Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1943/2012 ~ М-1697/2012 от 14.06.2012

Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2012 года

Дело № 2-1943/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2012 года                             город Мурманск     

Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи     Камерзана А.Н.

при секретаре Романюк С.О.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Еременко В.А.,

представителей ответчика Мрачко М.В., Ластовского А.В., Байраковского О.А.,

представителей третьих лиц Пащенко Р.В., Ижболдина И.В., Лисина В.А., Ласко С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кандалакшского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об устранении нарушений действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Мурманскому филиалу Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее ФГКУ Росгранстрой) об устранении нарушений действующего законодательства. В обоснование иска указано, что Кандалакшской транспортной прокуратурой во исполнение задания Северо-Западной транспортной прокуратуры проведена проверка законодательства об эффективности и целевом расходовании средств, выделяемых на обустройство Государственной границы Российской Федерации Мурманским филиалом ФГКУ Росгранстрой, а также соблюдения филиалом законодательства о проведении закупок для государственных нужд, строительстве, ремонте, оснащении и обслуживании пунктов пропуска через государственную границу Россиской Федерации – многосторонний автомобильный пункт пропуска Салла (далее – МАПП Салла) и морской пункт пропуска Кандалакша (далее МПП Кандалакша). В ходе проверки установлено, что указанные пункты пропуска не в полной мере соответствуют Типовым техническим требованиям по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля, утвержденных директором ФПС РФ 25 октября 2001 года (далее Типовые технические требования), и Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231 (далее Типовые требования). В нарушение вышеуказанных нормативных актов, на МАПП Салла отсутствуют шлагбаумы на полосах движения транспортных средств; в МПП Кандалакша выявлено отсутствие: системы паспортного контроля, комплексной системы безопасности, системы бесперебойного гарантированного энергоснабжения, охранной сигнализации и подсистемы управления доступом в режимные помещения, отсутствие подключения к имеющейся системе видеонаблюдения морского порта государственных контрольных органов. Указал, что Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой своим правом, предусмотренным п.п. 2.2., 2.2.1 положения о Мурманском филиале в полной мере не воспользовался и не учел требования, предъявляемые органами пограничного контроля к работе оборудования и технических средств. Полагает, что бездействие Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой по эксплуатации и обустройству оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного и иных видов контроля, на указанных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности Российской Федерации. Просит обязать ответчика в срок до 01 июля 2013 года устранить нарушения типовых требований по оборудованию МАПП Салла и МПП Кандалакша оснащению их техническими средствами пограничного контроля, а также типовых требований к оборудованию и организации пограничного контроля в указанных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а именно: оборудовать МАПП Салла шлагбаумами на полосах движения транспортных средств; оборудовать МПП Кандалакша комплексной системой безопасности, системой паспортного контроля, системой бесперебойного гарантированного электроснабжения, охранной сигнализацией и подсистемой управления доступом в режимные помещения, подключить к имеющейся системе видеонаблюдения морского порта контрольные органы.

В связи с привлечением к участию в деле надлежащего ответчика – ФГКУ Росгранстрой, Кандалакшским транспортным прокурором указанные исковые требования были заявлены к ФГКУ Росгранстрой.

В ходе судебного разбирательства истцом исковые требования неоднократно уточнялись и изменялись.

Согласно уточненному исковому заявлению от 29 августа 2012 года, Кандалакшский транспортный прокурор просит обязать ФГКУ Росгранстрой до 01 июля 2013 года устранить нарушения типовых требований по оборудованию МАПП Салла и МПП Кандалакша оснащению их техническими средствами пограничного контроля, а также типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в указанных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а именно:

- оборудовать МАПП Салла шлагбаумами на полосах движения транспортных средств, в соответствии с требованиями пунктов 4.1, 7.4.2 и 7.4.3 типовых технических требований по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля, утвержденных директором ФПС РФ от 25 октября 2001 года;

