Судья: Жернаков С.П. | стр. 045 г, г/п 00 руб. | |
Докладчик: Бланару Е.М. | Дело № 33-3397/2020 | 10 июня 2020 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Гулевой Г.В.,
судей Бланару Е.М., Маслова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Искусовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2020 г. в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе Веселкова А.Н. на решение Приморского районного суда Архангельской области от 10 марта 2020 г. (дело № 2-130/2020) по иску Веселкова А.Н. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия
установила:
Веселков А.Н. обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что с 1 марта 2018 г. по настоящее время работает вахтовым методом в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в должности диспетчера. Фактическое место работы находится в Архангельской области, арх. Новая Земля, рп. Белушья Губа, в/ч 77510, расположенный в районе Крайнего Севера – острова Ледовитого океана. Согласно сведениям производственного календаря на 2018 г. норма труда на период март-декабрь 2018 г. составила 1683 часа. Трудовым договором ему установлен должностной оклад в размере 6552 рубля в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени, ведется суммированный учет рабочего времени. Согласно сведениям из его расчетных листков, он отработал в 2018 г. 1396 часов и пробыл на больничном 8 дней (88 часов). Недоработка (невыполнение норм труда), по его мнению, на 31 декабря 2018 г. составила 215 часов. Всего за отработанный 2018 г. ему выплачена заработная плата в размере 575 688 рублей 07 копеек. Среднечасовой заработок составляет 412 рублей 38 копеек (575 688 рублей 07 копеек/1396). Таким образом, за 2018 г. у ответчика образовалась задолженность перед ним по заработной плате в размере 88 661 рубль 70 копеек. В соответствии со ст. 237 ТК РФ оценивает причиненные ему моральный вред в размере 10 000 рублей 00 копеек. На основании изложенного, просил суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 88 661 рубль 70 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей 00 копеек.
Представитель истца Ханян В.В. в судебном заседании суда первой инстанции поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что недоработка истца за 2018 г. составила 215 часов.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие истца, представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Из представленного представителем ответчика ходатайства следует, что с исковыми требованиями он не согласен, просил применить последствия пропуска истцом годичного срока для обращения за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 10 марта 2020 г. в удовлетворении исковых требований Веселкова А.Н. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда отказано.
С указанным решением не согласился истец Веселков А.Н., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, допущены нарушения норм материального права. Полагает, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о том, что в отчетный период равный одному году полностью входит время нахождения на вахте в период с декабря 2018 г. по февраль 2019 г. и имеет место переработка, так как в связи с положениями п.5.2 трудового договора № 46/2018 от 1 марта 2018 г. работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 12 месяцев (1 год), в связи с чем отчетный период за 2018 г. закончился 31 декабря 2018 г.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились, истец просил о рассмотрении дела без своего участия. При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, представителя ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав утвержденный график вахт, табели учета рабочего времени истца за 2018 г., лицевые счета по начисленной и выплаченной заработной плате истца в качестве новых доказательств в порядке п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», проверив законность и обоснованность решения суда в их пределах, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 297 ТК РФ вахтовый метод – особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
В соответствии со ст. 300 ТК РФ при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного данным Кодексом, то есть 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
В силу ст. 301 ТК РФ рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.
Каждый день отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте (день междувахтового отдыха) оплачивается в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы), если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Часы переработки рабочего времени в пределах графика работы на вахте, не кратные целому рабочему дню, могут накапливаться в течение календарного года и суммироваться до целых рабочих дней с последующим предоставлением дополнительных дней междувахтового отдыха.
Данные нормы трудового законодательства также предусмотрены Положением о вахтовом методе организации работ в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденным приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № 52.
Таким образом, работа вахтовым методом имеет свои особенности применительно к норме рабочего времени работников, и в периоды времени, не равные учетному периоду может превышать нормальную продолжительность рабочего времени, установленную производственным календарем, при этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период соответствует нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ч. 1 ст. 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец на основании трудового договора № 46/2018 от 1 марта 2018 г. принят на работу в должности «Диспетчер», Жилищно-коммунальная служба № 2/1 (архипелаг Новая Земля), Жилищно-коммунальная служба №2/1 (архипелаг Новая Земля), жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 2 (архипелаг Новая Земля) для работы вахтовым методом.
Пунктом 6.1. трудового договора работнику установлен должностной оклад в размере 6552 рубля в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени.
Пунктом 6.2. указанного договора за работу в районах Крайнего Севера работнику установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 2,0 в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и иными нормативными актами Российской Федерации.
Пунктом 6.3. трудового договора за работу в районах Крайнего Севера работнику установлена процентная надбавка к заработной плате в размере 100 % в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и иными нормативными актами Российской Федерации.
В силу п. 5.2 трудового договора № 46/2018 от 1 марта 2018 г. работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода – 12 месяцев (один год). Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени.
Приказом начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 2 (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) от 9 января 2018 г. № 2-к организована работа вахтовым методом в жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе № 2 (архипелаг Новая Земля), учитывая отдаленность места нахождения объектов и специфику доставки работников к месту проведения работ и обратно с учетом метеоусловий, для всех должностей работников объектов электро-сетевого хозяйства, работником которого является и истец, а также утвержден график работы на вахте на 2018 г. Индивидуальных графиков работы на вахте и индивидуальных графиков сменности для работников, в том числе истца, не составлялось, работодателем по запросу суда таковые не представлены.
Согласно вышеназванному приказу начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 2 (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) от 9 января 2018 г. № 2-к продолжительность вахты в 2018 г. установлена 70 суток. При этом в период вахты включается время выполнения работы на объектах и время междусменного отдыха, без учета времени на дорогу от сборного пункта до места выполнения работ на объектах архипелага Новая Земля и обратно. Продолжительность учетного периода – один год.
Данным приказом утверждены даты начала и окончания вахт в 2018 г.: с 1 января 2018 г. по 11 марта 2018 г., с 12 марта 2018 г. по 20 мая 2018 г., с 21 мая 2018 г. по 29 июля 2018 г., с 30 июля 2018 г. по 7 октября 2018 г., с 8 октября 2018 г. по 16 декабря 2018 г., с 17 декабря 2018 г. по 24 февраля 2019 г.
Для вахтового персонала определен сменный режим работы (1 и 2 смена), включая работу в выходные и праздничные дни, продолжительность рабочей смены – 11 часов, недельный график работы, 1 выходной через 6 рабочих дней.
Согласно производственному календарю на 2018 г. норма рабочего времени в период с 1 марта 2018 г. по 31 декабря 2018 г. составляет 1683 часа.
Между тем, как следует из расчетных листков, Веселкова А.Н. в 2018 г. отрабатывал вахту в период с марта по май 2018 г., с августа по октябрь 2018 г. и с декабря 2018 г. по февраль 2019 г. В июне-июле 2018 г. и в ноябре 2018 г. Веселков А.Н. находился на межвахтовом отдыхе.
В период с марта по май 2018 г. Веселковым А.Н. отработано 731 час, в период с августа по октябрь 2018 г. – 555 часов, в период с декабря 2018 г. по февраль 2019 г. – 618,5 часов. В декабре 2018 г. имел место период нетрудоспособности 8 дней.
Разрешая заявленные требования Веселкова А.Н., суд первой инстанции, с учетом установленного ему учетного периода в 12 месяцев (1 год) при суммированном учете рабочего времени, исходил из отсутствия недоработки нормы рабочего времени у истца по вине работодателя в пределах утвержденного графика работы на вахте, в связи с чем правовых оснований для оплаты часов недоработки в порядке ч. 1 ст. 155 ТК РФ не имеется. Ввиду отсутствия нарушений трудовых прав работника не усмотрел суд и оснований для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда, как производных от основного требования.
Судебная коллегия соглашается по существу с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Веселкова А.Н.
Нормативная продолжительность вахты установлена работодателем для всех должностей объектов соответствующего отдела исходя из 70 суток, составляющих время работы на объекте и междусменного отдыха на вахте. При этом рабочее время и время отдыха работников, в том числе и истца, в пределах учетного периода регламентированы графиком работы на вахте, включая график сменности, и согласуется с табелями учета рабочего времени истца за период с 1 марта 2018 г. по 24 февраля 2019 г.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца при работе вахтовым методом и применении суммированного учета рабочего времени, оценка правильности оплаты труда и определения выработки нормы рабочего времени производится только в рамках учетного периода, который согласно условиям трудового договора, заключенного между сторонами, составляет один год.
Доводы истца о наличии недоработки на 31 декабря 2018 г. являются ошибочными, сводятся к неправильному толкованию норм трудового законодательства, регулирующего особенности вахтового метода работы, и Положения о вахтовом методе организации работ в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, поскольку истцом неверно определяется окончание вахтового цикла для определения производственной нормы и фактически отработанного времени, ограничивая его 31 декабря 2018 г., не учитывая, что вахтовый период за 2018 г. у истца закончился 24 февраля 2019 г., где им также выработаны часы рабочего времени, включаемые в производственную норму рабочего времени за учетный период, а также уменьшение для него производственной нормы рабочего времени на период временной нетрудоспособности.
При таких обстоятельствах, требования истца об оплате часов при невыработке норм труда на 31 декабря 2018 г. при суммированном учете рабочего времени с учетным периодом в один год и окончанием вахтового периода 24 февраля 2019 г. являются необоснованными.
При этом судебная коллегия считает подлежащими исключению из мотивировочной части решения суда первой инстанции выводы о наличии у Веселкова А.Н. переработки рабочего времени в пределах графика работы на вахте, которая оплачена работодателем в полном объеме, поскольку данные обстоятельства находятся за пределами предмета и основания иска.
Вместе с тем, указанное на законность и обоснованность решения суда об отсутствии у истца недоработки по вине работодателя на 31 декабря 2018 г., подлежащей оплате в порядке ч. 1 ст. 155 ТК РФ, не влияет.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм трудового законодательства и локальных актов работодателя, в связи с чем не могут являться основанием к отмене или изменению решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приморского районного суда Архангельской области от 10 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Веселкова А.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий | Г.В. Гулева |
Судьи | Е.М. Бланару |
Д.А. Маслов |