РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2018 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Борзиной К.Н., при секретаре Данзановой Е.В.,
с участием представителей истца Карельченко Ю.В., Аликиной Л.К., Сафеева В.В., представителя третьего лица Роспотребнадзора Арсентьевой А.В., представителя третьего лица Росприроднадзора Толстошеевой А.А., представителя третьего лица ДНТ «Ангара» Сокольниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1862/2018 по иску Территориального общественного самоуправления «Падь Мельничная» к Администрации Иркутского районного муниципального образования, КУМИ Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконным Проекта «организации и застройки территории ДНТ «Ангара», утвержденный начальником ОАиГ Администрации Иркутского районного муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
ТОС «Падь Мельничная» обратилось в Иркутский районный суд с иском к ДНТ «Ангара», в обоснование заявленных требований истцом указано, что **/**/**** был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 110503 +/-5817 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .....
Постановлением мэра Иркутского района от **/**/**** № земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в безвозмездное срочное пользование дачному некоммерческому товариществу «Ангара».
**/**/**** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Иркутского района и ДНТ «Ангара» заключен договор безвозмездного срочного пользования вышеупомянутым земельным участком.
В последующем в результате раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером № расположенный по адресу: ...., на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от **/**/**** № и межевого плана от **/**/**** **/**/**** образованы 65 земельных участков.
На 6 апреля 2018 года, согласно информации публичной карты на территории ДНТ «Ангара» зарегистрированы 68 земельных участков с кадастровыми номерами ~~~
В постановлении мэра Иркутского района от **/**/**** N 28100 «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Ангара» прямо указано, что земельный участок с кадастровым номером ~~~ расположен в 200-метровой водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы, береговой полосы Иркутского водохранилища - рыбохозяйсвтенного водоема высшей категории.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером ~~~, в 200 м водоохраной зоны подтверждается так же Справкой территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области от **/**/**** N 205-06/1035, где указано, со ссылкой на ч. 5 ст. 3 Водного Кодекса РФ, что водное законодательство Российской Федерации основывается на приоритетном использовании водных объектов для целей питьевого и хозяйственного водопользования перед иными целями их использования.
Нахождение земельного участка, кадастровый №, собственно во втором поясе санитарной охраны Ершовского водозабора, подтверждается Справкой территориального отдела водных ресурсов по .... (от **/**/**** №), где обращено внимание на то, что согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в первом и втором поясах санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения, ограничиваются в обороте.
В Проекте «организации и застройки территории дачного некоммерческого товарищества «Ангара» на странице 6 в разделе «охрана водоема и подземных вод, геологической среды, растительного и животного мира, воздушного бассейна» указано, что территория ДНТ «Ангара» расположена во втором поясе санитарной охраны Ершовского водозабора, что так же подтверждает нахождение земельного участка во втором поясе санитарной охраны Ершовского водозабора Иркутского водохранилища.
Проект организации и застройки территории дачного некоммерческого товарищества «Ангара» в нарушение требований законодательства не имеет положительного заключения органа государственной эпидемиологической службы о его соответствии санитарным нормам и правилам.
Проектом «организации и застройки территории дачного некоммерческого товарищества «Ангара», в нарушение требований Водного Кодекса РФ, санитарно-эпидемиологического законодательства не разработан комплекс мер по предотвращению сброса сточных вод в зонах санитарной охраны Ершовского водозабора Иркутского водохранилища.
Истец полагает, что ДНТ «Ангара» нарушает федеральное природоохранное законодательство, что нарушает интересы определенного круга лиц, граждан РФ, проживающих на территории ТОС «Падь Мельничная», поскольку не исполнены требования федерального законодательства в части законодательного регулирования в данной сфере. Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В ходе судебного заседания судом по ходатайству представителя истца Карельченко Ю.В. была произведена замена ненадлежащего ответчика ДНТ «Ангара» на Администрацию Иркутского районного муниципального образования, КУМИ Администрации Иркутского районного муниципального образования.
Истец просит признать незаконным Проект «организации и застройки территории дачного некоммерческого товарищества «Ангара», утвержденный Начальником ОАиГ администрации Иркутского МО Наумовой Е.Ю. **/**/****.
В судебном заседании представитель истца Карельченко Ю.В. заявленные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца Аликина Л.К. заявленные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца Сафеев В.В. заявленные исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил требования удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации Иркутского районного муниципального образования, КУМИ Администрации Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явились, о дате, месте судебного заседания извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны. Ранее при рассмотрении дела представитель Администрации Иркутского районного МО полагал, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку истцом пропущен срок исковой давности обращения с требованиями.
Представитель третьего лица ДНТ «Анагара» Сокольникова Е.В. в судебном заседании пояснила, что заявленные требования истца не подлежат удовлетворению. Просила применить к спорным правоотношениям срок исковой давности.
В судебном заседании представитель третьего лица Роспотребнадзора Арсентьева А.В. просила рассмотреть заявленные требования на усмотрение суда. Поддержала ранее представленный отзыв, согласно которого полагала, что предмет заявленных требований не входит в компетенцию органа.
В судебном заседании представитель третьего лица Роспоприроднадзора Толстошеева А.А. просила рассмотреть заявленные требования на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - территориальный отдел водных ресурсов по ИО в судебное заседание не явился, согласно представленного заявления просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В связи с тем, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, в порядке ст. 167 ГПК РФ, поскольку неявка лиц, извещенных о месте и времени слушания дела надлежаще, не является препятствием к разбирательству дела. Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Судом установлено, что Постановлением мэра Иркутского района от **/**/**** № земельный участок с кадастровым номером № предоставлен дачному некоммерческому товариществу «Ангара» для дачного строительства бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставление земельных участков в собственность (л.д. 13).
**/**/**** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Иркутского района и ДНТ «Ангара» заключен договор безвозмездного срочного пользования указанным земельным участком (л.д. 15-16).
Начальником ОАиГ Администрации Иркутского МО утвержден Проект организации и застройки территории ДТН «Ангара» (л.д. 18-23).
При рассмотрении дела представителями – Администрации Иркутского района, ДНТ «Ангара» по делу заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса).
Если иное не установлено законом, течение срока давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса).
Согласно п. 1.1 Постановления Пленума ВАС РФ от **/**/**** N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
Из анализа данных норм права, а также разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ проект организации и застройки не является нормативными правовыми актами, в связи с чем, подлежит оспариванию в порядке главы 22 КАС РФ.
Как следует из ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из пояснений представителя истца следует, что об утверждении Проекта организации и застройки истцу стало известно в ходе рассмотрения гражданского дела **/**/**** Таким образом, судом установлено и сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось, что о нарушении прав истцу стало известно в декабре 2017 г. С иском об оспаривании ненормативного акта – проекта организации и застройки истец обратился **/**/****, т.е. за пределами трехмесячного срока, установленных законом для оспаривания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности обращения с требованиями, что является в порядке ч. 2 ст. 199 ГК РФ самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В связи с чем, в требованиях истца о признании незаконным Проекта «организации и застройки территории ДНТ «Ангара», утвержденного начальником ОАиГ Администрации Иркутского районного муниципального образования надлежит отказать.
Ссылка стороны истца о сроках предъявления указанных требований в передах трех лет, основано на неверном толковании норм права.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального общественного самоуправления «Падь Мельничная» к Администрации Иркутского районного муниципального образования, КУМИ Администрации Иркутского районного МО о признании незаконным Проекта «организации и застройки территории ДНТ «Ангара», утвержденный начальником ОАиГ Администрации Иркутского районного МО – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья : К.Н. Борзина