> г.., выданная и.о. директора школы-интерната. В период с <...> г.. по <...> г.. Майорова А.С. обучалась по очной форме в , находилась на полном государственном обеспечении; <...> г.. закончила обучение, получив среднее профессиональное образование, (справка исх. .... от <...> г..). Справкой от <...> г.. исх.№...., выданной отделом опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г. Администрация МОГО Ухта, подтвержден статус Майоровой А.С. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также подтверждено право Майоровой А.С. на льготы, установленные данным Федеральным законом. Судом установлено, что истица с рождения по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., находящемся в муниципальной собственности МОГО «Ухта». Кроме неё, в этом же жилом помещении зарегистрированы М.Е.Д., М.С.В, М.Г.С. (сестра истицы, сохранено право на жилье); нанимателем данного жилого помещения является М.С.В Заключением Межведомственной комиссии при администрации МОГО «Ухта» от <...> г.. .... жилой .... признан аварийным и подлежащим сносу. Фактически по месту регистрации истица не проживает, вынуждена снимать жилье по адресу: .....
Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от <...> г.. .... установлен факт невозможности проживания Майоровой А.С. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ..... Этим же постановлением истица включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилым помещений, (далее по тексту – Список).
Жилых помещений в собственности Майоровой А.С. не имеется, о чем в дело представлены уведомления Управления Росреестра по Республике Коми и справки Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Коми.
Таким образом, при установленных по делу фактических обстоятельствах и в силу вышеприведенных положений законодательства, Майорова А.С. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку она относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в Список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, достигла возраста 18 лет, окончила школу-интернат и завершила получение профессионального образования.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 07 декабря 2012 года, вступившего в силу с 01.01.2013г., органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (пункт 1).
В силу п. 3 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (далее - Список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
Статьей 2 этого же Закона Республики Коми предусмотрено, что включение граждан в Список осуществляется по выбору граждан соответствующим органом местного самоуправления: 1) по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; 2) по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; 3) по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми. Под местом выявления и первичного учета в целях реализации настоящего Закона понимается муниципальное образование муниципального района (городского округа) в Республике Коми, на территории которого ребенок был выявлен и принят на учет органами опеки и попечительства по месту фактического нахождения (проживания) в качестве ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном федеральным законодательством (часть 2).
Следует отметить, что факт учета лица в указанном Списке означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года № 104-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с вышеназванным Законом №104-РЗ жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются граждане, место жительства которых находится на территории Республики Коми.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, учитывая, что истица до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, отвечающем санитарным и техническим требованиям, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на администрацию МОГО «Ухта» как орган, принявший решение о включении Майоровой А.С. в соответствующий Список. Отсутствие финансирования не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанности по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с чем доводы ответчика в этой части являются необоснованными.
В силу вышеприведенных положений законодательства доводы представителей ответчика и третьего лица о нарушении в случае удовлетворения требований Майоровой А.С. прав иных включенных в Список лиц на предоставление жилого помещения ввиду нарушения их очередности по Списку, судом также отклоняются; обязанность администрации МОГО «Ухта» по предоставлению истице жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда при установленных обстоятельствах является безусловной; момент, с которого у органа местного самоуправления возникает такая обязанность, определенный в законе совокупностью юридических фактов (п. 1 ст. 8 ФЗ №159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013г.), в рассматриваемом случае наступил.
В силу ст. 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение, пользование для временного проживания в нем.
Решением Совета МОГО «Ухта» от <...> г.. .... утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма администрацией МОГО «Ухта» - 14,0 кв.м на каждого члена семьи, кроме случаев предоставления одиноким гражданам однокомнатных квартир.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011г. часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми.
В связи с этим, учитывая указанное постановление Конституционного Суда Республики Коми, суд полагает необходимым при решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения руководствоваться нормой ч.2 ст.10 Закона РК от 04.07.2006 №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», действовавшей до 01.01.2011г., которая устанавливала предоставление жилого помещения в виде отдельной квартиры на одинокого гражданина в размере 33кв.м. Доводы ответчика и третьего лица в этой части судом не принимаются. Как следует из содержания п. 6 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. №1203 (в ред. постановления Правительства РФ от 26.12.2014г. №1534), размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию государственного полномочия субъекта РФ на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанных категорий детей, по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает такой показатель как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, в размере 33 кв.м, т.е. не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.
На основании изложенного, учитывая, что право на обеспечение жилым помещением не было реализовано истицей до <...> г.., суд находит требования прокурора г. Ухты, заявленные в интересах Майоровой А.С., подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора г. Ухты РК, заявленные в интересах Майоровой А.С., удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» предоставить Майоровой А.С., <...> г. года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры размером не менее 33 кв.м общей площади, отвечающее санитарным и техническим нормам, в пределах территории МОГО «Ухта», на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия.
Судья И.В. Аберкон
Копия верна: И.В. Аберкон