№2-665/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2015 года |
город Сегежа |
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи при секретаре |
Н.А. Ткачук, А.А. Таркан, |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пикалева В.О. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о назначении пенсии,
установил:
Пикалев В.О. обратился в суд с указанным выше иском, просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности <...> <...> с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, в должности <...> с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, период службы истца по призыву в Вооруженных Силах СССР с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года; обязать ответчика назначить ему пенсию со дня обращения за ней к ответчику.
Требования обоснованы тем, что 02 октября 2014 года истец подал ответчику заявление о досрочном назначении пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением №№... от ХХ.ХХ.ХХ. года ответчик отказал истцу в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно указанному решению стаж истца составляет <...> год <...> месяцев <...> дней при требуемом стаже 25 лет.
Истец полагает, что ответчиком необоснованно не были включены в льготный стаж педагогической деятельности периоды работы в должности <...> с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, в должности <...> с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года.
Работа истца в должности <...>, а также в должности <...> была связана с образовательным (воспитательным) процессом.
Период службы истца по призыву с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года подлежит включению в педагогический стаж, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости было выработано 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, требуемых для назначения данной пенсии.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Ефимова Е.Н., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что в льготный стаж истца не включены, в числе прочего, период работы <...> с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ., период работы <...> с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, поскольку указанная работа не была связана с образовательным (воспитательным) процессом. Период службы в армии не включен истцу в стаж педагогической деятельности, поскольку на момент прекращения действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 у истца отсутствовал стаж 2/3 от установленного законом стажа педагогической деятельности, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, Пикалев В.О., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР, в период с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года работал <...> в государственном образовательном учреждении «Профессиональный лицей №16», в период с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года работал заместителем <...> в том же учреждении (05 сентября 2006 года переименовано в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Карелия «Северный колледж»).
В соответствии с преамбулой Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (в редакции, действовавшей в спорный период) под образованием понимался целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Согласно ч. 1 ст. 12 указанного закона под образовательным процессом понималась реализация одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечение содержания и воспитания обучающихся, воспитанников.
Из представленной в суд должностной инструкции заместителя директора по производственной работе (обучению) и безопасности ГОУ «Профессиональный лицей №16», утвержденной 28 марта 2005 года, следует, что <...> является непосредственным руководителем для мастера производственного обучения лицея, на него возлагается организация производственного обучения, производственной практики обучающихся лицея. К его функциям относилось обеспечение подготовки работников квалифицированного труда, владеющих качественными знаниями, умениями и навыками по подготавливаемым профессиям в объеме соответствующей профессиональной образовательной программы, рабочих программ производственного обучения, программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации не ниже уровня, предусмотренного государственными образовательными стандартами и квалификационными характеристиками. К его производственным обязанностям относилось руководство производственным обучением и производственной практикой обучающихся, контроль хода и качества знаний по производственному обучению, организация и контроль промежуточных и выпускных аттестаций обучающихся, участие в работе по профессиональной ориентации молодежи и комплектованию контингента обучающихся.
Аналогичные должностные обязанности и функции предусматривались и должностной инструкцией заместителя <...> ГОУ «Профессиональный лицей №16», утвержденной 22 сентября 2005 года.
Как следует из материалов дела, истец Пикалев В.О. 03 октября 2014 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сегежа Республики Карелия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Согласно решению ГУ-УПФ РФ в г. Сегежа РК №455 от 31 декабря 2014 года истцу не включены в педагогический стаж периоды работы: в должности <...> с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, в должности <...> с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, период службы истца по призыву в Вооруженных Силах СССР с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года.
Вместе с тем, с отказом ответчика включить спорные периоды в педагогический стаж истца согласиться нельзя.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, предусмотрена должность <...>, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом такого образовательного учреждения как лицей.
Как установлено судом, Пикалев В.О. в качестве <...>, <...> непосредственно занимался вопросами воспитания и обучения учащихся лицея, выполнял норму рабочего времени (педагогической нагрузки). Данный факт подтверждается должностными инструкциями, приказами о тарификации преподавателей, рабочими программами производственного обучения.
С учетом изложенного, периоды замещения Пикалевым В.О. указанных должностей с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года подлежат включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, вне зависимости от их продолжительности.
Период службы истца в армии по призыву с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года также подлежит включению в педагогический стаж истца в связи со следующим.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Пикалева В.О. военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации.
Служба Пикалева В.О. в рядах Советской Армии проходила до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам просвещения.
Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.
На момент обращения Пикалева В.О. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, в трудовой стаж истца следует включить следующие периоды:
с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, итого <...> месяцев <...> дней,
с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, итого <...> год <...> месяца <...> дней,
с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, итого <...> года <...> месяцев <...> дней,
всего <...> года <...> месяцев <...> дней.
Поскольку при включении указанных периодов Пикалев В.О. приобретает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в орган Пенсионного фонда 03 октября 2014 года, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пению по старости с указанного момента.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Пикалева В.О. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия включить Пикалеву В.О. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды:
с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года,
с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года,
с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия назначить Пикалеву В.О. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 03 октября 2014 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия в пользу Пикалева В.О. судебные расходы в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Ткачук
Справка: решение в окончательной форме в порядке
ч. 2 ст. 199 ГПК РФ изготовлено 11.05.2015г.