- оборудовать МПП Кандалакша: в соответствии с требованиями пункта 14.2 типовых требований, утвержденных приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231: автоматизированной системой охраны, системой оперативного теленаблюдения, системой распознавания государственных регистрационных знаков автотранспорта, системой защиты информации; в соответствии с требованиями пункта 15.2 типовых требований, утвержденных приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231: источником бесперебойного питания, резервной дизельной электростанцией; в соответствии с требованиями пункта 10.3 типовых требований, утвержденных приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231: программно-техническим комплексом паспортного контроля, технологическим оборудованием, системой передачи данных, техническими средствами специальной проверки документов; в соответствии с требованиями пункта 10.4 типовых требований, утвержденных приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231: автоматизированным рабочим местом оператора паспортного контроля с автоматическими считывателями паспортно-визовых документов, сервером, оборудованием локально вычислительной сети, программными, техническими и программно-техническими средствами информационной безопасности; в соответствии с требованиями пункта 14.5 типовых требований, утвержденных приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231: подсистемой охранной сигнализации, а именно на дверях, окнах, перегородках охраняемых помещений, в выделенных территориях, по периметру территории объекта установить средства обнаружения, обеспечивающие охрану помещений территорий и отдельных объектов; в соответствии с требованиями пункта 14.6 типовых требований, утвержденных приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231: подсистемой управления доступом, а именно: считывателями и исполнительными документами контроля доступа, электромеханическими замками, устройствами электронными для хранения и учета ключей типа «СК-24», смарт-картами персонала; в соответствии с требованиями пункта 14.7 типовых требований, утвержденных приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231: подсистемой охранного теленаблюдения, а именно: телевизионными камерами цветного изображения, устройствами управления режимом отображения (коммутаторами, квадраторами, видеомультиплексорами и матричными коммутаторами); устройствами отображения; устройствами регистрации; устройствами передачи телевизионных сигналов.

Представитель истца – старший помощник прокурора Еременко В.А. в судебном заседании на требованиях и доводах, изложенных в уточненном исковом заявлении от 29 августа 2012 года, настаивала.

Представители ответчика - Мрачко М.В., Ластовский А.В., Байраковский О.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. Пояснили, что решение на строительство, реконструкцию и техническое оснащение пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации принимается главным распорядителем федеральных бюджетных средств, которым является Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской федерации в соответствии с разделом VII Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской федерации от 26 июня 2008 года № 482, и Федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации». С 29 сентября 2008 года функции государственного заказчика-координатора по исполнению Федеральной целевой программы возложены также на указанный орган исполнительной власти. ФГКУ Росгранстрой в целях реализации основного предмета деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах утвержденной бюджетной сметы, исполняет часть функций, передаваемых от государственного заказчика за счет средств федерального бюджета. Иными источниками финансирования для совершенствования инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу ответчик в лице Мурманского филиала не располагает. Лимиты бюджетных обязательств выделялись ответчику только на содержание автомобильных пунктов пропуска, находящихся в оперативном управлении Мурманского филиала, и на возмещение эксплуатационных затрат собственникам транспортной инфраструктуры в соответствии с договорами безвозмездной передачи объектов основных средств. В соответствии с планом работы Государственной пограничной комиссии на 2012 год, определены приоритетные направления государственной политики по развитию инфраструктуры на государственной границе, при этом пункты пропуска, находящиеся в зоне ответственности Мурманского филиала, в протоколе не указаны. В проект мероприятий федеральной целевой программы «Государственная граница 2012-2020 годы» включены три пункта пропуска, находящиеся в зоне ответственности Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой: воздушный пункт пропуска Мурманск, морской пункт пропуска Мурманск, морской пункт пропуска Архангельск. МПП Кандалакша и МАПП Салла в федеральной целевой программе не учтены. Несмотря на это, в настоящее время ответчиком ведутся работы по установке программно-технических комплексов паспортного контроля в МПП Кандалакша, в связи с чем заключен государственный контракт от 02 февраля 2012 года. Полагают, что строительство, реконструкция (модернизация) и техническое оснащение морского пункта пропуска Кандалакша лежит в плоскости решения Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы или инвестиционной деятельности Росграницы. Вместе с этим, для принятия решения по техническому оснащению МПП Кандалакша, необходимо определение границ пункта пропуска с объявлением пределов в приказе Росграницы. Поскольку пределы и границы МПП Кандалакша не определены, решение об обязании оборудовать указанный пункта пропуска в соответствии с требованиями приказа ФСБ РФ № 231 от 08 мая 2008 года будет не исполнимо.

Требования об оборудовании МАПП Салла шлагбаумами на полосах движения транспортных средств представители ответчика также полагали незаконными и необоснованными, поскольку Типовые технические требования, утвержденные директором ФПС РФ от 25 октября 2001 года, не являются обязательными для ФГКУ Росгранстрой, в связи с тем, что указанный акт не прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не носит межведомственный характер, а после перехода Пограничной службы в состав ФСБ России, утратил свою силу.

Представители третьего лица – Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Пащенко Р.В., Ижболдин И.В. в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования, поскольку имеются нарушения законодательства о техническом оснащении пунктов пропуска. Пограничное управление неоднократно обращалось к ответчику с предложениями устранить данные нарушения, однако каких-либо действенных мер принято не было. Полагает, что бездействие ФГКУ Росгранстрой по вопросу обустройства МАПП Салла и МПП Кандалакша может повлечь за собой нарушения прав граждан, в том числе осуществляющих пограничный контроль в пунктах пропуска, на обеспечение безопасности Российской Федерации.

Определениями суда от 05 июля 2012 года и от 13 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Кандалакшский морской торговый порт», Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (далее Росграница).

Представитель ООО «Кандалакшский морской торговый порт» Ласко С.П. в судебном заседании полагал, что требования прокурором заявлены обоснованно, в соответствии с нормативно-правовыми актами. В настоящее время у собственника отсутствует возможность осуществлять техническое оснащение МПП «Кандалакша» средствами пограничного контроля за счет собственных средств.

Представитель Росграницы - Лисин В.В. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать. Указал, что иными источниками финансирования, кроме средств федерального бюджета, на проведение мероприятий по обустройству, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для реализации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, Росграница не располагает. Полагал, что оборудование МПП Кандалакша средствами пограничного контроля, которые указаны в исковом заявлении, возможно только при условии реконструкции пункта пропуска и доведения соответствующих лимитов бюджетного финансирования на обустройство. В Федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации 2012-2020 годы» мероприятия по реконструкции МПП Кандалакша и МАПП Салла не включены. Привлечение иных средств на проведение указанных мероприятий в МПП Кандалакша и МАПП Салла не предусмотрено.

Лицами, участвующими в деле, представлены отзывы на исковое заявление, которые приобщены к материалам дела.

Суд, выслушав представителя истца - старшего помощника прокурора, представителей ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.

Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в части обеспечения защиты Государственной границы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 266-ФЗ) пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.

Открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 482, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) предназначены для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пункты пропуска устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на железнодорожных, автомобильных станциях или вокзалах, в морских, речных (озерных) портах, аэропортах (аэродромах), военных аэродромах, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также на иных специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 3 (1) Правил, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - иные источники финансирования) (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 января 1992 года № 23-р принято решение об открытии многостороннего автомобильного пункта пропуска Салла на государственной границе с Финляндией и автомобильной дороги государственная граница - Кандалакша после их обустройства.

Морской пункт пропуска Кандалакша открыт в соответствии с решением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1990 года № 1757-рс.

Согласно, распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 1724-р МАПП Салла и МПП Кандалакша включены в перечень пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Следовательно, указанные пункты пропуска являются действующими.

В соответствии с пунктом 21 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2007 года № 734 является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

В соответствии с пунктом 5.6.5 Положения, к полномочиям Росграницы относится обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации;

Федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы относится к ведению Росграницы, создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года №1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 2357-р Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" создано путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы".

Росграница в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до Дирекции (ФГКУ Росгранстрой) лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Дирекции, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Дирекции, также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5.1., 5.2. Устава ФГКУ Росгранстрой, утвержденного приказом Росграницы от 04 февраля 2009 года № 6, финансовое обеспечение Дирекции осуществляется за счет средств федерального бюджета и на основании бюджетной сметы.

Дирекция осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.

Бюджетная смета Дирекции составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном Росграницей, в соответствии с общими требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации

Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой является структурным подразделением ФГКУ Росгранстрой, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Мурманском филиале ФГУ Росгранстрой, утвержденным приказом ФГУ Росгранстрой от 06 июля 2009 года № 16-ф, в пределах территориальной сферы деятельности филиала (том 1 л.д.9-23).

Как следует из материалов дела, к ведению Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой относятся МАПП Салла и МПП Кандалакша.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 930 утверждены Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В соответствии с Общими требованиями строительство и реконструкция зданий, помещений и сооружений в пунктах пропуска осуществляется с учетом специализации и классификации пунктов пропуска, планируемой пропускной способности, а также с учетом расчетной штатной численности создаваемых в пункте пропуска подразделений органов пограничного, таможенного и иных видов контроля (пункт 3).

В задании на подготовку проектной документации на строительство либо реконструкцию зданий, помещений и сооружений предусматриваются: а) служебные помещения (комнаты) или места для размещения сотрудников подразделений органов пограничного, таможенного и иных видов контроля; б) помещения бытового назначения (для приема пищи, отдыха, личной гигиены и иных целей); в) помещения, площадки и эстакады для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в том числе оснащенные оборудованием для погрузочно-разгрузочных работ; г) складские помещения, в том числе оборудованные холодильными камерами, и площадки; д) специальные помещения и сооружения (лаборатории, помещения для служебных собак, комнаты для хранения оружия и специальных средств защиты, изоляторы для временного содержания больного с подозрением на инфекционное заболевание и санитарные площадки для проведения противоэпидемических мероприятий, печи для термического уничтожения конфиската, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах, и т.п.); е) дезинфекционно-промывочные блоки для ветеринарно-санитарной обработки транспорта; ж) автодорожные подходы к пунктам пропуска, участки автомобильных дорог и площадки отстоя транспорта непосредственно в пунктах пропуска (с учетом проектных решений сопредельных государств); з) места, а также количество устанавливаемого оборудования и технических средств (пункт 4).

Территория пункта пропуска должна быть ограждена или обозначена, а также должна иметь при необходимости разметку, дорожные знаки и светофоры, другое технологическое оборудование, достаточное освещение.

Служебные помещения (комнаты) или места для размещения сотрудников подразделений органов пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также помещения бытового назначения выделяются в отдельные блоки.

Для исключения несанкционированного доступа в служебные и специальные помещения пункта пропуска и соблюдения пропускного режима отдельный вход в эти помещения оборудуется местом пропуска сотрудников подразделений органов пограничного, таможенного и иных видов контроля и посетителей (пункт 5).

При оборудовании и техническом оснащении учитываются: а) специализация и классификация пункта пропуска, его месторасположение, степень уязвимости, характер окружающей местности и принятая концепция (способ) охраны; б) требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов контроля к работе оборудования и технических средств; в) место установки оборудования и технических средств; г) возможность эксплуатации межведомственной информационной системы в пунктах пропуска; д) площадь территории (акватории) пункта пропуска и расположение зданий, помещений, сооружений и других объектов в пределах пункта пропуска; е) освещенность зданий, помещений и сооружений в пункте пропуска в различное время суток; ж) климатические условия; з) необходимость обеспечения электромагнитной совместимости оборудования и технических средств, а также обеспечения их защиты от действия вибрации и механических ударов; и) необходимость обеспечения экологических и медико-биологических условий для работы персонала, эксплуатирующего оборудование и технические средства (пункт 6).

25 октября 2001 года директором Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее ФПС РФ), утверждены Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля.

В соответствии с пунктом 4.1 Типовых технических требований, в пунктах пропуска должны быть установлены следующие технологическое оборудование и сооружения: … средства создания и обозначения режимной (с контролируемым пограничными нарядами доступом) зоны (заграждения, шлагбаумы и др.); средства ограничения скорости движения транспорта (пассивные средства ограничения скорости движения типа «лежачий полицейский»), средства организации и управления потоками транспортных средств (светофоры, дорожные знаки, указатели, информационные табло и др.) и средства принудительной остановки автомобильного транспорта)…

Пунктами 7.4.2. и 7.4.3. Типовых технических требований также предусмотрено, что каждая полоса движения в пункте пропуска оборудуется:…шлагбаумом перед выездом из зоны контроля.

Въезд на территорию АПП и выезд из него оборудуются шлагбаумами, светофорами, средствами ограничения скорости движения транспорта (пассивные средства ограничения движения типа «лежачий полицейский»)…

Кроме того, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 930, директором ФСБ России издан приказ № 231 от 08 мая 2008 года «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Судом установлено, что сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области проведены проверки МАПП Салла и МПП Кандалакша, по результатам которых составлены акты от 16 ноября 2011 года.

Согласно акту проверки МАПП Салла, утвержденного первым заместителем начальника Пограничного управления 16 ноября 2011 года, по результатам проведения рекогносцировки в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Салла установлено отсутствие шлагбаумов на досмотровых площадках в период строительства пункта пропуска, несмотря на наличие фундамента под установку шлагбаума.

В ходе судебного разбирательства проводился комиссионный осмотр МАПП Салла, которым установлено, что на полосах движения «въезд»-«выезд» установлены фундаменты и подведены силовые кабели для монтажа механической части шлагбаумов в количестве восьми штук, для ограничения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска МАПП Салла оборудован у здания «Часовой у шлагбаума-1» и «Часовой у шлагбаума-2» на въезде и выезде МАПП Салла шлагбаумами.

В соответствии с актом проверки, утвержденным первым заместителем начальника Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области 16 ноября 2011 года, по результатам проведения рекогносцировки в МПП Кандалакша выявлено отсутствие в системе видеонаблюдения Кандалакшского морского торгового порта выхода на подразделения пограничного контроля, отсутствие охранной сигнализации по всему периметру ограждения пункта пропуска.

В ходе судебного разбирательства также проведен комиссионный осмотр МПП Кандалакша, по результатам которого составлен акт от 29 августа 2012 года.

Как следует из указанного акта, подписанного представителями Кандалакшской транспортной прокуратуры, ФГКУ Росгранстрой, Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области, проверкой установлено отсутствие в МПП Кандалакша:

- в нарушение пунктов 4,14, 14.1-14.3 Типовых требований, утвержденных приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231: автоматизированной системы охраны, системы оперативного теленаблюдения, системы распознавания государственных регистрационных знаков автотранспорта, системы защиты информации;

- в нарушение пунктов 4, 15,15.2 Типовых требований: источника бесперебойного питания, резервной дизельной электростанции;

- в нарушение пунктов 10.3-10.5 Типовых требований, и пунктов 5.1-5.3.2 Типовых технических требований: программно-технического комплекса паспортного контроля (автоматизированного рабочего места оператора паспортного контроля с автоматическими считывателями паспортно-визовых документов, сервера, оборудования локально вычислительной сети ЛВС, программных, технических и программно-технических средств информационной безопасности), технологического оборудования, системы передачи данных, технических средств специальной проверки документов;

- в нарушение пунктов 14.4-14.8 Типовых требований: подсистемы охранной сигнализации, а именно, на дверях, окнах, перегородках охраняемых помещений, в выделенных территориях, по периметру территории объекта средств обнаружения, обеспечивающих охрану помещений, территории и отдельных объектов, подсистемы управления доступом, а именно, считывателей и исполнительных устройств контроля доступа, электромеханических замков, устройств электронных для хранения и учета ключей типа «СК-24», смарт-карт персонала;

- в нарушение пункта 14.7 Типовых требований, утвержденных приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231: подсистемы охранного теленаблюдения, а именно, телевизионных камер цветного изображения, устройств управления режимом отображения (коммутаторы, квадраторы, видеомультиплексоры и матричные коммутаторы), устройств отображения, устройств регистрации, устройств передачи телевизионных сигналов.

Представителями ФГКУ Росгранстрой представлено особое мнение по акту, согласно которому в связи с отсутствием утвержденных пределов МПП «Кандалакша» не возможно установить в каких именно местах на территории пункта пропуска должны быть установлены перечисленные элементы, также указано на наличие системы бесперебойного электроснабжения второй категории надежности.

Оценивая в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля от 25 октября 2001 года, на которые ссылается истец, утверждены директором ФПС РФ на основании статьи 12 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» и Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 60), и определяют единую техническую концепцию Пограничной службы Российской Федерации по комплексному оборудованию пунктов пропуска и их оснащению технологическим оборудованием, системами технических средств и специальной техникой для осуществления пограничного контроля.

Требования содержат исходные данные для проектирования вновь строящихся и реконструируемых пунктов пропуска. Требования предназначены для использования при подготовке заказчиком-застройщиком технических заданий на проектирование и обязательны к применению при разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации строительства (реконструкции) оборудования и технического оснащения пунктов пропуска (пункт 1.2 Типовых технических требований).

Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные приказом директора ФСБ России от 08 мая 2008 года № 231, разработаны с целью установления единых нормативных положений ФСБ РФ к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений автомобильных, воздушных, железнодорожных, морских, речных (озерных) и пешеходных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, необходимых для организации пограничного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска.

Типовые требования предназначены для использования при подготовке технических заданий и проектно-сметной документации на проектирование новых и реконструкцию действующих пунктов пропуска. В соответствии с типовыми требованиями разрабатывается техническая документация на оснащение пунктов пропуска информационно-техническими средствами (пункт 3 Типовых требований).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что указанные нормативные акты ФПС РФ и ФСБ России имеют технический характер, и применяются только при принятии в установленном порядке решений о создании новых пунктов пропуска, реконструкции действующих пунктов пропуска, а также при разработке проектно-сметной, технической документации на оснащение действующих пунктов пропуска.

В соответствии с пунктом 29 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.

Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска может вноситься федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот пункт пропуска, или собственником (собственниками) зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска.

Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска вносится в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (если оно не является инициатором)…

Требования к форме и содержанию документов, прилагаемых к предложению о проведении реконструкции пункта пропуска, устанавливаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти (пункт 30 Правил).

В случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома (пункт 31 Правил).

Из ответа заместителя руководителя Росграницы от 03 октября 2012 года № ЮБ-5599/04 следует, что в Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации поступило обращение заместителя губернатора Мурманской области от 23 июня 2009 года № 01-08/1914 с просьбой о включении в проект федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации на 2011-2016 годы» мероприятий по реконструкции МАПП Салла, в связи с чем Росграница включила мероприятия по реконструкции МАПП Салла в проект федеральной целевой программы. Между тем, в связи с сокращением предельного объема финансирования, мероприятие по реконструкции МАПП Салла исключено из проекта федеральной целевой программы. Предложения о проведении реконструкции МПП Кандалакша в Росграницу в установленном порядке не вносились, приказы о реконструкции данного пункта пропуска не издавались. Бюджетные средства на мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению пунктов пропуска выделены Росгранице в соответствии с федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. Иными источниками бюджетного финансирования на данные цели Росграница не располагает.

Таким образом, в период осуществления деятельности ФГКУ Росгранстрой решения о реконструкции МАПП Салла и МПП Кандалакша, после их открытия, в установленном порядке не принимались.

Кроме того, стороной истца в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, свидетельствующие о разработке и принятии ФГКУ Росгранстрой технической документации на оснащение пунктов пропуска средствами пограничного контроля, не соответствующей Типовым и Типовым техническим требованиям, утвержденным ФПС РФ и ФСБ России.

Суд также учитывает, что постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 60, в соответствии с которым директором ФПС РФ утверждены Типовые технические требования, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 482, утратило в силу, при этом в Типовых требованиях, утвержденных директором ФСБ России, а также иных действующих нормативно-правовых актах по вопросам обустройства пунктов пропуска, отсутствуют нормативные требования об обязательном оснащении шлагбаумами полос движения автомобильного пункта пропуска.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действующее законодательство не содержит требований для ответчика осуществлять действия связанные с реконструкцией пунктов пропуска, разработкой и принятием технической документации, без соответствующего решения главного распорядителя бюджетных средств – Росграницы, и вне утвержденной бюджетной сметы.

При этом, из пояснений представителей ответчика и третьего лица –Росграницы следует, что в федеральной целевой программе «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы) предусмотрено проектирование и строительство (реконструкция) морских пунктов пропуска «***», «***», техническое перевооружение воздушного пункта пропуска «***», МАПП Салла и МПП Кандалакша в указанную федеральную целевую программу не включены.

Исходя из изложенного, суд считает, что исковые требования заявлены Кандалакшским транспортным прокурором преждевременно, основания для их удовлетворения отсутствуют.

Доводы представителя истца о том, что ФГКУ Росгранстрой ведутся работы по установке в МПП Кандалакша программно-технического комплекса паспортного контроля без принятия решения о реконструкции пункта пропуска, по мнению суда, не имеют юридического значения для указанного дела, поскольку указанные работы осуществляются на основании государственного контракта № *** от 02 февраля 2012 года, исходя из выделенных ответчику бюджетных средств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Кандалакшского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об устранении нарушений действующего законодательства - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судья                подпись            А.Н. Камерзан

2-1943/2012 ~ М-1697/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кандалакшский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ФГКУ Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы
Мурманский филиал ФГКУ Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы
Другие
Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ
ООО "Кандалакшский морской торговый порт"
Пограничное управление ФСБ России по МО
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Камерзан Александр Николаевич
Дело на сайте суда
len--mrm.sudrf.ru
14.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2012Передача материалов судье
19.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2012Судебное заседание
13.07.2012Судебное заседание
03.08.2012Судебное заседание
20.08.2012Судебное заседание
06.09.2012Судебное заседание
19.09.2012Судебное заседание
09.10.2012Судебное заседание
17.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее