Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-2606/2020
№ 2-1252/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2020 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Жидковой Е.В., Чуряева А.В.,
при секретаре Панюковой И.А.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Ставцева Валерия Андреевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г.Орла от 10 июля 2020 г., которым с учетом определения об исправлении описки от 16 сентября 2020 г. постановлено:
«Исковые требования Ставцева Валерия Андреевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии – удовлетворить.
Включить Ставцеву Валерию Андреевичу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды работы с 30 августа 1989 г. по 31 декабря 1996 г., с 01 января 1999 г. по 01 июня 1999 г. в должности кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятого на работах с применением мастик и грунтовок, в ОООСМУ-2 ОАО «Орелстрой».
Признать за Ставцевым Валерием Андреевичем право на назначение пенсии по старости досрочно в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 31 декабря 2018 года применительно к ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), на 1 (один) год.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Ставцеву Валерию Андреевичу пенсию по старости с 01августа 2019 года.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Ставцева Валерия Андреевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (триста рублей 00копеек).
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – Ковалеву Н.Л., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Ставцев В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению—Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту–ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что проживал и был зарегистрирован в период с 30 апреля 1986 г. по 16 февраля 1989 г. в д.Оловянниково Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области, то есть населенном пункте, который был отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данный населенный пункт был объединен с д.Городище и с. Калинино в одно село Калинино, которое поименовано в соответствующем перечне населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Также ссылался, что в период с 30 августа 1989 г. по 25 июля 2011 г. работал с вредными условиями труда полный рабочий день в должности кровельщика по рулонным кровлям, выполняя работу по устройству рулонной кровли и по кровлям из штучных материалов с применением битумных мастик и специальных грунтовок.
В связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а также имея необходимый стаж на работах с тяжелыми условиями труда, истец обратился в пенсионный орган для назначения досрочной страховой пенсии по старости, однако в назначении пенсии ему было отказано.
Считая решение пенсионного органа неправомерным, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400?ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 30 августа 1989 г. по 31 декабря 1996 г. и с 01 января 1999 г. по 01 июня 1999 г. в должности кровельщика ООО СМУ-2 ОАО «Орелстрой»; признать за ним право на назначение пенсии по старости досрочно в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС», с уменьшением пенсионного возраста на 1 год; возложить на пенсионный орган обязанность назначить пенсию по старости с 01 августа 2019 г., то есть с момента возникновения права.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы указывает, что факт работы истца на производстве с тяжелыми условиями труда не подтвержден, поскольку отсутствуют документы, свидетельствующие о его работе в спорный период кровельщиком по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятым на работах с применением мастик и грунтовок. Также льготный характер работы истца не подтвержден данными выписки из его индивидуального счета.
Приводит доводы о том, что факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.
Ссылается на то, что право на досрочное назначение пенсии могло возникнуть у истца не ранее вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены в ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. № 665).
Подпунктом «б» пункта 1 указанного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Разделом XXVІІ «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, предусмотрена должность «кровельщики по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятые на работах с применением мастик и грунтовок» (код 2290000а-13201).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 16 июля 2019 г. истец Ставцев В.А. обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости с учетом суммирования льгот на снижение пенсионного возраста в связи с наличием необходимого стажа работ с тяжелыми условиями труда, а также в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в удовлетворении которого 14 августа 2019 г. было отказано.
Отказывая Ставцеву В.А. в назначении пенсии досрочно в возрасте 54 лет, ответчик указал, что его стаж работ, дающий право на досрочное назначение пенсии, составляет 5 лет 8 месяцев 2 дня, при этом спорные периоды работы с 30 августа 1989 г. по 31 декабря 1996г., с 01 января 1999 г. по 01 июня 1999 г. в должности кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов ОООСМУ-2 ОАО «Орелстрой» не подлежит зачету, поскольку правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются только кровельщики по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятые на работах с применением мастик и грунтовок. Кроме этого, отказ пенсионного органа был мотивирован отсутствием документального подтверждения факта проживания с 30 апреля 1986 г. по 16 февраля 1989 г. на загрязненной территории.
Между тем, судом бесспорно установлено, что Ставцев В.А. в период с 30 августа 1989 г. по 31 декабря 1996г. и с 01 января 1999 г. по 01 июня 1999 г. работал кровельщиком по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятым на работах с применением мастик и грунтовок на условиях полной занятости.
Так, Ставцев В.А. с 30 августа 1989 г. был переведен на работу кровельщиком по рулонным кровлям и кровлям штучных материалов в СМУ-2 Стройтреста № 1 ТСО «Орелстрой» (наименование неоднократно изменялось, с 27.01.1997 – ООО СМУ-2 ОАО «Орелстрой»), где проработал до 01 июня 1999г. За период работы истцу был присвоен 4-й разряд кровельщика.
За период работы в указанной организации Ставцев В.А. простоев не имел, заработная плата была ему начислена в полном объеме.
Доказательств того, что в спорный период деятельности у истца отсутствовала полная занятость, в материалах дела не содержится и ответчиками суду не представлено.
С 21 октября 1997 г. Ставцев В.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ставцева В.А. содержатся сведения о его работе в период с 30 августа 1989 г. по 31 мая 1999 г. в должности кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятого на работах с применением мастик и грунтовок, однако индивидуальные сведения в отношении специального стажа в указанный период были представлены работодателем с указанием кода особых условий труда только за период работы с 01 января 1997 г. по 31декабря 1998 г.
Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 06 апреля 2007 г. № 243, с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 30 апреля 2009 г. № 233, предусмотрено несколько разрядов кровельщиков по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, в том числе, кровельщик 2 разряда (выполняет работы, в том числе, по огрунтовке оснований вручную под наклейку), кровельщик 3, 4 и 5 разряда (выполняет работы, в том числе, по приготовлению мастик и грунтовок, нанесению мастик и грунтовок, огрунтовке оснований при помощи распылителей).
В соответствии со СНиП ІІ-26-76 1980 «Кровли», действующими в спорные периоды работы Ставцева В.А., при устройстве всех видов рулонной кровли (с типа К-1 до К-12), предусматривалось обязательное применение мастик и грунтовок.
Исходя из того, что устройство рулонных кровель без применения мастик и грунтовок не допускалось, кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов должен был уметь приготавливать мастики и грунтовки, уметь покрывать односкатные и двускатные крыши рулонными и мастичными материалами, знать способы приготовления холодных и горячих мастик и т.д. (раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» Единого тарифно-квалифицированного справочника работ и профессий рабочих, выпуск3, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР, Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1985 г. № 226/125/15-88).
Принимая во внимание, что Ставцев В.А. имеет 4-й разряд кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, при осуществлении своей трудовой деятельности он фактически был занят на работах с применением мастик и грунтовок.
Свидетель Кочеткова Т.Г. в суде первой инстанции также пояснила, что вместе со Ставцевым В.А. они работали в одной организации в должности кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов с применением мастик и грунтовок.
Принимая во внимание, что в период, как предшествующий периоду, заявленному работодателем с указанием льготных условий, так и следующий за ним, характер работы Ставцева В.А. не менялся, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период работы с 30 августа 1989 г. по 31декабря 1996г. и с 01 января 1999 г. по 01 июня 1999 г. Ставцев В.А. выполнял работу кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятым на работах с применением мастик и грунтовок, в связи с чем, подлежит включению в специальный трудовой стаж.
С учетом признанных ответчиком периодов работы с тяжелыми условиями (5 лет 8 месяцев 2 дня), суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, что специальный стаж Ставцева В.А. составляет 12 лет 6 месяцев, а потому он имеет право на досрочное назначение пенсии с уменьшением возраста на 5 лет.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в льготный стаж для назначения пенсии досрочно судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а, следовательно, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Судом также установлено, что Ставцев В.А. в период с 30 апреля 1986 г. по 16 февраля 1989 г. был зарегистрирован по месту жительства на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а потому он имеет право на уменьшение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.
С данным выводом суда судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, также согласна.
Законодатель, реализуя свои полномочия, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункт 7 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В разделе IV Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия
Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
До 01 января 1998 г действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, в котором был указан населенный пункт – Калинино Орловского района Орловской области.
Судом первой инстанции установлено, что Ставцев В.А. в период с 30 апреля 1986 г. по 16 февраля 1989 г. бесспорно был зарегистрирован по месту жительства в дер. Оловянниково (с. Калинино) Орловского района Орловской области, что нашло свое подтверждение в представленных домовой книге для прописки граждан, проживающих в дер. Оловянниково, а также похозяйственной книге с. Калинино Станово-Колодезьского сельсовета Орловской области.
При этом на основании решения Орловского облисполкома от 17 января 1969 г. № 29 «Об объединении и исключении из списков населенных пунктов в районах области» в Станово-Колодезьском сельсовете Орловского района были объединены с. Калинино, д. Городище и д. Оловянниково в один населенный пункт – село Калинино.
Установив, что Ставцев В.А. проживал и был зарегистрирован в период с 30 апреля 1986 г. по 16 февраля 1989 г. на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ставцев В.А. имеет право на уменьшение пенсионного возраста на 1 год.
Поскольку гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии со ст. 30-37 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста, суд перовой инстанции пришел к правильному выводу об уменьшении пенсионного возраста Ставцева В.А. в общей сложности на шесть лет.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что у суда не имелось законных оснований для включения спорных периодов в льготный стаж для назначения пенсии Ставцеву В.А., являются несостоятельными и опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право Ставцева В.А., 01 августа 1965 года рождения, на досрочную пенсию, возникло с момента достижения возраста 54 лет (01 августа 2019 г.), а в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) он обратился 16 июля 2019 г., то есть до достижения указанного возраста, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с момента возникновения права на нее – с 01 августа 2019 г.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с вышеуказанной даты, основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.
Поскольку исковые требования Ставцева В.А. были удовлетворены, то суд первой инстанции в соответствии со ст. 98 ГПК РФ распределил судебные расходы. В данной части решение суда не обжалуется.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 10 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-2606/2020
№ 2-1252/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2020 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Жидковой Е.В., Чуряева А.В.,
при секретаре Панюковой И.А.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Ставцева Валерия Андреевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г.Орла от 10 июля 2020 г., которым с учетом определения об исправлении описки от 16 сентября 2020 г. постановлено:
«Исковые требования Ставцева Валерия Андреевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии – удовлетворить.
Включить Ставцеву Валерию Андреевичу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды работы с 30 августа 1989 г. по 31 декабря 1996 г., с 01 января 1999 г. по 01 июня 1999 г. в должности кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятого на работах с применением мастик и грунтовок, в ОООСМУ-2 ОАО «Орелстрой».
Признать за Ставцевым Валерием Андреевичем право на назначение пенсии по старости досрочно в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 31 декабря 2018 года применительно к ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), на 1 (один) год.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Ставцеву Валерию Андреевичу пенсию по старости с 01августа 2019 года.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Ставцева Валерия Андреевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (триста рублей 00копеек).
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – Ковалеву Н.Л., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Ставцев В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению—Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту–ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что проживал и был зарегистрирован в период с 30 апреля 1986 г. по 16 февраля 1989 г. в д.Оловянниково Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области, то есть населенном пункте, который был отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данный населенный пункт был объединен с д.Городище и с. Калинино в одно село Калинино, которое поименовано в соответствующем перечне населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Также ссылался, что в период с 30 августа 1989 г. по 25 июля 2011 г. работал с вредными условиями труда полный рабочий день в должности кровельщика по рулонным кровлям, выполняя работу по устройству рулонной кровли и по кровлям из штучных материалов с применением битумных мастик и специальных грунтовок.
В связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а также имея необходимый стаж на работах с тяжелыми условиями труда, истец обратился в пенсионный орган для назначения досрочной страховой пенсии по старости, однако в назначении пенсии ему было отказано.
Считая решение пенсионного органа неправомерным, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400?ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 30 августа 1989 г. по 31 декабря 1996 г. и с 01 января 1999 г. по 01 июня 1999 г. в должности кровельщика ООО СМУ-2 ОАО «Орелстрой»; признать за ним право на назначение пенсии по старости досрочно в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС», с уменьшением пенсионного возраста на 1 год; возложить на пенсионный орган обязанность назначить пенсию по старости с 01 августа 2019 г., то есть с момента возникновения права.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы указывает, что факт работы истца на производстве с тяжелыми условиями труда не подтвержден, поскольку отсутствуют документы, свидетельствующие о его работе в спорный период кровельщиком по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятым на работах с применением мастик и грунтовок. Также льготный характер работы истца не подтвержден данными выписки из его индивидуального счета.
Приводит доводы о том, что факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.
Ссылается на то, что право на досрочное назначение пенсии могло возникнуть у истца не ранее вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены в ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. № 665).
Подпунктом «б» пункта 1 указанного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Разделом XXVІІ «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, предусмотрена должность «кровельщики по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятые на работах с применением мастик и грунтовок» (код 2290000а-13201).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 16 июля 2019 г. истец Ставцев В.А. обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости с учетом суммирования льгот на снижение пенсионного возраста в связи с наличием необходимого стажа работ с тяжелыми условиями труда, а также в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в удовлетворении которого 14 августа 2019 г. было отказано.
Отказывая Ставцеву В.А. в назначении пенсии досрочно в возрасте 54 лет, ответчик указал, что его стаж работ, дающий право на досрочное назначение пенсии, составляет 5 лет 8 месяцев 2 дня, при этом спорные периоды работы с 30 августа 1989 г. по 31 декабря 1996г., с 01 января 1999 г. по 01 июня 1999 г. в должности кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов ОООСМУ-2 ОАО «Орелстрой» не подлежит зачету, поскольку правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются только кровельщики по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятые на работах с применением мастик и грунтовок. Кроме этого, отказ пенсионного органа был мотивирован отсутствием документального подтверждения факта проживания с 30 апреля 1986 г. по 16 февраля 1989 г. на загрязненной территории.
Между тем, судом бесспорно установлено, что Ставцев В.А. в период с 30 августа 1989 г. по 31 декабря 1996г. и с 01 января 1999 г. по 01 июня 1999 г. работал кровельщиком по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятым на работах с применением мастик и грунтовок на условиях полной занятости.
Так, Ставцев В.А. с 30 августа 1989 г. был переведен на работу кровельщиком по рулонным кровлям и кровлям штучных материалов в СМУ-2 Стройтреста № 1 ТСО «Орелстрой» (наименование неоднократно изменялось, с 27.01.1997 – ООО СМУ-2 ОАО «Орелстрой»), где проработал до 01 июня 1999г. За период работы истцу был присвоен 4-й разряд кровельщика.
За период работы в указанной организации Ставцев В.А. простоев не имел, заработная плата была ему начислена в полном объеме.
Доказательств того, что в спорный период деятельности у истца отсутствовала полная занятость, в материалах дела не содержится и ответчиками суду не представлено.
С 21 октября 1997 г. Ставцев В.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ставцева В.А. содержатся сведения о его работе в период с 30 августа 1989 г. по 31 мая 1999 г. в должности кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятого на работах с применением мастик и грунтовок, однако индивидуальные сведения в отношении специального стажа в указанный период были представлены работодателем с указанием кода особых условий труда только за период работы с 01 января 1997 г. по 31декабря 1998 г.
Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 06 апреля 2007 г. № 243, с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 30 апреля 2009 г. № 233, предусмотрено несколько разрядов кровельщиков по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, в том числе, кровельщик 2 разряда (выполняет работы, в том числе, по огрунтовке оснований вручную под наклейку), кровельщик 3, 4 и 5 разряда (выполняет работы, в том числе, по приготовлению мастик и грунтовок, нанесению мастик и грунтовок, огрунтовке оснований при помощи распылителей).
В соответствии со СНиП ІІ-26-76 1980 «Кровли», действующими в спорные периоды работы Ставцева В.А., при устройстве всех видов рулонной кровли (с типа К-1 до К-12), предусматривалось обязательное применение мастик и грунтовок.
Исходя из того, что устройство рулонных кровель без применения мастик и грунтовок не допускалось, кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов должен был уметь приготавливать мастики и грунтовки, уметь покрывать односкатные и двускатные крыши рулонными и мастичными материалами, знать способы приготовления холодных и горячих мастик и т.д. (раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» Единого тарифно-квалифицированного справочника работ и профессий рабочих, выпуск3, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР, Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1985 г. № 226/125/15-88).
Принимая во внимание, что Ставцев В.А. имеет 4-й разряд кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, при осуществлении своей трудовой деятельности он фактически был занят на работах с применением мастик и грунтовок.
Свидетель Кочеткова Т.Г. в суде первой инстанции также пояснила, что вместе со Ставцевым В.А. они работали в одной организации в должности кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов с применением мастик и грунтовок.
Принимая во внимание, что в период, как предшествующий периоду, заявленному работодателем с указанием льготных условий, так и следующий за ним, характер работы Ставцева В.А. не менялся, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период работы с 30 августа 1989 г. по 31декабря 1996г. и с 01 января 1999 г. по 01 июня 1999 г. Ставцев В.А. выполнял работу кровельщика по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятым на работах с применением мастик и грунтовок, в связи с чем, подлежит включению в специальный трудовой стаж.
С учетом признанных ответчиком периодов работы с тяжелыми условиями (5 лет 8 месяцев 2 дня), суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, что специальный стаж Ставцева В.А. составляет 12 лет 6 месяцев, а потому он имеет право на досрочное назначение пенсии с уменьшением возраста на 5 лет.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в льготный стаж для назначения пенсии досрочно судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а, следовательно, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Судом также установлено, что Ставцев В.А. в период с 30 апреля 1986 г. по 16 февраля 1989 г. был зарегистрирован по месту жительства на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а потому он имеет право на уменьшение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.
С данным выводом суда судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, также согласна.
Законодатель, реализуя свои полномочия, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункт 7 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В разделе IV Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия
Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
До 01 января 1998 г действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, в котором был указан населенный пункт – Калинино Орловского района Орловской области.
Судом первой инстанции установлено, что Ставцев В.А. в период с 30 апреля 1986 г. по 16 февраля 1989 г. бесспорно был зарегистрирован по месту жительства в дер. Оловянниково (с. Калинино) Орловского района Орловской области, что нашло свое подтверждение в представленных домовой книге для прописки граждан, проживающих в дер. Оловянниково, а также похозяйственной книге с. Калинино Станово-Колодезьского сельсовета Орловской области.
При этом на основании решения Орловского облисполкома от 17 января 1969 г. № 29 «Об объединении и исключении из списков населенных пунктов в районах области» в Станово-Колодезьском сельсовете Орловского района были объединены с. Калинино, д. Городище и д. Оловянниково в один населенный пункт – село Калинино.
Установив, что Ставцев В.А. проживал и был зарегистрирован в период с 30 апреля 1986 г. по 16 февраля 1989 г. на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ставцев В.А. имеет право на уменьшение пенсионного возраста на 1 год.
Поскольку гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии со ст. 30-37 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста, суд перовой инстанции пришел к правильному выводу об уменьшении пенсионного возраста Ставцева В.А. в общей сложности на шесть лет.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что у суда не имелось законных оснований для включения спорных периодов в льготный стаж для назначения пенсии Ставцеву В.А., являются несостоятельными и опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право Ставцева В.А., 01 августа 1965 года рождения, на досрочную пенсию, возникло с момента достижения возраста 54 лет (01 августа 2019 г.), а в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) он обратился 16 июля 2019 г., то есть до достижения указанного возраста, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с момента возникновения права на нее – с 01 августа 2019 г.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с вышеуказанной даты, основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.
Поскольку исковые требования Ставцева В.А. были удовлетворены, то суд первой инстанции в соответствии со ст. 98 ГПК РФ распределил судебные расходы. В данной части решение суда не обжалуется.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 10 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи