Дело № 2-558/2013
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации24 июля 2013 года п. Никель
Печенгский районный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Сытенко А.А.,
при секретаре Пушкаревой Э.В.,
с участием старшего помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Василенковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах Козловой А.В. к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Печенгская центральная районная больница» о взыскании неполученной заработной платы,
установил:
прокурор Печенгского района Мурманской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах Козловой А.В. к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Печенгская центральная районная больница» (далее по тексту - ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ») о взыскании неполученной заработной платы.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка деятельности ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» в части соблюдения законодательства об оплате труда его работников. В ходе данной проверки установлено, что размер заработной платы работников, обратившихся с коллективной жалобой, без учета районного коэффициента и процентной надбавки, составляет менее 5 205 рублей, т.е. ниже размера, установленного статьей 1 Федерального закона от 03.12.2012 № 232-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Козлова А.В. работает <данные изъяты> по трудовому договору от *.*.*, заключенному с ней на неопределенный срок. Начисление ей заработной платы производится работодателем без учета требований закона, регламентирующих увеличение оплаты труда работников в районах Крайнего Севера, что привело к нарушению ее трудовых прав.
Должностной оклад истицы составляет <данные изъяты>, на который начисляются районный коэффициент <данные изъяты> и полярные надбавки <данные изъяты>.
В *.*.*. Козлова А.В. отработала <данные изъяты> часа, в *.*.* - <данные изъяты> часов. Размер ее заработной платы за *.*.*. составил <данные изъяты>., за *.*.* - <данные изъяты>..
Ссылаясь на положения статей 2, 130, 132, 135, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, заработная плата выплачивается с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. То есть заработная плата должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Таким образом, заработная плата Козловой А.В.., без учета северного коэффициента и полярных надбавок, начислена ей ответчиком в меньшем размере, чем установлено законом.
Прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Козловой А.В. неполученный размер заработной платы за *.*.*. в общей сумме <данные изъяты>.(без учета 13% НДФЛ).
В ходе производства по делу прокурор представил заявление об уточнении исковых требований, согласно которому не поддерживает иск о взыскании с ответчика в пользу истицы неполученной заработной платы за *.*.* ввиду невыработки истицей нормы рабочего времени в данные месяцы. Просит взыскать с ответчика в пользу Козловой А.В. неполученную заработную плату за *.*.* в размере <данные изъяты> без учета 13% НДФЛ (л.д. 50-51).
Прокурор Василенкова И.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала и указала, что просит взыскать с ответчика в пользу истицы неполученную заработную плату без учета 13% НДФЛ в размере <данные изъяты>.
Истица Козлова А.В. в суд не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания (л.д. 60, 64), просила о рассмотрении дела без ее участия и уведомила о поддержании уточненных исковых требований прокурора, поданных в ее интересах (л.д. 61, 62).
Представитель ответчика - ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» в суд не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 65), просил о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 41).
Как видно из письменных возражений на иск (л.д. 46), при начислении истице заработной платы учитывалось Соглашение Правительства Мурманской области, Областного Совета профсоюза, Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области от 23.11.2011 «О минимальной заработной плате в Мурманской области на 2011-2013 годы», которым в соответствии с приложением № 2 с 01.01.2012 в Мурманской области установлена минимальная заработная плата в размере 9 112 рублей, равная величине прожиточного минимума для трудоспособного населения области, действующей в четвертом квартале 2011 г., а с 01.03.2013 в соответствии с Приложением № 3 в размере 9 590 рублей.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истицы неполученной заработной платы за *.*.* подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 7, 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда и каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Абзац 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Как предусмотрено статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
С 01.01.2013 на основании Федерального закона от 03.12.2012 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5 205 рублей в месяц.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
В силу положений этой главы районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Козлова А.В. работает в ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» в должности <данные изъяты> в соответствии с заключенными с ней трудовым договором от *.*.* (л.д. 10-11).
На основании статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Абзацами 2 и 7 части 2 статьи 22 того же Кодекса на работодателя возлагается обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с выпиской из Положения об оплате труда работников ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» (л.д. 33-40), расчетным листком за *.*.* (л.д. 52), должностной оклад Козловой А.В. составлял <данные изъяты>.
С учетом выполняемой работы заработная плата Козловой А.В. на которую начисляется районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера, при выработке ею нормы рабочего времени <данные изъяты> часов в *.*.* составляет <данные изъяты> (оклад).
Эти данные указывают на то, что размер заработной платы истицы не достигает уровня установленного вышеприведенным Федеральным законом в 5 205 рублей в месяц.
При таких обстоятельствах суд соглашается с прокурором в том, что ответчик произвел начисление и выплату истице заработной платы за *.*.* при выработке ею нормы рабочего времени с нарушением действующего законодательства.
Поскольку зарплата К. за приведенный выше месяц была ниже установленного законом минимального уровня (5 205 рублей), ответчик должен был брать за основу при исчислении размера заработной платы этот минимальный размер, на который подлежали начислению районный коэффициент <данные изъяты> и полярная надбавка <данные изъяты>.
Из расчетного листка истицы за *.*.* следует, что размер выплаченного ей заработка по занимаемой должности с учетом районного коэффициента и полярной надбавки составил меньше, чем ей гарантировано Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-ФЗ и приведенными выше положениями Трудового кодекса Российской Федерации, на <данные изъяты>. (5205,00 руб. (размер заработной платы, установленный Федеральным законом) - <данные изъяты>. (размер начисленной истице заработной платы за май 2013г.) х <данные изъяты> (районный коэффициент <данные изъяты> и полярная надбавка <данные изъяты>) - <данные изъяты>. (произведенная доплата до минимального размера оплаты труда, установленного вышеназванным трехсторонним Соглашением) = <данные изъяты>.).
В Мурманской области 23.11.2011 действительно подписано Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2011 - 2013 годы между Правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профессиональных союзов и Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области», согласно которому Приложению № 2 с 01.01.2012 в Мурманской области устанавливается минимальная заработная плата в размере 9 112 рублей, равная величине прожиточного минимума для трудоспособного населения Мурманской области, действующей в IV квартале 2011 г., а с 01.03.2013 в соответствии с Приложением № 3 - в размере 9 590 рублей.
Между тем, при разрешении настоящего спора суд не принимает во внимание положения данного трехстороннего Соглашения, т.к. применение ответчиком установленного им размера минимальной заработной платы в 9 112 рублей, а с 01.03.2013 - 9 590 рублей с учетом того, что в соответствии с его п. 1.1 он включает в себя районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, нарушает право истицы на получение заработной платы в большем размере, что гарантировано ей Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-ФЗ и приведенными выше положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
По смыслу этих положений при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
При ином толковании закона выхолащивается смысл предусмотренных государством компенсаций работникам, работающим в районах Крайнего Севера, т.к. их заработная плата ничем не будет отличаться от той, которую при иных равных условиях получают работники, работающие в нормальных климатических условиях.
В связи с изложенными обстоятельствами суд находит требования прокурора о взыскании с ответчика в пользу истицы неполученной заработной платы за *.*.* законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению без учета 13% НДФЛ в размере <данные изъяты>.
В связи с тем, что прокурор и истица освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в порядке части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Печенгского района Мурманской области, заявленные в интересах Козловой А.В. о взыскании неполученной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Печенгская центральная районная больница» в пользу Козловой А.В. неполученную заработную плату за *.*.* в размере <данные изъяты>.
Взыскать с государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Печенгская центральная районная больница» в доход бюджета муниципального образования Печенгский район Мурманской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья А.А. Сытенко