Судья: Фетисова И.С. 33а- 13311/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Фрейдине В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 апреля 2018 года апелляционную жалобу СНТ «Шарапова охота» на решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению СНТ «Шарапова охота» об оспаривании решения действия (бездействия) должностного лица ГУ МЧС России по <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения председателя СНТ «Шарапова охота» Илюшина Л.А.,
установила:
СНТ «Шарапова Охота» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2, 3 и 5 предписания от <данные изъяты> <данные изъяты> государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору - инспектора ОНД по <данные изъяты> Главного управления МЧС России по <данные изъяты> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вынесенное в отношении СНТ «Шарапова Охота».
Решением Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе СНТ «Шарапова Охота» просит решение суда отменить, ссылаясь не его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лицо, явившееся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Усматривается, что СНТ «Шарапова Охота» в установленном законом порядке зарегистрировано <данные изъяты>.
Постановлением Главы Серпуховского муниципального района <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> в собственность СНТ «Шарапова Охота» передан земельный участок К<данные изъяты>;32:0040131:0200 общей площадью 1557 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, разрешенное использование: для использования под артскважину, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты>.
В соответствии с п. 1.2 Устава садоводческого некоммерческого товарищества «Шарапова Охота» (с изменениями, внесенными в Устав на основании решения общего собрания членов СНТ «Шарапова охота» <данные изъяты>) задачами СНТ являются предоставление гражданам услуг водоснабжения, содержания и благоустройства земельных участков общего пользования, обеспечение приема и вывоза твердых бытовых отходов; эксплуатация, содержание и ремонт инженерных сетей дорог и другого имущества общего пользования; выполнение других мероприятий, указанных в законе и нормативно-правовых актах, в том числе в СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (л.д. 39-48).
Распоряжением (приказом) от <данные изъяты> <данные изъяты> Главного государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору назначено проведение плановой выездной проверки в СНТ «Шарапова Охота»в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора (реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) <данные изъяты>) с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок, размещенного на официальных сайтах: Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МЧС России в сети «Интернет». Задачами настоящей проверки являются: контроль (надзор) за соблюдением юридическим лицом требований пожарной безопасности на используемых (эксплуатируемых) объектах защиты. Предметом настоящей проверки является соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены государственный инспектор <данные изъяты> по пожарному надзору Алёшин И.С., государственный инспектор <данные изъяты> по пожарному надзору Филиппов А.А. Срок проведения проверки: с 4 сентября по <данные изъяты>. С копией распоряжения (приказа) о проведении проверки был ознакомлен председатель правления СНТ «Шарапова Охота» Илюшин Л.A. (л.д.23).
<данные изъяты> государственным инспектором <данные изъяты> по пожарному надзору Алёшиным И.С. составлен акт проверки СНТ «Шарапова Охота», в котором отражены выявленные нарушения требований пожарной безопасности, которые описаны в соответствующем акте с приложением.
Государственным инспектором <данные изъяты> по пожарному надзору Алёшиным И.С. вынесено предписание <данные изъяты> от <данные изъяты>, в соответствии с которым СНТ «Шарапова Охота» Илюшину Л.A. в срок до <данные изъяты> необходимо устранить следующие нарушения требования пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки:
1) на наружной водопроводной сети через каждые 100 м не установлены соединительные головки для забора воды пожарными машинами. (На наружной водопроводной сети через каждые 100м необходимо установить соединительные головки для забора воды пожарными машинами). П. 1 ст. 6 Федерального закона от <данные изъяты> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.5 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания, и сооружения. (На наружных водопроводных сетях через каждые 100 м следует устанавливать соединительные головки для забора воды пожарными машинами);
2) на территории СНТ не установлены указатели, указывающие направление движения к местам забора воды (На территории СНТ установить указатели, указывающие направление движения к местам забора воды). П. 55 Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>. (Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения);
3) для целей пожаротушения садоводческое некоммерческое товарищество не обеспечено переносной мотопомпой (Для целей пожаротушения садоводческое некоммерческое товарищество обеспечить переносной мотопомпой. За пожарной мотопомпой, приспособленной для тушения пожаров, закрепить моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике). П. 1 ст. 6 Федерального закона от <данные изъяты> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.9 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания, и сооружения. (Садоводческие, дачные объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения. п. 69 Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>. (Руководитель организации за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, организует закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике);
4) помещения поста охраны не оборудованы автономными пожарными извещателями (Помещения поста охраны необходимо оборудовать автономными пожарными извещателями). «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03). Таблица 3.);
5) на имеющемся водоотводе водонапорной башни не установлена соединительная головка для забора воды пожарными машинами (На имеющемся водоотводе водонапорной башни установить соединительную головку для забора воды пожарными машинами). П. 1 ст. 6 Федерального закона от <данные изъяты> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.5 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания, и сооружения. (Водонапорные башни, расположенные на территории садоводческих, дачных объединений, должны быть оборудованы устройствами (соединительными головками и т.п.) для забора воды пожарными машинами.).
Председатель правления СНТ «Шарапова Охота» Илюшин Л.A. акт проверки и предписание <данные изъяты> для исполнения получил <данные изъяты> (л.д.30-31, 33- 36).
Требования пожарной безопасности определены, в том числе Правилами Противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определены Федеральным законом от <данные изъяты> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии с положениями ст. 5 указанного Федерального закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (4.1).
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (ч.2).Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч. 3).
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (ч.4).
Статья 6 вышеназванного закона закрепляет, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что предписание вынесено в соответствии с действующим законодательством. Как указал суд, поскольку для расчета пожарного риска на территории садоводческого некоммерческого товарищества отсутствует необходимая методика, должностное лицо органа государственного пожарного надзора правомерно руководствовалось подпунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от <данные изъяты> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которым пожарная безопасность объекта проверяется на соответствие требованиям не только технических регламентов, принятым в соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании», но и нормативным документам по пожарной безопасности, в данном случае положениям Свода правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* СП 53.13330.2011), в которых закреплены требования пожарной безопасности для садоводческого некоммерческого товарищества.
Проверяя содержание и процедуру выдачи предписания от <данные изъяты> <данные изъяты>, суд пришел к выводу о соблюдении должностным лицом надзорного органа требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядка принятия оспариваемого решения, а также установил наличие оснований для принятия оспариваемого решения, при этом противоречий между содержанием оспариваемого предписания и нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не выявлено.
Согласиться с выводом суда в полной мере судебная коллегия не может.
Федеральный закон от <данные изъяты> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Положения данного Закона обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты, применении и исполнении нормативных документов по пожарной безопасности (часть 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Действительно, в силу положений п. 69 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 390 руководитель организации за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, организует закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике.
Однако судом не принято во внимание, что в соответствии со ст. 37 Федерального закона от <данные изъяты> N 69-ФЗ (ред. от <данные изъяты>) "О пожарной безопасности" руководители организации вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств.
В то же время, в соответствии с требованиями той же статьи, руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ст. 42 Федерального закона от <данные изъяты> N 123-ФЗ (ред. от <данные изъяты>) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная техника в зависимости от назначения и области применения подразделяется на следующие типы:
1) первичные средства пожаротушения;
2) мобильные средства пожаротушения;
3) установки пожаротушения;
4) средства пожарной автоматики;
5) пожарное оборудование;
6) средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;
7) пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);
8) пожарные сигнализация, связь и оповещение.
В соответствии со ст. 43 того же Федерального закона, первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания;
5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.
(п. 5 введен Федеральным законом от <данные изъяты> N 244-ФЗ)
Согласно положениям п. 5 ч. 2 ст. 44 того же Федерального закона, пожарные мотопомпы относятся к мобильным средствам пожаротушения, к которым, согласно ч. 1 указанной статьи закона, относятся транспортные или транспортируемые пожарные автомобили, предназначенные для использования личным составом подразделений пожарной охраны при тушении пожаров.
Приказом МВД РФ Главного Управления Государственной Противопожарной Службы от <данные изъяты> N 33, утвердившего перечень пожарно-технической продукции, мотопомпы отнесены к пожарным машинам.
Таким образом, из положений ст. 42- 44 Федерального закона "О пожарной безопасности" следует, что мотопомпы в перечень первичных средств пожаротушения не входят. Кроме того, для их обслуживания требуется пожарная команда, однако СНТ не относится к категории организаций, в которой на руководителя организации возложена обязанность по созданию пожарной команды; также на него не возложены обязанности по поддержанию в исправном состоянии мобильной пожарной техники.
Названный Федеральный закон является актом большей юридической силы, нежели Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* СП 53.13330.2011.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необоснованным вывод предписания о возложении на СНТ «Шарапова Охота» обязанности по обеспечению товарищества переносной мотопомпой и закреплению за ней моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике, указанные в п. 3 предписания.
Государственный инспектор выявил также нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, указав, что на территории СНТ не установлены указатели, указывающие направление движения к местам забора воды.
В соответствии с п. 55 п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Однако в СНТ «Шарапова Охота», как это следует из материалов дела, отсутствуют гидранты, а также водоемы, являющиеся источником противопожарного водоснабжения.
Более конкретных указаний п. 2 предписания не содержит.
Следовательно, по мнению судебной коллегии, в данной части предписание является неисполнимым, и не может быть признано вынесенным в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части оспариваемого предписания судебная коллегия находит выводы суда верными.
На основании изложенного, судебная коллегия, не соглашаясь с выводами суда о законности пунктов 2 и 3, полагает необходимым отменить решение суда в указанной части и принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении административного иска СНТ «Шарапова Охота».
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить в части отказа в удовлетворении административного иска СНТ «Шарапова охота» о признании незаконными пунктов 2 и 3 предписания от <данные изъяты> <данные изъяты>. В этой части принять новое решение. Признать незаконными пункты 2 и 3 предписания от сентября 2017 года <данные изъяты> государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору – инспектора ОНД по <данные изъяты> ГУ МЧС России по <данные изъяты> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи