Дело №2-1484-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Емельяново 30 сентября 2011года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Шиловой Л.Р.
при секретаре Орловой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Емельяновского района Красноярского края к Никищенко Людмиле Николаевне, Шилкиной Ксении Валерьевне, муниципальному образованию поселок Емельяново, Управлению социальной защиты населения администрации Емельяновского района о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, договора приватизации жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение, применения последствий недействительности сделок, выселении из жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Емельяновского района в ходе проведения проверки соблюдения норм жилищного законодательства, установлено, что Постановлением главы Емельяновского района от 30.07.2001 года № утвержден акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию. Принятым объектом является жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.Согласно реестру распределения квартир в указанном доме, строительство части жилых помещений финансировалось из средств бюджета Красноярского края, в том числе и строительство жилого помещения - квартиры № 2. Решением Емельяновского районного Совета депутатов от 30.06.2004 года № В-303р утвержден перечень, состоящий из 23 квартир, находящихся в реестре государственной собственности, передаваемых в муниципальную собственность. В указанном списке имеется жилое помещение № по <адрес> <адрес> общей площадью 52.1 кв.м., жилой площадью 26.6 кв.м., состоящее из двух комнат. Договор о безвозмездной передаче жилых помещений, с Приложением, а также акт приема - передачи подписаны сторонами 07.02.2005 года. Согласно информации предоставленной в прокуратуру района 15.05.2006 года из Агентства социальной защиты населения администрации Красноярского края, а также информации МУ «Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района» за подписью руководителя Управления Ачекуловой Л.И., статус жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> определен законом Красноярского края от 06.04.1999 года № 6-351 и указанное помещение не подлежит приватизации и предназначено для проживания Ветеранов ВОВ. 17.02.2009 года на основании акта приема передачи из администрации Емельяновского района в администрацию п. Емельяново передан жилищный фонд, в том числе и <адрес>. Опрошенная в ходе проверки Шкарупа Маргарита Александровна, начальник отдела по имущественно - земельным отношениям: администрации п. Емельяново пояснила, что с момента подписания акта приема - передачи имущества администрация района утратила, а администрации п. Емельяново приобрела право на распоряжение указанным имуществом. В свою очередь руководитель муниципального учреждения «Управление социальной защиты населения» Ачекулова Л.И., являясь руководителем муниципального учреждения, в оперативном управлении которого находилось переданное жилое помещение, заведомо зная ввиду занимаемой должности, что <адрес> выбыла из муниципальной собственности района, и по своему статусу предназначена для проживания ветеранов ВОВ, 29 апреля 2009 года заключила в своем лице, от имени Учреждения, договор социального найма №03/09 жилого помещения фонда специального использования с Никищенко Л.Н., не относящейся к категории ветеранов ВОВ. Проверка личного дела Ачекуловой Л.И. показала, что должностной инструкции за период до 2010 года в деле не имеется. Вместе с тем, на основании трудового договора от 27.04.2006 года заключенного между Главой района Шиловым Н.И. и Ачекуловой Л.И. на работника возлагаются обязанности по соблюдению действующего законодательства и недопущению случаев халатного отношения к их исполнению. После заключения договора социального найма Никищенко Л.Н. зарегистрировала в указанном помещении свою дочь Шилкину К.В., которая на основании регистрации, зная, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в орган местного самоуправления не обращалась, обратилась с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения в котором она зарегистрирована. Главой поселка Емельяново принято решение о перезаключении договора, в последствии на основании договора социального найма, заключенного между Шилкиной К.В. и администрацией п. Емельяново, последняя приватизировала жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.
Помощник прокурора Емельяновского района Красноярского края Якушева А.А. в судебном заседании требования иска поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчиков Никищенко Л.Н. и Шилкиной К.В. - Зайцев Н.Г. возражал против удовлетворения иска, мотивировав возражения тем, что назначение спорной квартиры при её строительстве и передаче в муниципальную собственность нормативными правовыми актами, а также актом о вводе в эксплуатацию жилого дома и договором от 07.02.2005г. не определено, принадлежность её к специализированному жилищному фонду, в том числе в Распоряжении Совета администрации края №1376-р от 12.11.2004г. не указана. В Законе Красноярского края №6-351, о котором идёт речь в исковом заявлении, было предусмотрено долевое участие края на строительство 19 квартир (852 кв.м) в рамках программы «Старшее поколение», фактически же было профинансировано строительство 32-х квартир, а передано в последующий период в муниципальную собственность Емельяновского района - 23 квартиры (1271,7кв.м.), находящихся в краевой собственности. Порядок и назначение финансирования части из этих квартир не известны. Таким образом, вывод прокуратуры о статусе всех переданных квартир как квартир для ветеранов ВОВ не соответствует действительности. Спорная квартира была зарегистрирована как государственная краевая собственность без обременения и без указания особого статуса. Из краевой собственности в муниципальную передано-принято 23 квартиры, в том числе спорная <адрес> «Б», статус переданных - принятых квартир в решении райсовета не отражался. Статус спорной квартиры -«для специального использования» не соответствует действующему законодательству, т.к. в ЖК РФ предусмотрены жилищный фонд социального назначения и специализированный жилищный фонд. В то же время необходимо признать, что термины «специального назначения» и «жилые помещения специализированного жилого фонда» созвучны, но в таком случае необходимо учитывать и то, что к специализированному жилью относятся и служебные квартиры, выделяемые в связи с трудовыми отношениями. В заключённом же договоре найма спорной квартиры с Никищенко Л.Н. отражено, что это договор социального найма, не смотря на то, что в тексте одновременно имеется указание и на трудовые отношения с нею. Допущенная техническая ошибка при оформлении договора социального найма не является и не может являться основанием для его отмены. Публикация Постановления администрации района №758 не осуществлена, что также свидетельствует о том, что оно не имеет и не может иметь правовых последствий. Передача спорной квартиры из муниципальной собственности района в собственность посёлка Емельяново не могла повлиять на права проживающих в ней лиц, статус данной квартиры при передаче никак не подтверждался, принадлежность её к специализированному жилищному фонду при передаче не указывалась. Факт передачи отдельных квартир, в т.ч. и спорной квартиры, в рамках действующего законодательства, в оперативное управление Управлению социальной защиты населения не является доказательством необходимости использования их только для проживания ветеранов ВОВ. В рамках действующего законодательства принадлежность спорной квартиры к специализированному жилищному фонду не определена, а значит могла быть передана в том числе и на условиях социального найма. В заключённом договоре о предоставлении квартиры Никищенко Л.Н. конкретно отражена связь данной сделки с её трудовой деятельностью, что является доказательством предоставления ей квартиры как медицинскому работнику из жилищного фонда социального назначения. Никищенко Л.Н. в данном случае не могла и не должна была осуществлять проверку правильности оформления статуса выделяемой квартиры и правильности оформления договора. Это обязанность администрации района. Законные основания для предоставления в 2009г. Никищенко Л.Н. в связи с трудовой деятельностью жилого помещения, (квартиры) имелись, в том числе исходя из того, что она была приглашена на должность зам.главного врача именно с этим условием. Статьёй же 63 Основ законодательства об охране здоровья предусмотрено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Спорная квартира перед предоставлением Никищенко Л.Н. была выделена ветерану ВОВ Чепелинскому А.П., умершему 22.01.2009г. Именно решением от 29.01.2009г. данная квартира была выделена Никищенко Л.Н., что было оформлено договором от 29.01.2009г. Причина повторного оформления договора в апреле 2009г. неизвестна.
Представитель ответчика -администрации поселка Емельяново Мачутский В.В. не возражал против удовлетворения иска, пояснив суду, что спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность поселка Емельяново 17 февраля 2009года и принято как жилое помещение, входящее в общий жилой фонд муниципальной собственности п.Емельяново. О том, что данное жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду известно не было.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Емельяновского района- Судакова Н.В. в судебном заседании пояснила, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации.
Представитель третьего лица - Администрации Емельяновского района Грибачева О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, мотивировав тем, что у спорного жилого помещения не возможно определить однозначно статус специализированного жилого помещения. Понятие «специального использования» жилищное законодательство не предусматривает.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему
Право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся предусмотрено ст. 51 Жилищного кодекса РФ, а порядок признания гражданина нуждающимся в предоставлении указанного жилого помещения определен ст. 52 указанного кодекса, а также законом Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".
В соответствии с п. 6. ч. 1 ст. 14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится, в том числе и обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по контролю за предоставлением жилых помещений гражданам. Вместе с тем администрация п. Емельяново не может распоряжаться указанным жилым помещением по причине выбытия его из муниципальной собственности не смотря на необходимость предоставления жилья гражданам, признанным в установленном: порядке малоимущими, имеющими право на получение жилого помещения по договорам социального найма.
Согласно п.п. 7 п. 1 и ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан относятся к специализированному жилищному фонду.
В силу п. 2 и 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом ЖК РФ.
Статьей 98 ЖК РФ определено, что жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
В соответствии со ст. 99, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Как следует из материалов дела:
-по адресу <адрес> расположено спорное жилое помещение.(л.д.10-14).
-01 сентября 1997года постановлением администрации Емельяновского района №535 спорное жилое помещение передано на баланс краевой фонд распределения ветеранам ВОВ( л.д.84-86)
-02 апреля 2004года осуществлена государственная регистрация права государственной собственности Красноярского края на квартиру по адресу <адрес>(л.д.24). Основанием регистрации права собственности явились Акт гос.приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 16.07.2001года(л.д.30- 33) и Постановления администрации Емельяновского района №635 от 30.07.2001года.
-Решением Емельяновского районного совета народных депутатов Красноярского края от 30 июня 2004года утвержден перечень 23-х квартир в <адрес>Б, находящихся в реестре краевой государственной собственности, передаваемых в муниципальную собственность Емельяновского района Красноярского края. Спорная квартира в перечне указана. ( л.д.18-19,90)
-07 февраля 2005года между управлением имуществом администрации Красноярского края и муниципальным образованием Емельяновского района Красноярского края заключен договор безвозмездной передачи объектов краевой государственной собственности в муниципальную собственность Емельяновского района Красноярского края ( л.д.20-22). Спорная квартира передана по договору согласно акту приема-передачи от 07.02.2005года( л.д.23)
-25 мая 2005года спорное жилое помещение главой администрации Емельяновского района признано помещением со статусом «для специального использования»( постановлением №758 от 25.05.2005года-л.д.75)
-распоряжением администрации Емельяновского района №80-п от 23.08.2005года спорное жилое помещение передано в оперативное управление Управления социальной защиты населения администрации Емельяновского района со статусом «для специального использования» ( л.д.74)
-29 апреля 2009года заключен договор социального найма помещения муниципального жилищного фонда специализированного использования между Управлением социальной защиты населения администрации Емельяновского района и Никищенко Л.Н.( л.д.40-41). Согласно п.1.1 договора жилое помещение передается на период действия трудового договора, заключенного между МУЗ «Емельяновская ЦРБ» и Никищенко Л.Н. Жилое помещение находится в оперативном управлении управления социальной защиты населения администрации Емельяновского района, имеющее статус специализированного использования.
-17 февраля 2009года спорное жилое помещение передано по акту приема-передачи из муниципальной собственности Емельяновского района в муниципальную собственность поселка Емельяново.( л.д.48-51)
-10 ноября 2009года Шилкина К.В. обратилась в администрацию поселка Емельяново с заявлением о заключении с нею договора найма спорного жилого помещения( л.д.37)
-10 ноября 2009года заключен между Шилкиной К.В. и администрацией поселка Емельяново договора социального найма спорного жилого помещения( л.д.38-39)
-24 ноября 2009года спорное жилое помещение получено в собственность Шилкиной К.В. в порядке приватизации, о чем заключен договор( л.д.47). Право собственности прошло государственную регистрацию.
Оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что спорная квартира была построена для Емельяновского района за счет средств краевого бюджета, направленных на строительство жилых домов для ветеранов войны и одиноких престарелых граждан по краевой программе «Старшее поколение» на 1999-2001годы. Статус спорного жилого помещения определен законом Красноярского края от 06.04.1999года №6-351, требованиям ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Статус данной квартиры подтверждается и тем, что ранее она была предоставлена Управлением социальной защиты населения администрации Емельяновского района ветерану ВОВ по договору найма жилого помещения специального использования( л.д.72-73)
Суд полагает статус спорного жилого помещения- специализированный жилищный фонд, что подтверждается вышеуказанными постановлениями от 01.09.1997года, 25.05.2005года, распоряжением от 23.08.2005года.
Указанный статус не предусматривает передачу жилого помещения во владение иным лицам, чем предусмотрено в постановлении от 01.09.1997года, краевой программе «Старшее поколение».
В нарушение норм и правил, установленных выприведенными законами Шилкина, на учете в качестве нуждающейся не состояла, с заявлением о признании ее имеющей право на предоставление социального жилья не обращалась, предусмотренные документы в орган местного самоуправления не предоставляла. Таким образом, не имела права на приобретение указанного жилого помещения.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Довод представителя ответчиков Никищенко и Шилкиной - Зайцева Н.Г. о том, что договор найма на спорное жилое помещение был заключен с Никищенко 29.01.2009года а не 29 апреля 2009года, суд находит не состоятельным. Действительно, ответчиком представлен договор от 29.01.2009года. Однако его подлинник отсутствует, при прокурорской проверке он обнаружен не был, также и представитель Управления соц.защиты населения Судакова Н.В. в судебном заседании поясняла, что экземпляр договора от 29.01.2009года был утерян, в связи с чем заключен новый договор 29.04.2009года. В связи с чем суд полагает договор от 29.01.2009года не заключенным, не повлекшим юридических последствий. Основанием вселения явился договор от 29.04.2009года, о чем свидетельствует то, что именно он явился основанием открытия финансово-лицевого счета на имя Никищенко Л.Н. и постановки на рег.учет в спорном жилом помещении Шилкиной К.В.( л.д.45-46), т.е. повлек правовые последствия.
Также суд находит не состоятельным довод Зайцева о необходимости предоставления Никищенко жилого помещения как лицу, в связи с трудовыми отношениями. Обеспечение работника жильем не может быть исполнено за счет жилого помещения, предназначенного для ветеранов ВОВ.
Таким образом, исходя из представленных сторонами доказательств установлено, что спорное жилое помещение имеет статус специализированного жилого помещения.
При этом, положения ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают, что исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Собственник спорного жилого помещения, относящегося к специализированному фонду, не принимал решения об изменении статуса жилого помещения и исключения квартиры из числа специализированных.
В силу ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным федеральными законами или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Емельяновского района Красноярского края к Никищенко Людмиле Николаевне, Шилкиной Ксении Валерьевне, муниципальному образованию поселок Емельяново, Управлению социальной защиты населения администрации Емельяновского района о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, договора приватизации жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение, применения последствий недействительности сделок, выселении из жилого помещения удовлетворить.
Признать недействительным договор социального найма № 03/09 от 29 апреля 2009 года жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный между Никищенко Людмилой Николаевной и Управлением социальной защиты населения администрации <адрес>.
Признать недействительным договор социального найма № 45 от 10 ноября 2009 года жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный между Шилкиной Ксений Валерьевной и администрацией п. Емельяново.
Признать недействительным договор №029 от 24.11.2009года о передаче жилого помещения по адресу: Красноярский край Емельяновский район п. Емельяново, ул. Новая, д. 23 «б», кв. 2 в собственность граждан, заключенный между Шилкиной Ксенией Валерьевной и администрацией п. Емельяново.
Применить последствия недействительности сделок.
Прекратить право собственности Шилкиной Ксении Валерьевны на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Шилкину Ксению Валерьевну выселить из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2011года
Судья: