Дело №2-2542/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Давыдова Д.В.,
при секретаре Набиевой И.С.,
с участием представителя истца Киньягулова А.Ф., действующего на основании доверенности от 15.06.2020 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киньягуловой А. Е. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан об установлении вида разрешенного использования,
установил:
Киньягулова А.Е. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан (далее по тексту - Администрация городского округа <адрес>) об установлении вида разрешенного использования.
В обоснование иска указала на то, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:40889, площадью 419 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, коллективный сад № ОСТ ОАО УМПО, участок 93. Указанный участок имеет вид разрешенного использования – под плодоягодный сад.
С целью изменения вида разрешенного использования с «плодоягодный сад» на «предприятия автосервиса АЗС, автосервисные предприятия, мойки» истец обратился с заявлением в Управление Росреестра по <адрес>, однако получил отказ.
Полагает, что в соответствии с градостроительным регламентом спорный земельный участок располагается в зоне ГК-2 территория крупных общественно деловых центров городского и районного значений ОД-2, ОД-3, что позволяет изменить вид разрешенного использования.
Просила суд установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:40889, площадью 419 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, коллективный сад № ОСТ ОАО УМПО, участок 93 - «предприятия автосервиса АЗС, автосервисные предприятия, мойки».
На судебное заседание Киньягулова А.Е. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало.
В судебном заседании представитель Киньягуловой А.Е. – Киньягулов А.Ф., действующий по доверенности, просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковым заявлении.
На судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа <адрес>, третьего лица – ОСТ ОАО УМПО не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало. От третьего лица имеется заявление, в котором не возражают против удовлетворения исковых требований.
Таким образом, принимая во внимание право истца на рассмотрение дела в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и с целью недопущения нарушения этого права, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьего лица.
Изучив и оценив материалы гражданского дела, выслушав представителя истца, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК Российской Федерации) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Статьей 12 ГПК Российской Федерации определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.
Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяет земли на категории, предусматривая в пункте 2, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как следует из статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Невозможность произвольного изменения землепользователем вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в рамках предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, в случаях, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель, следует из статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7, 85, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В ч. ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.
Пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943, установлено, что в реестре объектов недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав в том числе принятое им решение об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, Киньягулова А.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:40889, площадью 419 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, коллективный сад № ОСТ ОАО УМПО, участок 93.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:40889 поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования под плодоягодный сад, категория земель – земли населенных пунктов.
Кинъягулова А.Е. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> вынесено уведомление о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:40889, в связи с тем, что в орган регистрации необходимо представить заявление с указанием вида разрешенного использования предусмотренного градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Согласно ответу Главного управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:40889 в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО <адрес>, утвержденными решением Совета ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № расположен в территориальной зоне ОД-3 (общественно-деловая зона), в зоне экологических ограничений от стационарных техногенных источников СЗЗ-СТИ (санитарно-защитная зона от ОАО УМПО площадка №).
В ответ на обращение Киньягуловой А.Е. Администрация ГО <адрес> РБ представила ответ №К-1823 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, признав прав собственника на изменение вида разрешенного использование земельного участка, было рекомендовано обратиться в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан.
В соответствии с п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Исходя из анализа вышеприведенной нормы права, для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка, собственнику необходимо обратиться в установленном законом порядке в орган кадастрового учета.
В случае несогласия с решением регистрирующего органа, его решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Между тем, решение регистрирующего органа в установленном законе порядке истцом не обжалован.
Согласно п. 1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 3 ГПК Российской Федерации судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя.
В силу пункта 1 статьи 1, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Отсутствие указанного обстоятельства является основанием к отказу в иске.
Истцом не указано чем нарушены его права действиями или бездействием Администрации ГО г. Уфа. В судебном заседании не установлен факт нарушения прав истца действиями ответчика, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Киньягуловой А. Е. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении вида разрешенного использования, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца, через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Давыдов Д.В.