Дело № 2а-2014/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2016 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Низамовой Д.Р.,
с участием административного истца Соколова Ю.Н., представителя административного ответчика Белякова В.В. по доверенности от 10.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соколова Ю.Н. к Администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в виде пикета,
УСТАНОВИЛ:
Соколов Ю.Н обратился в суд с административным иском к Администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в виде пикета, который должен состояться 31 марта 2016 года с 10.30 до 12.30 час. по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 1 (площадка перед Законодательным Собранием Ульяновской области).
В обоснование административного иска указал, что 28 марта 2016 года в администрацию города Ульяновска им было подано уведомление о проведении 31 марта 2016 года с 10.30 до 12.30 часов публичного мероприятия в форме пикета, по адресу: город Ульяновск улица Радищева, дом 1 (площадка перед зданием Законодательного Собрания Ульяновской области), что соответствует требованиям статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
29.03.2016 в письме Главы администрации города Ульяновска Гаева А.В. было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикета по причине того, что указанная площадка находится в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие с частью 3 статьи 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций определены статьей 8 указанного федерального Закона и статьей 6 Закона Ульяновской области от 30.11.2012 № 189-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий».
Указанными законами запрет на проведение публичного мероприятия на площадке перед зданием Законодательного Собрания Ульяновской области не установлен. Так же указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрено такое основание отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикета как «нахождение территории в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации ».
В судебном заседании административный истец Соколов Ю.Н. требования и доводы административного искового заявления поддержал. Также пояснил, что пикет был обусловлен проведением заседания Законодательного собрания 31 марта. Органы власти, в том числе законодательной, должны знать мнение народа. Проведение пикета ни как бы не повлияло на безопасность, так как все их подобные мероприятия проходят мирно. Считает, что срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия им не нарушен, так как день подачи также следует считать в трехдневный срок.
Представитель административного ответчика Беляков В.В. в судебном заседании требования не признал, ссылаясь на то, что администрация города Ульяновска не отказывала в согласовании проведения публичного мероприятия, а лишь предложила его проведение в других специально отведенных местах. На 31 марта 2016 года запланировано в Большом зале Законодательного Собрания 50-е заседание регионального парламента, время проведения которого совпадает с временем проведения пикета. Проведение пикета может создать угрозу безопасности, а также помешать работе Законодательного собрания. Подробно в ответе об этом не было расписано, так как были сжатые сроки на рассмотрение, поскольку уведомлении было подано менее чем за три дня до мероприятия. У администрации города Ульяновска имелась данная информация о проведении заседания парламента, однако, документально подтвердить на тот момент это не представлялось возможным. Фактически у администрации были одни сутки для дачи ответа.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что 28 марта 2016 года в администрацию города Ульяновска Соколовым Ю.Н. подано уведомление о проведении 31 марта 2016 года с 10.30 до 12.30 часов публичного мероприятия в форме пикета на площадке напротив Законодательного Собрания Ульяновской области (ул. Радищева, д.1).
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
В сообщении от 29.03.2016 № 4676-4 за подписью Главы администрации города Ульяновска Гаева А.В. до Соколова Ю.Н. доведено, что проведение публичного мероприятия по указанному в уведомлении адресу Администрация города Ульяновска не может согласовать, так как земли указанной территории находятся в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Соколову Ю.Н. также рекомендовано повторно подать уведомление и рассмотреть вариант проведения публичного в единых специально отведенных местах (ул. Гончарова, 11А; проспект Ленинского Комсомола, 47; проспект 50 лет ВЛКСМ, 15).
Из пояснений сторон судом установлено, что 31 марта в Большом зале Законодательного Собрания состоится 50-е заседание регионального парламента, начало в 11.00 час.
Статьей 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в частности, согласно пункту 2 части 1 данной статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Оспариваемый ответ дан должностным лицом органа местного самоуправления – Главой администрации города Ульяновска в соответствии с его полномочиями.
В суд с административным исковым заявлением Соколов Ю.Н. обратился в установленные сроки.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П указал, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
В данном случае установлено, что планируемый пикет по времени совпадает с заседанием Законодательного Собрания Ульяновской области, что может помешать работе данного органа законодательной власти субъекта Российской Федерации, в том числе обеспечению его безопасности.
Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ предусмотрен запрет злоупотребления правом.
Как указывалось выше, уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета подано административным истцом 28.03.2016, то есть менее чем за 3 дня до проведения пикета, предусмотренных п. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», что создает существенные затруднения для Администрации города Ульяновска для выполнения возложенных на нее данным Федеральным законом обязанностей, в том числе по обеспечению безопасности проведения публичного мероприятия.
При таком положении, суд приходит к выводу, что у администрации города Ульяновска имелось достаточно оснований для принятия решения предложить Соколову Ю.Н. изменить место проведения публичного мероприятия, при этом, права административного истца нарушены не были, в том числе по той причине, что им не была соблюдена предусмотренная законом процедура уведомления о проведении публичного мероприятия.
Таким образом, в удовлетворении административного иска Соколова Ю.Н. следует отказать.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ с административного истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Соколова Ю.Н. к Администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в виде пикета, - отказать.
Взыскать с Соколова Ю.Н. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.