Решение от 08.10.2020 по делу № 2а-2013/2020 от 19.05.2020

Дело № 2а-2013/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2020 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Глебовой Е.П., при секретаре Замбаловой Ю.Я.,

с участием представителя административных ответчиков – старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Иркутска Мещеряковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2013/2020 по административному иску Недбай Инны Викторовны к прокуратуре Ольхонского района Иркутской области о признании недействительными результатов прокурорской проверки законности строительства на территории Хужирского муниципального образования,

установил:

в обоснование административного искового заявления указано, что Недбай И.В. принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: Адрес, с кадастровым номером . Прокуратурой Ольхонского района на основании поручения прокуратуры Иркутской области от Дата, Дата была проведена прокурорская проверка законности строительства на территории пляжа Сарайского залива Хужирского муниципального образования. В частности, проверка была проведена в отношении земельного участка с кадастровым номером . По результатам проверки прокуратура Ольхонского района пришла к выводу о том, что указанный земельный участок расположен на землях Прибайкальского национального парка и обратилась в суд с иском об истребовании земельного участка из незаконного владения Недбай И.В. При подготовке к судебному разбирательству, после того, как представитель Недбай И.В. Тумановский К.В. Дата ознакомился с материалами прокурорской проверки, административному истцу стало известно о нарушениях, допущенных при проведении проверки. Для проведения проверки в порядке п. 13 ст. 21 Закона «О прокуратуре» были привлечены специалисты Байкальского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Росреестра по Иркутской области. Выездная проверка в рамках прокурорской проверки с участием специалистов производилась Дата. Сопоставляя полученную из материалов проверки информацию с положениями действующего законодательства, административный истец объективно пришёл к выводу о допущенных нарушениях законности в действиях прокуратуры Ольхонского района. Между тем, решения, как самостоятельного акта, о проведении проверки земельного участка Недбай И.В. прокуратурой не принималось. Таким образом, действия сотрудников прокуратуры Ольхонского района по проверке законности обладания Недбай И.В. земельным участком и строительства ею на участке жилого дома были произведены без законных на то оснований. Недбай И.В. не была уведомлена о выездной проверке в отношении её участка Дата, в результате чего она не смогла принять участия в обследовании привлечёнными специалистами территории её участка, и была лишена возможности давать необходимые пояснения по предмету проверки и предъявлять необходимые для правильного, полного и достоверного разбирательства доводы и возражения. Из сведений, полученных при проведении прокурорской проверки от ФГБУ «Объединённая дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» ( от Дата), следует, что участок c кадастровым номером входит в границы Прибайкальского национального парка. При этом границы национального парка устанавливаются на основании материалов лесоустройства. Полагает, что данное обстоятельство установлено недостоверно. Недбай И.В. была лишена возможности представить важные для проводимой проверки доводы и возражения по существу, а именно: земельный участок Недбай И.В. сформирован и поставлен на кадастровый учёт в соответствие с требованиями действующего законодательства. Этот участок не относится и не граничит с земельными участками ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», которые также сформированы и поставлены на кадастровый учёт. Данный довод подтверждается материалами ответов председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаева по вопросу предоставления сведений о площади и местоположении границ особо охраняемых природных территорий Прибайкальского национального парка.

Из письма председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаеву от Министерства природных ресурсов и экологии от Дата с приложением информационной справки на 2 листах следует, что земельный участок Недбай И.В. не относится и не граничит с земельными участками ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», поставленными на кадастровый учёт с категорией земель: земли особо охраняемых природных территорий, которые имеют статус единого землепользования.

Из письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от Дата /ГЕ/18 следует, что сведения о границах особо охраняемой природной территории - «Прибайкальский национальный парк» в ЕГРН отсутствуют. В материалах прокурорской проверки имеется письмо ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от Дата , в котором содержится ссылка на карту Байкальской природной территории.

Из предоставленной Управлением Росреестра по Иркутской области выкопировки из Землеустроительного дела по землеустроительным работам в отношении территории национального парка «Прибайкальский» (2011 г., инв.-ДСП/6 от Дата) в части земельного участка с месторасположением: Адрес с кадастровым номером , следует, что земельный участок не расположен в границах национального парка «Прибайкальский».

Административный истец просит суд признать недействительными результаты прокурорской проверки законности строительства на территории Хужирского муниципального образования Ольхонского района, проведённой в июне 2017 года прокуратурой Ольхонского района в отношении земельного участка по адресу: Адрес с кадастровым номером ..

Административный истец Недбай И.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, об уважительных причинах не явки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель административных ответчиков – старший помощник прокурора Октябрьского района г. Иркутска Мещерякова М.В. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление. Заявила о пропуске истцом срока обращения в суд.

Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов прокурорской проверки судом установлено, что на основании обращения полномочного представителя Президента РФ в СФО Меняйло С.И. о проверке законности жилищного строительства и вырубки леса на территории Хужирского сельского поселения вблизи мыса Шаманка, прокуратурой Иркутской области в прокуратуру Ольхонского района Дата (вх. 07-26(0)-17) направлено поручение. Кроме того, в поручении указано, что необходимо привлечь специалистов органов Росреестра, Росприроднадзора, а также дендрологов.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что постановлением мэра Ольхонского района от Дата Журилову А.В. был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Адрес, с кадастровым номером .

Дата между администрацией Ольхонского района и Журиловым А.В. был заключен договор купли-продажи земельного участка .

На момент проведения прокурорской проверки земельный участок принадлежал Недбай И.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно заключению Байкальского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по результатам участия в проверке, проводимой прокуратурой Ольхонского района в Ольхонском районе от Дата, границы водоохранной зоны озера Байкал совпадают с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории, установленными Распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата -р.

Из ответа на запрос ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:13:000019:613, помимо прочих, входит в границы Прибайкальского национального парка на основании материалов лесоустройства. В соответствии с п. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ границы национального парка устанавливаются на основании материалов лесоустройства. Материалы лесоустройства были подготовлены в рамках государственного контракта от Дата, заключенного между ФГУП «Рослесинфорг» и ФГБУ «Государственный заповедник «Байкало-Ленский» за счет средств федерального бюджета.

Из ответа на запрос Байкальского управления Росприроднадзора следует, что земельный участок с кадастровым номером , помимо прочих, расположен в Ольхонском районе и входит в границы водоохранной зоны озера Байкал и центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от Дата, лесной участок, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, общая площадь 305297 га, адрес объекта: Адрес, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от Дата был создан Прибайкальский государственный природный национальный парк в Иркутской области.

На основании прокурорской проверки прокуратурой Ольхонского района было подано исковое заявление в Ольхонский районный суд Иркутской области о признании постановления администрации Ольхонского района недействительным, о признании права собственности Недбай И.В. на земельный участок с кадастровым номером отсутствующим, об истребовании указанного земельного участка из чужого незаконного владения. Требования прокуратуры Ольхонского района были удовлетворены, решение не вступило в законную силу.

Рассматривая заявленные требования, суд не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации в соответствии со статьей 129 Конституции РФ определяются Федеральным законом N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации".

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Как следует из положений ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В силу ч. 13 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" к участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Разрешая требования административного истца, исследовав все обстоятельства дела, проанализировал доводы сторон применительно к требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что нарушений законодательства при проведении прокурорской проверки органами прокуратуры допущено не было.

Для признания незаконными действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых действий требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.

Оценив материалы прокурорской проверки во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу, что прокурорская проверка была проведена на основании поручения прокуратуры Иркутской области, у органов прокуратуры отсутствовала обязанность по уведомлению физического лица по проведению прокурорской проверки, кроме того, по результатам прокурорской проверки прокурор Ольхонского района обратился в суд в защиту нарушенных прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

Несогласие Недбай И.В. с результатом проведенной прокурорской проверки не свидетельствует о незаконности данной проверки и нарушении прав заявителя.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Представителями административного ответчика было заявлено о пропуске административным истцом срока для обращения в суд.

Как следует из материалов дела, о проведенной прокурорской проверке Недбай И.В. было известно из поданной искового заявления прокуратурой Ольхонского района в Ольхонский районный суд Иркутской области, который был принят к производству Дата.

При таких обстоятельствах, учитывая, что о проведенной прокурорской проверке административному истцу стало известно в 2017 году, при этом, с административным иском Недбай И.В. обратилась в суд только Дата, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд истцом пропущен.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих возможности обращения в суд в пределах установленного законом срока, в материалах дела отсутствуют. Ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока с приложением доказательств, подтверждающих уважительность его пропуска, Недбай И.В. не представлено.

Пропуск срока, предусмотренный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными результатов прокурорской проверки законности строительства на территории Хужирского муниципального образования Ольхонского района, проведенной в июне 2017 года в отношении земельного участка по адресу: Адрес с кадастровым номером .

В связи с этим суд отказывает истцу в удовлетворении иска в полном объеме как в связи с пропуском срока обращения в суд, так и по существу.

Руководствуясь ст.175 – 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2а-2013/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Недбай Инна Викторовна
Ответчики
прокуратура Иркутской области
Прокуратура Ольхонского района
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Глебова Елена Павловна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
19.05.2020Регистрация административного искового заявления
19.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.07.2020Предварительное судебное заседание
09.09.2020Предварительное судебное заседание
08.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2021Дело оформлено
27.04.2021Дело передано в архив
08.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее