РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерациигород Петрозаводск 06 марта 2018 года
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кипяткова К.А.,
при секретаре Лантух А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева А. М. к ГУ "Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия" (межрайонное) о защите пенсионных прав
установил:
Сергеев А.М. обратился в суд с иском по тем основаниям, что обращался в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия с заявлением о проведении коррекции длительности страхового стажа с учетом действительной военной службы по призыву на должностях офицерского состава в в/ч № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы за два дня работы, что предусмотрено п.3 ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и позволило бы ему увеличить общий трудовой стаж и стаж работы по специальности на 1 год 11 месяцев 15 дней. Ответчиком в удовлетворении его заявления письмом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано. Истец полагает указанный отказ необоснованным, просить признать решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика провести коррекцию длительности его страхового стажа с учетом вышеназванного периода военной службы по призыву, коррекцию размера его пенсии в настоящее время, обязать ответчика выплатить ему пенсию за 1 год 11 месяцев 15 дней в сумме 157066 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика Михайлов А.К. иск не признал, полагал отказ ответчика во включении спорного периода военной службы в стаж истца в льготном исчислении (1 день за 2 дня работы) обоснованным.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, дело № Петрозаводского городского суда Республики Карелия, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу по призыву на должностях офицерского состава в должности <данные изъяты> в в/ч №, дислоцировавшейся в <адрес> военного округа, что подтверждается материалами дела, в частности справкой военного комиссариата <адрес>, ответчиком не оспаривается.
При этом истец является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (удостоверение Х № от ДД.ММ.ГГГГ), пенсия назначена по основанию, предусмотренному п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Период прохождения истцом военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> зачтен истцу в стаж работы по охране здоровья населения в календарном исчислении.
Истец, ссылаясь на положения п.3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающего, что время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) включается в стаж работы по специальности как один день военной службы за два дня работы, полагает, что имеются основания для коррекции длительности страхового стажа, как следствие, перерасчете пенсии, взыскании пенсии за увеличенный при перерасчете период 1 год 11 месяцев 15 дней.
Суд полагает указанное суждение ошибочным в силу следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Согласно подпункту "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (действовавшего в период прохождения истцом военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил засчитывалась в стаж работы по специальности независимо от этого условия.
Таким образом, действовавшее в спорный период пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж лечебной деятельности период службы в Вооруженных Силах СССР. Вместе с тем указанное законодательство не предусматривало возможность льготного исчисления периода военной службы для зачета его в специальный стаж для назначения пенсий за выслугу лет работникам здравоохранения.
Последующими законодательными актами, направленными на реализацию права граждан, осуществляющих лечебную деятельность, на досрочное пенсионное обеспечение: Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - не предусматривалось и не предусматривается льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости.
При таких обстоятельствах оснований для исчисления истцу периода прохождения им военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (1 день службы за 2 дня работы) в целях подсчета специального стажа работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения для определения момента назначения пенсии по правилам п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» не имеется, в связи с чем в заявленных им требованиях следует отказать.
Также необходимо отметить, что вопрос о том, в каком порядке – календарном либо льготном, подлежит исчислению указанный спорный период прохождения военной службы уже являлся предметом судебной оценки в рамках рассмотрения гражданского дела № по иску Сергеева А.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и судом оснований для его льготного исчисления с целью назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости не установлено (решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, кассационное определение Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.194–198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Сергеева А. М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение суда изготовлено 22.03.2018,
последний день обжалования 23.04.2018.