Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-133/2021 ~ М-185/2021 от 08.11.2021

Дело № 2а-133/2021

                                                                 УИД: 28RS0-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года                                                                                 с. Ромны

Ромненский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ходкевич А.Б.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.Ю.,

представителя административного истца по доверенности Лушпай И.И, начальника юридического отдела администрации Ромненского муниципального округа Амурской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ромненского муниципального округа Амурской области к Отделу судебных приставов по Ромненскому району, УФССП по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Администрация Ромненского муниципального округа Амурской области обратилась в суд с административным иском к Отделу судебных приставов по Ромненскому району УФССП по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование заявленных требований указав, что заявитель является должником по исполнительному производству -ИП, возбужденному 03.09.2020 судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа № ФС от 26.07.2020, выданного Ромненским районным судом по делу №2-35/2019 об обязании Святоруссовского сельсовета установить приборы учёта тепловой энергии, систему водно-химического режима на котельную, расположенную в с. Святоруссовка, ул. Школьная. Определением Ромненского районного суда от 11.03.2021 произведена замена ответчика по административному делу №2-35/2019 на администрацию Ромненского муниципального округа. Система водно-химической подготовки на котельной с. Святоруссовка введена в эксплуатацию 01.10.2020, также подписан договор на сервисное обслуживание водно-химического режима водоподготовки 20.09.2020. Администрация Ромненского муниципального округа приступила к работе с 01.01.2021. Бюджет Ромненского муниципального округа уже был сформирован и утвержден 25.12.2020 решением Ромненского муниципального округа № 91. Денежных средств на установку приборов учёта тепловой энергии в бюджете Ромненского муниципального округа на 2021 г. предусмотрено не было. Администрацией Ромненского муниципального округа были предприняты все возможные и необходимые меры к исполнению решения суда об установлении приборов учета тепловой энергии: они трижды обращались в министерство ЖКХ Амурской области, в котором просили рассмотреть вопрос о предоставлении из областного бюджета субсидии на софинансирование мероприятий, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры Амурской области в рамках программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Амурской области». Вопрос финансирования мероприятий по установке приборов учёта на котельные Ромненского муниципального округа из областного бюджета до сих пор не решен. Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации Ромненского муниципального округа неоднократно обращался в Совет народных депутатов Ромненского муниципального округа о выделении денежных средств на приобретение приборов учета. Решением Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа от 17.08.2021 №257 предусмотрено, что при формировании бюджета Ромненского муниципального округа на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг. выделение средств на цели коммерческого учета тепловой энергии на котельных округа. 28.10.2021 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с администрации Ромненского муниципального округа исполнительского сбора по ИП неимущественного характера в размере 50000 руб. В смете администрации Ромненского муниципального округа не предусмотрены денежные средства на оплату исполнительского сбора, к тому же денежные средства по смете расходуются строго по целевому назначению. Главой Ромненского муниципального округа утвержден план-график выделения средств из бюджета Ромненского муниципального округа для решения вопросов по исполнению решений суда. На сессии Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа 16.11.2021 будут внесены изменения в муниципальную программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Амурской области», где будут пересмотрены лимиты в размере 1 240 268 руб. на приобретение 2 приборов учета тепловой энергии на котельную «Центральная» с. Ромны и котельную «Центральная» с. Поздеевка. 22.11.2021 планируется размещение извещения о проведении электронного аукциона на поствку приборов учета на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. 27.09.2021 на территории Ромненского муниципального округа начат отопительный сезон. Согласно письму ООО «Ромненский тепловик» в отопительный сезон технически невозможно установить приборы учета в котельных, установка их возможна только в летний период. Просят освободить (уменьшить) администрацию Ромненского муниципального округа Амурской области от обязанности уплатить исполнительский сбор в размере 50000 руб. по исполнительному производству -ИП от 03.09.2020, приостановить исполнительное производство по делу.

Административные ответчики, заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, административные ответчики и заинтересованное лицо возражений против рассмотрения указанного дела в свое отсутствие не направили, их явка не признана судом обязательной, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

В судебном заседании представитель администрации Лушпай И.И. поддержала доводы, изложенные в заявлении, уточнив требования, просила освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству, в остальной части от исковых требований отказывается.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).

Часть 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ устанавливает, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что решением Ромненского районного суда Амурской области от 03.06.2019 на администрацию Святоруссовкого сельсовета возложена обязанность установить приборы учета тепловой энергии, систему водно-химического режима на котельную, расположенную в с. Святоруссовка, ул. Школьная, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда.

ОСП по Ромненскому району возбуждено исполнительное производство № 13970/20/28015-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации Святоруссовского сельсовета.

В данном постановлении должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (п. 2), также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор (п. 3).

11.03.2021 определением Ромненского районного суда Амурской области произведена замена должника администрации Святоруссовского сельсовета на правопреемника администрацию Ромненского муниципального округа Амурской области.

28.10.2021 начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Ромненскому району вынесено постановление о взыскании с администрации Ромненского муниципального округа Амурской области исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.

Определением Ромненского районного суда Амурской области от 08.10.2021 в удовлетворении заявления главы Ромненского муниципального округа о предоставлении отсрочки исполнения решения Ромненского районного суда Амурской области от 03.06.2019 сроком до 01.10.2022 отказано.

Положениями ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела главой Ромненского муниципального округа Опаленко А.А. 18.03.2021, 12.04.2021, 13.10.2021 были направлены письма министру ЖКХ Амурской области Тарасову А.А. с просьбой о выделении денежных средств для закупки и установки приборов учета тепловой энергии на 16 котельных округа.

Решением Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа от 17.08.2021 №257 предусмотрено при формировании бюджета Ромненского муниципального округа на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг. выделение средств на цели коммерческого учета тепловой энергии на котельных округа, согласно утвержденного графика.

Согласно письму от 11.11.2021 № 07-7308 и.о. министра министерства ЖКХ Амурской области, по вопросу реализации мероприятий по установке приборов учёта тепловой энергии на котельных Ромненского округа, общей стоимостью 10 900 000,00 руб., гарантирует софинансирование данных мероприятий в 2021 г. за счёт средств областного бюджета, что подтверждается постановлениями Губернатора Амурской области от 09.06.2021 № 371 и от17.11.2021 № 890 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 14.04.2021 № 223».

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Вместе с тем, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд полагает, что в действиях администрации Ромненского муниципального округа отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Суд принимает во внимание, что исполнение судебного решения по установке приборов учета тепловой энергии связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности ограничена бюджетным финансированием и установленной процедурой проведения конкурсных процедур.

Ограниченность бюджета и обязанность использовать бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Неисполнение администрацией Ромненского муниципального округа в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по установке приборов учета тепловой энергии на котельных с. Святоруссовка Ромненского района нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ни в указанный в судебном решении срок шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, ни в пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления, ни в течение установленного в требовании судебного пристава - исполнителя срока - до 08.11.2021, реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, в связи с чем, со стороны должника - администрации Ромненского муниципального округа Амурской области отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Учитывая изложенное, суд находит подлежащим удовлетворению требование администрации Ромненского муниципального округа Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Ромненского муниципального округа Амурской области к Отделу судебных приставов по Ромненскому району, Управлению федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, - удовлетворить.

Освободить администрацию Ромненского муниципального округа Амурской области от обязанности уплатить исполнительский сбор в размере 50000 руб. по исполнительному производству № от 03.09.2020.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2021 г.

Судья                                                                                А.Б. Ходкевич

2а-133/2021 ~ М-185/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Ромненского муниципального округа
Прокурор Ромненского района Яковлев А.Я.
Ответчики
ОСП по Ромненскому району
Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области
Суд
Ромненский районный суд Амурской области
Судья
Ходкевич А.Б.
Дело на сайте суда
romnenskiy--amr.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация административного искового заявления
08.11.2021Передача материалов судье
09.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее