Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-68/2022 (2-739/2021;) ~ М-715/2021 от 09.12.2021

УИД № 58RS0025-01-2021-001887-85

Производство № 2-68/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нижний Ломов 20 января 2022 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе: судьи Суховой Т.А.

при секретаре судебного заседания Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Нижнеломовского межрайонного прокурора Пензенской области в интересах Кашурина С.В. к ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ», Министерству здравоохранения Пензенской области о понуждении к обеспечению изделиями медицинского назначения,

УСТАНОВИЛ:

и.о. Нижнеломовского межрайонного прокурора Пензенской области обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об основах охраны здоровья граждан, о государственной социальной помощи, в ходе которой установлено, что Кашурин С.В. состоит на диспансерном учете у врача – эндокринолога с диагнозом: <данные изъяты>. Кашурин С.В. включен в федеральный регистр льготных категорий граждан на 2021 год. Кашурин С.В. нуждается в тест-полосках для глюкометра, так как согласно рекомендациям врача - эндокринолога ему необходимо проводить самоконтроль гликемии 4 раза в сутки. В течение 2021 года тест-полосками для глюкометра пациент не обеспечивался.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются – соблюдение прав граждан в сфере здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи. Согласно п.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Пункт 4 ч.2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет включен в перечень социально-значимых заболеваний. Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным <данные изъяты>.

Однако, вопреки вышеизложенному, установлено, что Кашурин С.В. тест-полосками для глюкометра в 2021 году не обеспечивался. Не обеспечение Кашурина С.В. необходимыми медицинскими изделиями создает угрозу причинения вреда его здоровью.

На основании изложенного, истец просил обязать Министерство здравоохранения Пензенской области обеспечить Кашурина С.В. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью; обязать ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» производить выписку Кашурину С.В. рецептов на тест – полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.

В судебном заседании помощник Нижнеломовского межрайонного прокурора Пензенской области Пашков А.С. исковые требования, предъявленные к Министерству здравоохранения Пензенской уточнил, просил обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Кашурина С.В. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью, о чём представил заявление Нижнеломовского межрайонного прокурора. В обоснование заявленных требований сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец Кашурин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.

Представитель ответчика ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, согласно представленному в суд заявлению просил о рассмотрении дела в его отсутствие, одновременно согласившись с требованиями, заявленными прокурором.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Кашурина С.В., представителей ответчиков ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ», Министерства здравоохранения Пензенской области.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Кашурин С.В., как лицо, страдающее <данные изъяты>, обратился к и.о. Нижнеломовского межрайонного прокурора Пензенской области с заявлением, в котором просил обратиться в его интересах в суд в связи с необеспечением тест-полосками для глюкометра.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Закона N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Закона N 323-ФЗ).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Закона N 323-ФЗ).

Статьей 29 Закона N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона N 323-ФЗ).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ).

Пунктом 2 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (зарегистрирован в Минюсте России 25.06.2013 N 28882) предусмотрено, что назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке.

Согласно части 1 статьи 43 Закона N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Закона N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе <данные изъяты>.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н, и абзаца 9 пункта 11 приложения №1 к нему первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению в качестве бесплатной – в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Как видно из материалов дела, Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об основах охраны здоровья граждан, о государственной социальной помощи.

Проведенной проверкой, установлено, что Кашурин С.В. состоит на диспансерном учете у врача – эндокринолога с диагнозом: <данные изъяты> Кашурин С.В. включен в федеральный регистр льготных категорий граждан на 2021 год. Кашурин С.В. нуждается в тест-полосках для глюкометра, так как согласно рекомендациям врача - эндокринолога ему необходимо проводить самоконтроль гликемии 4 раза в сутки. В течение 2021 года тест-полосками для глюкометра пациент не обеспечивался.

Данные обстоятельства подтверждаются информацией ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» от 22.11.2021 №2716 и от 19.01.2022 №80.

Необеспечение Кашурина С.В. необходимыми медицинскими изделиями создает угрозу причинения вреда его здоровью.

Постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013 №30-пП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пензенской области.

Согласно п.1.1 Положения Министерство здравоохранения Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.

Пунктом 2.1.12.23 Положения предусмотрено, что Министерство организует предоставление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Целями деятельности ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ», согласно разделу 2 Устава ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ», является оказание медицинской помощи населению; предметом деятельности, в том числе, - оказание первичной медико-санитарной помощи населению плановой, экстренной, скорой, неотложной, консультативной, диагностической, профилактической и лечебной, в форме стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой помощи; участие в выполнении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области.

Между тем, ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» не обеспечила Кашурина С.В. рецептами на получение тест-полосок.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд полагает, что не обеспечение ответчиками Кашурина С.В. бесплатно тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови, является незаконным. Данное обстоятельство привело к нарушению прав истца на получение ему гарантированной государством медицинской помощи, в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными.

В целях своевременного получения Кашуриным С.В. необходимых медицинских изделий, суд полагает необходимым возложить на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанность организовать обеспечение его тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови, а на ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» - обязанность производить выписку соответствующих рецептов.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из положений части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей.

Поскольку по настоящему делу был заявлен неимущественный спор, прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, соответственно при удовлетворении исковых требований с ответчиков подлежала взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

В силу положений пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Поскольку Министерство здравоохранения Пензенской области относится к государственным органам, оно освобождается от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования и.о. Нижнеломовского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Кашурина С.В. тест – полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" производить выписку Кашурину С.В. рецептов для его обеспечения тест - полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 150 (ста пятидесяти) рублей, зачислив её в бюджет Нижнеломовского района Пензенской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Т.А. Сухова

В окончательной форме решение принято 21 января 2022 года.

Судья Т.А Сухова

2-68/2022 (2-739/2021;) ~ М-715/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. Нижнеломовского межрайонного прокурора Пензенской области Т.Е. Карташова
Кашурин Сергей Викторович
Ответчики
Министерство здравоохранения Пензенской области
ГБУЗ "Нижнеломовская межрайонная больница"
Суд
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
Судья
Сухова Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
nizhnelomovsky--pnz.sudrf.ru
09.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2021Передача материалов судье
14.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2021Подготовка дела (собеседование)
28.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее