Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2010 года город Соликамск
Соликамский городской суд <...> в составе:
председательствующего судьи Песнякевич Л.Н.
с участием истицы Пимулиной М.А.
представителя ответчика – Денисовой О.А. действующей на основании доверенности от <дата> за №
при секретаре Штирц Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пимулиной Марии Афанасьевны к управлению образования <...>, к муниципальному детскому учреждению «детский сад » № о взыскании районного коэффициента, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Пимулина М.А. обратилась в Соликамский городской суд с иском к муниципальному детскому учреждению «детский сад № №», к управлению образования <...> о взыскании районного коэффициента в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Истица в судебном заседании на иске настаивает, суду пояснила, что работала в МДОУ детский сад № № в качестве <данные изъяты> по 1 разряду ЕТС согласно приказа за №. Уволена <дата>. За период работы ей неверно начисляли заработную плату, а именно районный коэффициент 15 % включали в сумму МРОТ. В связи с чем просит взыскать сумму <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп., а также моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Исковые требования обосновывает тем, что Согласно Федеральному закону от 24.06.2008 года № 91-ФЗ, с 1 января 2009 года размер минимальной заработной платы на территории РФ установлен в размере <данные изъяты> рублей. Ответчиком при начислении ей заработной платы в <дата> году уральский коэффициент – 15% включен в минимальный размер оплаты труда, таким образом, она получала на руки около <данные изъяты> рублей с учетом уральского коэффициента 15 %. Считает, что ее права были нарушены работодателем, поскольку он урезал доход на положенный уральский коэффициент, который должен начисляться на минимальный размер оплаты труда, так как труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. В связи с чем работодатель должен произвести перерасчет заработной платы за <дата> года.
Просит обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы с учетом не начисленного уральского коэффициента 15% за период с <дата> по день увольнения <дата> <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп, взыскать компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика – Денисова О.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что заработная плата в детском саду начисляется ежемесячно в соответствии со схемой должностных окладов работников учреждения, согласно разъяснениям аналитического управления Аппарата Правительства Пермского края от 24.02.2009 г. № СЭД-20-08-22 «О разъяснении по применению районного коэффициента». Районные коэффициенты призваны компенсировать дополнительные расходы и повышенные затраты труда, связанные с проживанием и выполнением работы в неблагоприятных климатических условиях, то есть относятся к выплатам компенсационного характера, и следовательно, входят в состав начисленной заработной платы.
С вступлением в силу с 01 января 2009 года Федерального закона от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» месячная начисленная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего нормы труда), включая оклад (тарифную ставку), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и другие предусмотренные системой оплаты труда виды доплат, должна быть не менее <данные изъяты> рублей.
Представитель МДОУ «детский сад №№» в суд не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно частям 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что истица с <дата> по <дата> работала <данные изъяты> в детском саду № согласно приказу за №.
Согласно ч.1 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами. При определении повышенного размера оплаты труда, в соответствии с ч.1 ст. 147 ТК РФ, районный коэффициент будет исчисляться исходя из тарифной ставки, оклада (должностного оклада) и, соответственно, минимальный размер оплаты труда не будет влиять на его исчисление.
Таким образом, позиция истицы, заключающаяся в том, что повышенный размер оплаты труда должен исчисляться сверх МРОТ, применительно к ч.1 ст. 147 ТК РФ, не соответствует действующему законодательству.
Учитывая, что с 01.09.2007 года Федеральным Законом № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» признаны утратившими силу; часть вторая ст. 129 ТК РФ, в которой содержалось определение минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) и указывалось, что в ее величину не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты;
Часть четвертая ст. 133 ТК РФ, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой ст. 133 ТК РФ, предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размере (п.2.1 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 01.10.2009 года по делу ;№ 1160-О-О).
Одновременно была введена дополнительная гарантия: согласно ст. 5 Федерального Закона № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» не допускается в связи с принятием данного Федерального закона снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до 1 сентября 2007 года.
На сегодняшний день размер районного коэффициента и порядок его применения установлены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155, в соответствии с которым районный коэффициент применяется к месячному заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок.
На основании письменных доказательств, имеющимся в материалах дела, а именно: расчетным листкам, выданным бухгалтерией ответчика, справками о доходах истицы за <дата> годы истице выплачено :за январь <дата> года - <данные изъяты> руб., за февраль <дата> года –<данные изъяты> руб. коп., за март <дата> года – <данные изъяты> руб. за апрель <дата> года – <данные изъяты>. <данные изъяты> коп., за май <дата> года – <данные изъяты> коп.,(от количества смен )за июнь <дата> года – <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.,(от количества смен), за июль <дата> года – <данные изъяты> руб.,<данные изъяты>., за август <дата> года – <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп, за сентябрь <дата> года – <данные изъяты> руб.,<данные изъяты> коп. за ноябрь <дата> года – <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп., судом установлено, что истице Пимулиной М.А. начисляли оклад и компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях.
Общий размер заработной платы составлял не менее <данные изъяты> рублей. Таким образом, суд считает, что были учтены требования законодательства о том, что заработная плата за работу в особых условиях труда должна быть оплачена в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01 января 2009 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме <данные изъяты> рублей в месяц. Согласно постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 г. № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в Северных и восточных районах Казахской ССР» утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на территории Пермской области – 1,15 (кроме Гайнского района Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов области, где коэффициент установлен в размере 1,20).
Таким образом материалами дела подтверждается, что заработная плата истице Пимулиной М.А. за оспариваемый период была начислена работодателем и получена ею с учетом районного (уральского) коэффициента – 1,15, включенного в величину минимального размера оплаты труда – <данные изъяты> руб. Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы ( ч.2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).При этом в минимальный размер оплату труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда ( ч.4 ст.133 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размере оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда ( ч.4 ст. 133 ТК РФ).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 ТК РФ ( в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплату труда, установленного Федеральным законом ( ст. 133.1 ТК РФ).
С учетом вышеизложенных норм закона и обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд считает, что действующим трудовым законодательством РФ допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размере оплаты труда.
Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Пимулиной М.А. за оспариваемый период не являлся меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (<данные изъяты> руб.), суд считает, что нарушений трудовых прав истицы при выплате ей заработной платы в указанный ею период ответчиком не допущено, а потому исковые требования о взыскании районного коэффициента в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп. удовлетворению не подлежат.
Иск о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению по следующим основаниям :
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Исковые требования Пимулиной М.А. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей являются производными от основного требования о взыскании недополученной заработной платы, а потому они также не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Пимулиной Марии Афанасьевне в удовлетворении исковых требований о взыскании районного коэффициента с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в <...>вой суд через Соликамский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Л.Н.Песнякевич