Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2018 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес>
в составе судьи Матвеевой Л.Н.,
при секретаре ФИО20,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к Администрации <адрес>, Управлению архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, Управлению Росреестра по Ульяновской области, ФИО1, ФИО2, ФИО14, ФИО15, ФИО19 (Малаховой) ФИО19, ФИО3, ФИО16, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО17, ФИО18, ФИО7 о признании права собственности на квартиру,
установил:
ФИО8, ФИО11, ФИО9, ФИО9 обратились в суд с иском к Администрации <адрес>, Управлению архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, Управлению Росреестра по Ульяновской области, ФИО1, ФИО2, ФИО14, ФИО15, ФИО19 (Малаховой) Е.С., ФИО3, ФИО16, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО17, ФИО18, ФИО7 о признании комнаты № и № (в составе спальной комнаты 9,51 кв.м., гостиной 19,87 кв.м., коридора 3,6 кв.м., санузла 3,76 кв.м., кухни 13,33 кв.м.) в коммунальной <адрес> отдельной квартирой общей площадью 50,07 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО8, ФИО11, ФИО9, ФИО9
В обоснование иска указано, что истцы являются собственниками 21/400 долей в праве общей долевой собственности в коммунальной <адрес> (общая площадь 353,13 кв.м., этаж 1), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а фактически собственниками комнат № и №. В указанных комнатах № и № истцы зарегистрированы, что подтверждается паспортами. Свидетельства о государственной регистрации права были получены на основании решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и определения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Приобретенные комнаты № и № были переоборудованы в отдельное жилое помещение (в самостоятельную двухкомнатную квартиру). В настоящее время в данной «квартире» имеется: две жилые комнаты (спальная комната 9,51 кв.м., и гостиная 19,87 кв.м.), коридор 3,6 кв.м., совмещенный санузел 3,76 кв.м., кухня с газовой колонкой 13,33 кв.м. <адрес> занимаемой квартиры составляет 50,07 кв.м. Оборудованная «квартира» не нарушает права и законные интересы соседей. Претензий со стороны третьих лиц не имеется. Две жилые комнаты, коридор, санузел и кухня фактически объединены в одно жилое помещение, существуют как единый объект - квартира с одной входной дверью. Фактически единолично эксплуатируя указанные помещения (две жилые комнаты, коридор, санузел и кухню), истцы несут расходы на их содержание и ремонт, однако, не имеют правоустанавливающих документов на приобретение права в отношении совокупных помещений.
Фактически коммунальная квартира таковой в настоящее время не является, так как комнаты ответчиков также переоборудованы под отдельные квартиры. Места общего пользования отсутствуют: нет ни общей кухни, ни общих санузлов.
Занимаемая «квартира» фактически соответствует положениям ч.3 ст.16 Жилищного кодекса РФ, согласно которому квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Однако Управление Росреестра по Ульяновской области изменить статус комнат в коммунальной квартире на статус отдельной квартиры отказывается. Иного порядка защиты своих прав, кроме как судебного, в данном случае не найдено.
Ответчиками нарушено их право собственности, так как без получения от ответчиков разрешительной и правоустанавливающей документации семья не может владеть, пользоваться и распоряжаться занимаемым жилым помещением. Без признания права собственности на «квартиру» истцы не могут осуществлять с ней сделки.
ФИО8 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просила выдать постановление о введении в действие жилого помещения после реконструкции или отказ в выдаче указанного постановления.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отказано и указано право обращаться в суд.
Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отказано и указано право обращаться в суд.
В судебном заседании истцы ФИО8 ФИО11, ФИО9 на иске настаивали. Пояснили, что в суд они обратились для того, чтобы уменьшить размер платы за жилое помещение.
В судебном заседании ответчики – сособственники коммунальной квартиры – не присутствовали, были извещены о времени и месте слушания гражданского дела.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес>, ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации горд Ульяновска не присутствовал, в отзыве на иск указал, что решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Администрацией <адрес> разрешения на реконструкцию объектов капитального строительства, перепланировку и переустройство жилых помещений - комнат №, № в коммунальной <адрес> не выдавалось.
Таким образом, администрация <адрес> и Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> не могут рассматриваться в качестве надлежащих ответчиков по данному делу.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Росреестра по Ульяновской области не присутствовал, в отзыве на иск указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в Едином государственном реестре недвижимости имеются актуальные записи о государственной регистрации права общей долевой собственности правообладателей, в том числе ФИО9 (доля в праве - 21/400) на коммунальную квартиру с кадастровым номером 73:24:040602:273 (назначение: жилое, площадь 392,2 кв.м., этаж: 1), расположенную по адресу: Ульяновская область, <адрес>.
Необходимо произвести раздел коммунальной <адрес> кадастровым номером 73:24:040602:273 между всеми её правообладателями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав участников общей долевой собственности на вновь образованные самостоятельные квартиры.
Разделить коммунальную квартиру возможно в случае перепланировки её помещений с соблюдением требований действующего законодательства.
Обращаем внимание, что согласно ч.3 ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г. № 218-ФЗ государственная регистрация права на образованные помещения возможна только с их одновременным государственным кадастровым учетом.
Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Выслушав истцов, изучив материалы данного гражданского дела, инвентарного дела на дом, регистрационного дела на квартиру, гражданского дела №, материала №, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО11, ФИО10, ФИО13, ФИО12 к мэрии <адрес>, Комитету по управлению городским имуществом мэрии <адрес> о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворены.
Суд решил - признать за ФИО11, ФИО8, ФИО9, ФИО12 в порядке приватизации право общей долевой собственности в размере 21/400 доля за каждым на <адрес> в <адрес> общей площадью 363, 04 кв.м.
Суд установил в решении суда, что на основании ордера № от 22.02.1993г. ФИО11 выделена одна комната площадью 19,4 кв. м. № в <адрес>.
08.06.1999г. ФИО11 выдан ордер на занятие с составом семьи 4 человека двух смежных комнат размером 32,9 кв.м. под номером 21 в <адрес>.
Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцы занимают: жилые комнаты площадью 19,87 кв.м. ( № по плану), 9,51 кв.м. ( № по плану), к которой примыкает коридор площадью 3, 60 кв.м. ( № по плану). В комнатах имеются антресоли: в комнате № антресоль площадью 7,30 кв.м. ( № по плану), в комнате № антресоль площадью 9,02 кв.м. ( № по плану), под № значится кухня площадью 13,33 кв.м., под № – санузел площадью 3, 76 кв.м.
Согласно справке № семья ФИО22 занимает в <адрес> две комнаты из 14 (помещения 6 и 7), общей площадью 32,9 кв.м. В справке имеется отметка об изменении нумерации <адрес>,21 на <адрес>,7.на основании Постановления № от 03.03.2000г.
Из материалов гражданского дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ истцам была предоставлены по указанному адресу жилая комната № площадью 19,04 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения комиссии по учету и распределению жилой площади, за ФИО22 дополнительно закреплена свободная прилегающая бывшая кухня ( комната 20а к комнате 21).
В соответствии с ордером от ДД.ММ.ГГГГ за № истцы имеют право на жилое помещение, состоящее из 2-х комнат размером 32,9 кв.м. по указанному адресу. По данным технического паспорта они занимают две жилые комнаты площадью 29,38 кв.м.
Согласно ответу председателя ЖКХ мэрии <адрес>, ордер № от ДД.ММ.ГГГГ выдавался на жилые помещения, соответствующие позициям 15 и 6 технического паспорта. Из ответа мэрии усматривается, что ФИО22 самовольно присоединили и перепланировали из общего имущества коммунальной квартиры помещения № и 35. Площадь помещений 18,16,6 составляет 32, 98 кв.м., что соответствует ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту перенумерации квартир от 11.01.2000г. ФИО11 с семьёй из 4 человек занимал комнаты 20, 21 общей площадью 32,9 кв.м. в <адрес>.
Аналогичные сведения указаны в Постановления Главы администрации <адрес> № от 03.03.2000г. о перенумерации комнат в коммунальной квартире.
Согласно техническому паспорту на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> квартире самовольно произведены перепланировки и произведено переустройство.
На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза ( л.д. 22).
Согласно заключению судебной экспертизы в спорной квартире выполнены следующие работы: увеличение жилой площади (поз.6) за счёт площади коридора, путём демонтажа перегородки; увеличение площади антресоли (поз.17); оборудование антресольного этажа из деревянных конструкций (поз.7); перепланировка кухни в жилую комнату (поз. 16); помещения кухни (поз. 15) и с/санузла (поз. 35) перепланированы из общего имущества квартиры (ранее было помещение умывальника), путём возведения перегородок из кирпича с армированием металлическими сетками и заложения дверного проёма кирпичом, установили ванну, унитаз и раковину в с/санузле, в кухне установили раковину, газовую плиту и газовую колонку, подключение санприборов выполнили к существующим инженерным сетям (газовая труба проходит в подъезде), вентиляция имеется существующая в кирпичных стенах, в помещении с/санузла выполнили гидроизоляцию пола и стен. Работы по перепланировке и переустройству <адрес> в <адрес> выполнены с нарушением нормативных требований и без рабочего проекта, но не ведут к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и установленного оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных требований, поэтому сохранить квартиру в перепланированном и переустроенном состоянии возможно. Помещения могут быть сохранены в перепланированном состоянии, т.к. права и законные интересы граждан не нарушены и не создают угрозы для окружающих.
Согласно расчету доли квартиры, подготовленному УОГУП «Бюро технической инвентаризации» по запросу суда от ДД.ММ.ГГГГ, в пользовании ФИО22 находится 21/100 доля квартиры.
Принимая во внимание вышеизложенное, тот факт, что перепланировка и переустройство, которые произведи истцы не представляет угрозы для окружающих, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, суд посчитал возможным исковые требования ФИО11, Р.Х., А.Д., А.Д. удовлетворить и признать за каждым из них право собственности на 21/400 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 61 ч. 2 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, на кадастровом учете стоит коммунальная квартира. Как отдельный объект квартира истцов на учет не поставлена.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Как следует из технического паспорта на <адрес>, из комнат истца выход осуществляет в коридор, входящий в состав коммунальной <адрес>, а не в помещения общего пользования.
Поэтому помещения, занимаемые истцами, не могут быть признаны квартирой, а истцы не вправе выделить в соответствии со ст. 252 ГК РФ занимаемые ими помещения из площади коммунальной квартиры.
В связи с вышеизложенным, исковые требовании удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░10, ░░░11, ░░░12, ░░░13 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░1, ░░░2, ░░░14, ░░░15, ░░░19 (░░░░░░░░░) ░░░19, ░░░3, ░░░16, ░░░4, ░░░5, ░░░6, ░░░17, ░░░18, ░░░7 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░