дело N 2-267/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орск 21 марта 2022 года
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,
с участием Захарова Александра Вячеславовича, его представителя Рахматулиной Лилии Александровны,
представителя администрации города Орска Еремеева Евгения Юрьевича,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Природа" Ткача Григория Анатольевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Захаров Александра Вячеславовича к администрации города Орска, администрации Октябрьского района города Орска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов,
установил:
Захаров А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Орска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов.
Требования мотивированы тем, что Захаров А.В. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>.
Рядом с его домом установлены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов. Полагает, что контейнеры были установлены произвольно, без привязки к нормативно-закрепленным и установленным местам сбора твердых коммунальных отходов, без оборудования специальной площадки.
Вывоз мусора периодически осуществляет ООО "Природа".
Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Захаров А.В. просил обязать администрацию г. Орска, администрацию Октябрьского района г. Орска ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, размещенных в районе жилого дома по адресу: <адрес>, обязать ООО "Природа" убрать два металлических контейнера для накопления твердых коммунальных отходов, размещенных в районе жилого дома по адресу: <адрес>.
Определением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 1 февраля 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Октябрьского района г. Орска, ООО "Природа", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Орска.
Определением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 1 марта 2022 года производство по гражданскому делу по исковому заявлению Захаров А.В. к ООО "Природа" о возложении обязанности прекращено в связи с утверждением между сторонами мирового соглашения.
В судебном заседании Захаров А.В., его представитель Рахматуллина Л.А. исковые требования поддержали, суду пояснили, что в настоящее время мусоросборники вывезены, однако на территории земельного участка остались фрагменты отходов, покрытые слоем снега и льда.
Представитель администрации г. Орска Еремеев Е.Ю. исковые требования не признал, указав, что обязанность по ликвидации свалки возложена на администрацию Октябрьского района г. Орска.
Представитель ООО "Природа" Ткач Г.А. суду пояснил, что металлические контейнеры (мусоросборники) принадлежат обществу и были переданы администрациям районов г. Орска, которые установили их на земельных участках, выбранных по своему усмотрению. Мусоросборники подлежали передачу муниципальному образованию "город Орск" по договору пожертвования, которые не подписаны со стороны администрации г. Орска.
В судебное заседание представители администрации Октябрьского района г. Орска, УЖКДХТ администрации г. Орска не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что Захаров А.В. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>.
Ближайшая специализированная контейнерная площадка, оборудованная контейнерами, предусмотренная для накопления твердых коммунальных отходов, расположена возле жилого дома <адрес> (реестр мест накопления твердых коммунальных отходов).
По сообщению Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 21 мая 2021 года, вблизи жилого дома истца (на расстоянии менее 20 м) расположено несанкционированное место размещения отходов производства и потребления на площади приблизительно 4 х 3 кв. м.
На данном участке размещены два мусоросборника объемом 0,75 куб. м на необорудованной площадке, место размещения мусоросборников отсутствует в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Орска.
В письме от 23 сентября 2021 года Юго-Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области сообщает, что место размещения мусоросборника отсутствует в реестре накопления коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Орск".
Из представленных фотоматериалов усматривается, что вблизи жилого дома истца размещена несанкционированная свалка отходов. На данном участке размещены два мусоросборника, при этом, площадка для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов не имеет асфальтового или бетонного покрытия с ограждением.
Согласно письму ООО "Природа" от 22 ноября 2021 года металлические контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, находящихся по <адрес> установлены специалистами администрации Октябрьского района г. Орска.
В своем ответе от 15 декабря 2021 года руководитель администрации Октябрьского района г. Орска сообщает, что был проведен рейд для определения места установки контейнеров на территории Октябрьского района г. Орска. Соответствующая информация была передана региональному оператору ООО "Природа" для установки контейнеров в частном секторе.
Из отзыва на исковое заявление администрации Октябрьского района г. Орска следует, что в районе дома <адрес> размещены два металлических контейнера (мусоросборника), принадлежащие ООО "Природа". Данный земельный участок является местом временного складирования твердых коммунальных отходов.
Из пояснений спорящих сторон следует, что в настоящее время принадлежащие обществу "Природа" металлические контейнеры (мусоросборники) вывезены, однако на территории земельного участка остались фрагменты отходов, покрытые слоем снега и льда.
При этом судом установлено, что металлические контейнеры были переданы администрациям районов г. Орска, которые установили мусоросборники на земельных участках, выбранных по своему усмотрению.
Согласно фотоматериалам металлические контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов действительно были вывезены с территории земельного участка, расположенного в непосредственной близости с жилым домом истца. Однако на указанном участке имеются фрагменты мусора.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В общедоступных сведениях, размещенных на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (публичная кадастровая карта), содержатся схемы расположения земельных участков, расположенных возле жилого дома по <адрес>.
Земельный участок, на котором осуществляется временное складирование твердых коммунальных отходов, не был сформирован в установленном законом порядке, собственность на него не была разграничена, а значит, участок находился в государственной собственности.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что выявленная несанкционированная свалка отходов находится в пределах границ земельных участков, предоставленных собственникам жилых помещений, поскольку правоустанавливающий документ не содержит сведений о местоположении границ земельных участков на местности.
В силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования.
Таким образом, данный земельный участок находится в распоряжении муниципального образования "Город Орск".
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Решением Орского городского Совета депутатов от 24 августа 2012 года N 25-403 утверждено положение "Об администрации района города Орска", согласно пунктам 1.1, 1.12 которого администрация Октябрьского района г. Орска является территориальным органом управления администрации города Орска, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в пределах полномочий предусмотренных Уставом города и настоящим положением.
Согласно пункту 3.4.9 Положения администрация района в порядке и на основаниях, установленных действующими нормативно-правовыми актами, принимает участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов и уборке несанкционированных свалок на территории района.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с частью1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Несмотря на то, что металлические контейнеры принадлежат обществу "Природа", их установка связана с проводимыми администрацией района мероприятиями по временному складированию твердых коммунальных отходов.
Доводы администрации о том, что на территории частных домовладений разрыв между площадками для установления контейнеров для твердых коммунальных отходов и жилыми домами может быть сокращен до 8-10 м. подлежат отклонении, поскольку положения СанПиН 42-128-4690-88 касаются санкционированных площадка. По настоящему делу установлено, что спорная площадка является несанкционированной.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что собственник отходов не установлен, обязанность по уборке несанкционированной свалки отходов подлежит возложению на администрацию Октябрьского района г. Орска, на территории которой она расположена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Захарова Александра Вячеславовича к администрации Октябрьского района города Орска удовлетворить.
Возложить на администрацию Октябрьского района города Орска обязанность ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в районе жилого дома <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Захарова Александра Вячеславовича к администрации города Орска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 28 марта 2022 года.
Председательствующий (подпись) С.В. Студенов