Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2591/2021 ~ М-2009/2021 от 08.06.2021

УИД 36RS0006-01-2021-003565-03

N 2а-2591/2021

Строка 3.192а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.

при секретаре Агаповой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области к Карнаухову Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени, земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени,

установил:

МИФНС России №1 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Карнаухову В.В. о взыскании суммы задолженности в размере 8604,19 рублей, в том числе: задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 1631 рублей, пени в размере 158,88 рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей; транспортного налога с физических лиц в размере 5890 рублей, пени в размере 661,68 рублей.

Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что на имя Карнаухова В.В. зарегистрировано следующее имущество:

- транспортное средство - автомобиль ;

- индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ,

- земельный участок площадью 330 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

В связи с неисполнением административным ответчиком налоговых уведомлений № 28771527 от 20.07.2017 и № 39214230 от 05.09.2018 в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 22948 от 05.07.2019 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 3720 рублей, за 2018 год в размере 2170 рублей, пени в размере 661,68 рублей; об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 год в размере 763 рублей, за 2018 год - 868 рублей, пени по земельному налогу - 158,88 рублей; об уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, требование в установленный срок (07.10.2019) исполнено не было.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебному районе Воронежской области от 02.11.2020 МИФНС № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Карнаухова В.В. недоимки по транспортному налогу в размере 5890 рублей, пени в размере 661,68 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, недоимки по земельному налогу в размере 1631 рублей, пени в размере 158,88 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебному районе Воронежской области от 02.02.2021 МИФНС № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Карнаухова В.В. недоимки по транспортному налогу в размере 5890 рублей, пени в размере 661,68 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, недоимки по земельному налогу в размере 1631 рублей, пени в размере 158,88 рублей.

До настоящего времени задолженность в размере 8604,19 рублей административным истцом не погашена, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим административным иском и ходатайством о восстановлении срока на его подачу, пропущенного административным истцом по причине отсутствия в информационных ресурсах актуальных сведений и невозможности своевременного выявления недоимки посредством программного комплекса (л.д.8).

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России №1 по Воронежской областине явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Карнаухов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту регистрации.

Исследовав и оценив, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела административный ответчик Карнаухов В.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Как предусмотрено ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

На основании материалов дела судом установлено, что Карнаухов В.В. с 18.07.2013 по 01.08.2017 являлся собственником автомобиля марки , 124 л.с. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании материалов дела, судом установлено, что с 17.04.2015 в собственности Карнаухова В.В. находится индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 138,80 кв.м. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с частью 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании материалов дела, судом установлено, что с 17.05.2015 в собственности Карнаухова В.В. находится земельный участок площадью 330 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Следовательно, Карнаухов В.В., имея в собственности объект недвижимости, земельный участок и транспортное средство, является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и был обязан согласно положений ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу части 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно части 2 указанной нормы, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

На основании положений ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с положениями статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно части 4 указанной нормы, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов дела, в адрес Карнаухова В.В. направлялось налоговое уведомление № 28771527 от 20.07.2017 на уплату в срок до 01.12.2017 за 2016 год транспортного налога в размере 3720 рублей, земельного налога в размере 763 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 640 рублей (л.д.23-24) и налоговое уведомление № 39214230 от 05.09.2018 на уплате в срок до 03.12.2018 транспортного налога в размере 2170 рублей, земельного налога в размере 868 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 262,37 рублей (л.д.21).

В установленный срок обязанность по уплате налогов Карнауховым В.В. не исполнена, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного транспортного налога были начислены пени.

В связи с неисполнением административным ответчиком налоговых уведомлений № 28771527 от 20.07.2017 и № 39214230 от 05.09.2018 в адрес Карнаухова В.В. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 22948 от 05.07.2019 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 3720 рублей, за 2018 год в размере 2170 рублей, пени в размере 661,68 рублей; об уплате земельного налога за 2017 год в размере 763 рублей, за 2018 год в размере 868 рублей, пени в размере 158,88 рублей; об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, требование в установленный срок (07.10.2019) исполнено не было (л.д.15-16).

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в это время.

На основании ст. ст. 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Часть 2 статьи 286 КАС РФ предусматривает аналогичное правило о том, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основаниемдля отказа в удовлетворении искового заявления.

Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Согласно материалам дела, административный истец обращался 02.11.2020 к мировому судье судебного участка с заявлением о взыскании задолженности по налогам и определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебному районе Воронежской области от 02.11.2020 МИФНС № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Карнаухова В.В. недоимки по транспортному налогу в размере 5890 рублей, пени в размере 661,68 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, недоимки по земельному налогу в размере 1631 рублей, пени в размере 158,88 рублей, в связи с обращением с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока на его судебное взыскание обязательных платежей и санкций (л.д.9).

В последующем, административный истец вновь обратился с заявлением к мировому судье о взыскании указанных налогов и пени. Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебному районе Воронежской области от 02.02.2021 МИФНС № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Карнаухова В.В. недоимки по транспортному налогу в размере 5890 рублей, пени в размере 661,68 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, недоимки по земельному налогу в размере 1631 рублей, пени в размере 158,88 рублей, в связи с обращением с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока на его судебное взыскание обязательных платежей и санкций (л.д.10).

Административный истец 08.06.2021 обратился в Центральный районный суд г.Воронежа с настоящим административным иском, приложив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу. В ходатайстве административный истец указал в качестве уважительной причины пропуска срока отсутствие в информационных ресурсах актуальных сведений, что не позволило выявить своевременно недоимку посредством программного комплекса (л.д.8). Однако никаких доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, административный истец суду не представил, в связи с чем, у суда не имеется оснований признать указанную причину уважительной.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Между тем, установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций – 07.10.2019 истек 07.04.2020; административным истцом пропущен и при обращения с первым заявлением к мировому судье (02.11.2020), наличие уважительных причин его пропуска судом не установлено в связи с непредставлением административным истцом доказательств уважительности пропуска срока.

На этом основании ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего административного заявления удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области к Карнаухову Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени, земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Михина Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2021.

УИД 36RS0006-01-2021-003565-03

N 2а-2591/2021

Строка 3.192а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.

при секретаре Агаповой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области к Карнаухову Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени, земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени,

установил:

МИФНС России №1 по Воронежской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Карнаухову В.В. о взыскании суммы задолженности в размере 8604,19 рублей, в том числе: задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 1631 рублей, пени в размере 158,88 рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей; транспортного налога с физических лиц в размере 5890 рублей, пени в размере 661,68 рублей.

Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что на имя Карнаухова В.В. зарегистрировано следующее имущество:

- транспортное средство - автомобиль ;

- индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ,

- земельный участок площадью 330 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

В связи с неисполнением административным ответчиком налоговых уведомлений № 28771527 от 20.07.2017 и № 39214230 от 05.09.2018 в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 22948 от 05.07.2019 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 3720 рублей, за 2018 год в размере 2170 рублей, пени в размере 661,68 рублей; об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 год в размере 763 рублей, за 2018 год - 868 рублей, пени по земельному налогу - 158,88 рублей; об уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, требование в установленный срок (07.10.2019) исполнено не было.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебному районе Воронежской области от 02.11.2020 МИФНС № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Карнаухова В.В. недоимки по транспортному налогу в размере 5890 рублей, пени в размере 661,68 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, недоимки по земельному налогу в размере 1631 рублей, пени в размере 158,88 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебному районе Воронежской области от 02.02.2021 МИФНС № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Карнаухова В.В. недоимки по транспортному налогу в размере 5890 рублей, пени в размере 661,68 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, недоимки по земельному налогу в размере 1631 рублей, пени в размере 158,88 рублей.

До настоящего времени задолженность в размере 8604,19 рублей административным истцом не погашена, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим административным иском и ходатайством о восстановлении срока на его подачу, пропущенного административным истцом по причине отсутствия в информационных ресурсах актуальных сведений и невозможности своевременного выявления недоимки посредством программного комплекса (л.д.8).

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России №1 по Воронежской областине явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Карнаухов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту регистрации.

Исследовав и оценив, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела административный ответчик Карнаухов В.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Воронежской области.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Как предусмотрено ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

На основании материалов дела судом установлено, что Карнаухов В.В. с 18.07.2013 по 01.08.2017 являлся собственником автомобиля марки , 124 л.с. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании материалов дела, судом установлено, что с 17.04.2015 в собственности Карнаухова В.В. находится индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 138,80 кв.м. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с частью 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании материалов дела, судом установлено, что с 17.05.2015 в собственности Карнаухова В.В. находится земельный участок площадью 330 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Следовательно, Карнаухов В.В., имея в собственности объект недвижимости, земельный участок и транспортное средство, является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и был обязан согласно положений ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу части 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно части 2 указанной нормы, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

На основании положений ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с положениями статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно части 4 указанной нормы, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов дела, в адрес Карнаухова В.В. направлялось налоговое уведомление № 28771527 от 20.07.2017 на уплату в срок до 01.12.2017 за 2016 год транспортного налога в размере 3720 рублей, земельного налога в размере 763 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 640 рублей (л.д.23-24) и налоговое уведомление № 39214230 от 05.09.2018 на уплате в срок до 03.12.2018 транспортного налога в размере 2170 рублей, земельного налога в размере 868 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 262,37 рублей (л.д.21).

В установленный срок обязанность по уплате налогов Карнауховым В.В. не исполнена, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного транспортного налога были начислены пени.

В связи с неисполнением административным ответчиком налоговых уведомлений № 28771527 от 20.07.2017 и № 39214230 от 05.09.2018 в адрес Карнаухова В.В. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 22948 от 05.07.2019 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 3720 рублей, за 2018 год в размере 2170 рублей, пени в размере 661,68 рублей; об уплате земельного налога за 2017 год в размере 763 рублей, за 2018 год в размере 868 рублей, пени в размере 158,88 рублей; об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, требование в установленный срок (07.10.2019) исполнено не было (л.д.15-16).

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в это время.

На основании ст. ст. 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Часть 2 статьи 286 КАС РФ предусматривает аналогичное правило о том, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основаниемдля отказа в удовлетворении искового заявления.

Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Согласно материалам дела, административный истец обращался 02.11.2020 к мировому судье судебного участка с заявлением о взыскании задолженности по налогам и определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебному районе Воронежской области от 02.11.2020 МИФНС № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Карнаухова В.В. недоимки по транспортному налогу в размере 5890 рублей, пени в размере 661,68 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, недоимки по земельному налогу в размере 1631 рублей, пени в размере 158,88 рублей, в связи с обращением с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока на его судебное взыскание обязательных платежей и санкций (л.д.9).

В последующем, административный истец вновь обратился с заявлением к мировому судье о взыскании указанных налогов и пени. Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебному районе Воронежской области от 02.02.2021 МИФНС № 1 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Карнаухова В.В. недоимки по транспортному налогу в размере 5890 рублей, пени в размере 661,68 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 262,37 рублей, пени в размере 0,26 рублей, недоимки по земельному налогу в размере 1631 рублей, пени в размере 158,88 рублей, в связи с обращением с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока на его судебное взыскание обязательных платежей и санкций (л.д.10).

Административный истец 08.06.2021 обратился в Центральный районный суд г.Воронежа с настоящим административным иском, приложив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу. В ходатайстве административный истец указал в качестве уважительной причины пропуска срока отсутствие в информационных ресурсах актуальных сведений, что не позволило выявить своевременно недоимку посредством программного комплекса (л.д.8). Однако никаких доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, административный истец суду не представил, в связи с чем, у суда не имеется оснований признать указанную причину уважительной.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Между тем, установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций – 07.10.2019 истек 07.04.2020; административным истцом пропущен и при обращения с первым заявлением к мировому судье (02.11.2020), наличие уважительных причин его пропуска судом не установлено в связи с непредставлением административным истцом доказательств уважительности пропуска срока.

На этом основании ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего административного заявления удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области к Карнаухову Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени, земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Михина Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2021.

1версия для печати

2а-2591/2021 ~ М-2009/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №1 по Воронежской области
Ответчики
Карнаухов Владимир Владимирович
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Михина Наталья Александровна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
08.06.2021Регистрация административного искового заявления
08.06.2021Передача материалов судье
09.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2021Судебное заседание
13.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2021Дело оформлено
07.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее