Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1971/2012 ~ М-1934/2012 от 31.08.2012

дело № 2-1971/2012

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м     Р о с с и й с к о й     Ф е д е р а ц и и

25 сентября 2012 года                                      г.Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Радаевой О.И.,

при секретаре Полторабатько М.Б.,

с участием

старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Яшкиной Г.В.,

истца Маслова В.Е.,

по иску прокурора Ленинского района г.Орска в интересах Маслова В.Е. к администрации г.Орска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Орска обратился в суд с иском о предоставлении Маслову В.Е. вне очереди жилого помещения.

В обоснование требований указал, что Маслов В.Е. относится к категории <данные изъяты>, в 2012 году окончил учебное заведение, не имеет закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако в нарушение требований законов администрация г.Орска бездействует, в результате чего Маслову В.Е. в установленном законом порядке не предоставлено жилое помещение.

Истец Маслов В.Е., старший помощник прокурора Ленинского района г.Орска Яшкина Г.В. в судебном заседании требования и доводы иска поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г.Орска, представители третьих лиц Правительства Оренбургской области и отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г.Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом

Суду представлен письменный отзыв администрации г. Орска, содержащий возражения относительно исковых требований.

В обоснование возражений указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, проживающие на территории г.Орска, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в пределах субвенций из регионального фонда компенсаций, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год в соответствии с требованиями Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», либо, с их письменного согласия, за счет освобождаемых жилым помещений муниципального жилищного фонда в пределах норм, установленных решением Орского городского Совета депутатов от 27 апреля 2005 года «Об утверждении размера норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в г.Орске».

Процедура предоставления вне очереди по договору социального найма жилого помещения определена Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства Оренбургской области от 03 марта 2008 года № 87-п, в соответствии с которым субвенции, предоставляемые из областного Фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем перечисляются министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в местные бюджеты, данные субвенции используются муниципальным образованием, в том числе и на строительство муниципального жилья, приобретение жилья в муниципальную собственность.

В связи с отсутствием финансирования из областного бюджета жилые помещения в муниципальную собственность не приобретались, в связи с чем в настоящее время предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным.

Таким образом, администрация г.Орска, являясь по организационно-правовой форме муниципальным бюджетным учреждением, которое обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество, полностью финансируется за счет средств муниципального бюджета «город Орск» и не может нести ответственность за непредоставление денежных средств для обеспечения жильем лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Просит учесть указанные обстоятельства при вынесении решения, отразить в решении разумный срок, а также условия и порядок предоставления вне очереди жилого помещения Маслову В.Е.

Заслушав старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Яшкину Г.В., истца Маслова В.Е., исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.

В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Согласно ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Порядком формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, в список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, и принятые в соответствии со ст.52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст.52 ЖК РФ - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п.2 ст.57 ЖК РФ - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований законодательства, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Судом установлено и подтверждается свидетельством о рождении, что <данные изъяты> Маслова В.Е. доводятся ФИО1 и ФИО2

Решением Октябрьского районного суда г. Орска от 04 марта 2004 года ФИО1. и ФИО2 лишены родительских прав в отношении Маслова В.Е.

Из ответа отдела опеки и попечительства управления образования администрации г.Орска следует, что Маслов В.Е. является лицом из числа детей, <данные изъяты>, закрепленной жилплощади в г.Орске не имеет.

Постановлением Главы администрации г.Орска от 14 июня 2011 года Маслов В.Е. признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с включением его в список по внеочередному предоставлению жилья по категории <данные изъяты>

Согласно справке <данные изъяты> Маслов В.Е. с 01 сентября 2009 года по 30 июня 2012 года обучался в <данные изъяты>.

Как следует из справки, выданной <данные изъяты>, недвижимого имущества Маслов В.Е. не имеет.

21 ноября 2011 года Маслов В.Е. обратился к <данные изъяты> администрации г.Орска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма в г.Орске.

Из ответа <данные изъяты> администрации г.Орска от 21 ноября 2011 года следует, что жилое помещение Маслову В.Е. будет предоставлено по мере поступления средств для приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с последующим предоставлением гражданам отдельных категорий.

Таким образом, Маслов В.Е. относится к категории <данные изъяты>, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст.ст.1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007г. N 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.

Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именнодетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам- 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья.

На основании п.4 ст.3 указанного Закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Согласно ст.6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.

Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.

Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.

Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления в лице администрации г.Орска. Учет категории граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, ведет жилищный отдел администрации г. Орска.

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления соответствующего нормам жилого помещения.

Ссылку ответчика на отсутствие достаточного финансирования для строительства нового жилищного фонда, что влечет невозможность в установленном порядке выделять жилые помещения, суд признает несостоятельной, не имеющей преюдициального значения для разрешения спора.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия финансовых средств.

Маслов В.Е. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории <данные изъяты> состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако до настоящего времени не обеспечен жильем, что нарушает права истца, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством.

Доводы администрации г.Орска об отсутствии достаточного финансирования из областного бюджета несостоятельны, поскольку закон не ставит реализацию права граждан на предоставление в установленном законом случае жилого помещения вне очереди в зависимость от наличия финансирования органов местного самоуправления.

Иные доводы ответчика об определении разумного срока для предоставления жилого помещения и определения условий и порядка предоставления жилого помещения не могут быть приняты во внимание, поскольку положения статей 204,206 Гражданского процессуального кодекса РФ к данному спору не применимы. Вопрос о сроке предоставления жилого помещения может быть разрешён судом на стадии исполнения решения.

Следовательно, предъявленные прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27.04.2005 года № 547 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м. на одного человека, в связи с чем Маслов В.Е. имеет право на предоставление жилого помещения, не ниже указанной площади.

     Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:            

               

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Маслова В.Е., удовлетворить.

Обязать администрацию г.Орска предоставить вне очереди по договору социального найма Маслову В.Е., <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 28 сентября 2012 года

2-1971/2012 ~ М-1934/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Орска
Маслов Владимир Евгеньевич
Ответчики
администрация г. Орска
Другие
Правительство Оренбургской области
отдел опеки и попечительства управления образования администрации г. Орска
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Радаева О.И.
Дело на сайте суда
oktyabrskyorsk--orb.sudrf.ru
31.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2012Передача материалов судье
04.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2012Судебное заседание
01.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2012Дело оформлено
19.04.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее