2-2242-12
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 января 2013 г. г. Нерюнгри
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Софронова П.А., при секретаре Кяго Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» к Нерюнгринскому районному отделу судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительского сбора
установил:
Администрация муниципального образования «Город Нерюнгри» обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что Нерюнгринским городским судом РС (Я) разными решениями были удовлетворены требования Стрельцовой Т.С., Ушаковой Г.М., Шокало Л.A., Шевяковой С.О., Толокнову А.Н., Бернацкой А.В., Цыганенко С.С., Панковой Т.В. об обязании МО «Город Нерюнгри» предоставить жилые помещения взамен признанных непригодными для проживания. После чего судом выданы исполнительные листы.
Исполнительные листы переданы для исполнения в службу судебных приставов и судебными приставами-исполнителями возбуждены исполнительные производства.
10 сентября 2012 года и 15 ноября 2012 года судебным приставом-исполнителем по каждому исполнительному производству вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. При этом общий размер всех исполнительских сборов по всем постановлением составил <данные изъяты>.
Срок для добровольного исполнения по всем вышеуказанным исполнительным производствам установлено до 10.10.2012 г. и до 17.12.2012г.
Истец указывает, что не имеет реальной возможности исполнить требования исполнительных документов и предоставить жилые, благоустроенные помещения по договорам социального найма жилого помещения, равнозначные ранее занимаемому в пределах города Нерюнгри Панковой Т.В., Стрельцовой Т.С., Ушаковой Г.М., Шокало Л.A., Шевяковой С.О., Толокнову А.Н., Бернацкой А.В., Цыганенко С.С.
В качестве причин невозможности исполнения истец указывает отсутствие свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также отсутствие финансовых средств в бюджете МО «Город Нерюнгри» для исполнения судебных решений и требований судебного пристава-исполнителя.
Также указывает, что в настоящее время в городе Нерюнгри 90 домов решением межведомственной комиссии отнесены к числу аварийных, в данных домах проживают 1400 семей. Решить вопрос о переселении граждан из аварийного жилья единовременно не реально, так как этот процесс весьма затратный и при существующих в настоящее время на вторичном рынке жилья ценах, так как новые дома не строятся, необходимы большие финансовые средства, примерно 2,3 млрд. руб. Только за счет средств местного бюджета это сделать невозможно.
Истцом постоянно отрабатывается проблема переселения граждан из аварийного жилищного фонда на вышестоящем уровне. Исходя из объема предоставленной финансовой поддержки Фондом содействия реформирования ЖКХ Правительства РФ и возможности местного бюджета осуществляется ежегодное переселение граждан из аварийного жилого фонда.
В 2012 году было завершено переселение граждан из полностью разрушившихся аварийных домов (ул.ул. Комсомольская д. 16 и Чурапчинская д. 22). Данные дома были снесены в августе 2010 года, а граждане переселены в маневренный жилой фонд (общежития и коммунальные квартиры).
Осенью 2011 года обрушился шестнадцатиквартирный дом по ул. Комсомольская д. 24. В июне 2012 года сгорел двенадцатиквартирный жилой дом №27/1 по ул. Комсомольской. Жильцам также был предоставлен маневренный жилой фонд, где граждане проживают до настоящего времени в ожидании решения финансового вопроса по приобретению для них благоустроенных квартир. Для приобретения квартир пострадавшим гражданам необходимы финансовые средства в размере 37 млн. руб. До настоящего момента данный вопрос остается не решенным. Из указанных двух домов граждане получат квартиры только в 2013 году.
На сегодняшний момент жилищный фонд города Нерюнгри разделен по следующей пропорции: 86 % жилых помещений находится в собственности граждан, МО «Нерюнгринский район», коммерческих организаций; 14% жилых помещений находится в собственности МО «Город Нерюнгри» и переданы в найм гражданам (договоры социального найма). В эти 14 % входит деревянный жилой фонд, в том числе аварийный, который планируется расселить.
По состоянию на 28 ноября 2012 года в МО «Город Нерюнгри» нет свободного, пригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда.
Для исполнения решений Нерюнгринского суда восьми семьям необходимы финансовые средства в размере <данные изъяты>
Данные средства не были предусмотрены в бюджете на 2012 год и администрация МО «Город Нерюнгри» не имеет реальной возможности (дополнительных доходов бюджета) для рассмотрения возможности принять дополнительные бюджетные расходы в ходе исполнения бюджета 2012 года.
Данное обстоятельство, по мнению администрации МО «Город Нерюнгри», является уважительной причиной, поскольку приобрести для граждан жилые помещения невозможно без наличия в местном бюджете необходимых средств на конкретные цели по соответствующим кодам бюджетной классификации, без проведения торгов, заключения муниципальных контрактов, регистрации имущества для последующей передачи гражданам по договорам социального найма.
Пунктом 2.5. «Методических рекомендаций ФССП о порядке взыскания исполнительского сбора», утвержденных 23.12.2010 г. № 01-8, указано, что в качестве уважительных причин могут рассматриваться различные фактические обстоятельства, делающие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
01.10.2012г. за №2290 администрация МО «Город Нерюнгри» направляла пояснения судебному приставу-исполнителю с обоснованием неисполнения требований исполнительных документов.
По мнению администрации МО «Город Нерюнгри», исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы, подлежащей взысканию за неисполнение им в установленный срок исполнительного документа без уважительных причин, носит карательный характер.
В настоящее время, необходимые финансовые средства предусмотрены в бюджете МО «Город Нерюнгри» на 2013 год. После начала работы бюджетной системы РФ и поступления средств на счет администрации, будут проводиться торги для приобретения необходимых жилых помещений, заключение договоров, регистрация жилых помещений в органах Росреестра и передачи их гражданам по договорам социального найма, на все это необходимо время два-три месяца, а возможно и больше.
Согласно ч. 6 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 закона «Об исполнительном производстве» возможно с учетом степени вины должника при неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности нарушения обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Указывают, что вины администрации в неисполнении обязательств по исполнительному документу нет, поскольку неисполнение связано с объективными обстоятельствами.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» требования поддержал.
Представитель ответчика участия в судебном заседании по неизвестной причине не принимал.
Исследовав, по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. В связи с чем муниципальное образование «Город Нерюнгри» правомерно обратилась в настоящим иском.
Истец указывает, что МО «Город Нерюнгри» является должником по исполнительным производствам, возбужденным в интересах ряда граждан, и обязано предоставить им жилые помещения взамен жилья, признанного непригодным для проживания.
Это подтверждается судебным решением от 16.09.2011г, из которого следует обязанность истца предоставить Стрельцовой Т.С., Ушаковой Г.М., Шокало Л.A., Шевяковой С.О., Толокнову А.Н. вне очереди другое жилье по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания. Решением от 20.09.2011г аналогичная обязанность возложена на истца в отношении Панковой Т.В. Решение в отношении Бернацкой А.В., Цыганенко С.С. суду не представлено, но аналогичная обязанность истца следует из представленных исполнительных документов.
Возбуждение исполнительных производств подтверждается постановлениями судебных приставов-исполнителей от 22.12.2011г, 28.12.2012г, 04.05.2012г, 01.11.2012г в интересах Стрельцовой Т.С., Ушаковой Г.М., Шокало Л.A., Шевяковой С.О., Толокнову А.Н., Бернацкой А.В., Цыганенко С.С., Панковой Т.В.
После чего постановлениями от 10.09.2012г, 29.05.2012г, 15.11.2012г с истца, как должник по исполнительным производствам, взысканы исполнительские сборы в размере <данные изъяты>. каждым постановлением. Общая сумма исполнительских сборов по указанным постановлениям составляет <данные изъяты>
Срок для добровольного исполнения по всем вышеуказанным исполнительным производствам установлено до 10.10.2012 г. и до 17.12.2012г.
Приставом часть исполнительных производств в интересах Бернацкой А.В., Шевяковой С.О. и Шокало Л.А. окончено, поскольку эти взыскатели согласились ожидать поступления в бюджет денежных средств.
В качестве обоснования необходимости освобождения от взыскания исполнительского сбора истцом приведены доводы об отсутствии свободного жилья, которое можно было бы предоставить указанным в судебных решения гражданам, а также об отсутствии средств для приобретения жилья этим гражданам.
Статья 112 закона "Об исполнительном производстве" не указывает основания освобождения от взыскания исполнительского сбора. Применяя закон по аналогии, следует признать, что таким основанием могут служить уважительные причины, не позволившие истцу исполнить судебные решения.
Окончание части исполнительных производств не свидетельствует о том, что истец подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора по другим неоконченным исполнительным производствам.
Истец ссылается на письмо и.о. главы города Дьяченко Е.Л. от 01.10.2012г № 2290 на имя судебного пристава-исполнителя Стасюк С.В. с приведением в нем доводов, указанных в исковом заявлении. При этом к письму, адресованному приставу были приложены: справка об отсутствии свободных жилых помещений, распоряжения Правительства РС (Я) и Минфина РС (Я), уведомления о бюджетных ассигнованиях, ответы Минстроя РС (Я) от различных дат. Однако ни указанные документы, ни иные документы, подтверждающие доводы истца, суду не представлены.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку истцом суду не представлены доказательства, свидетельствующие об уважительных причинах невозможности исполнения судебных решений и требований судебного пристава-исполнителя, то требование судебного пристава-исполнителя об уплате истцом исполнительского сбора подлежит исполнению.
Представление необходимых документов приставу не означает, что такие документы объективно существуют и, поэтому, нет необходимости предоставлять их суду.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
И согласно ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Таким образом, истцом не подтверждено наличие уважительных причин для неисполнения судебных решений и требований судебного пристава-исполнителя.
Кроме того судом также учитывается, что нарушены жилищные права граждан, проживающих в ненадлежащих для проживания условиях.
Поэтому иск признается несостоятельным и не подлежащим удовлетворению.
Основываясь на изложенном, руководствуясь ст. ст. 194-199, 237 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░