УИД 28RS0008-01-2021-000182-61
Дело №2а-172/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2021 года г.Зея, Амурской области
Судья Зейского районного суда Амурской области Куприянова С.Н.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Амурской области к Орловскому А.Н. о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №4 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к Орловскому А.Н., в котором просит взыскать с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, 2018 год, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 339 рублей и пеню в размере 8 руб. 34 коп., транспортный налог с физических лиц за 2017 год, 2018 год в размере 5670 рублей и пеню в размере 5 руб. 20 коп. на общую сумму 6022 руб. 54 коп., в обоснование требований указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, у него имеется задолженность по уплате указанных налогов и пеней по ним, в связи с чем, в адрес ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления с платёжным поручением. 11 февраля 2020 года и 18 мая 2020 года ответчику выставлены требования об уплате налогов, пени по ним. Однако до настоящего времени указанная денежная сумма в бюджет не поступила. При этом, по состоянию на 02 декабря 2019 года у ответчика имеется переплата по налогу на имущество в сумме 73 рубля, 23 марта 2020 года ответчик уплатил добровольно 229 рублей.
Письменных возражений на административное исковое заявление не поступило, судебная корреспонденция получена административным ответчиком Орловским А.Н. 13.02.2021 года.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определённых в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии с п.5 ст.23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
На основании ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Закон Амурской области от 18.11.2002 №142-ОЗ (ред. от 13.05.2020) «О транспортном налоге на территории Амурской области» (принят Амурским областным Советом народных депутатов 31.10.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2021) в соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации, главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает и вводит в действие на территории области транспортный налог (далее - налог), а также определяет налоговые ставки, порядок уплаты налога налогоплательщиками-организациями, налоговые льготы.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В соответствии со ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подп.1 п.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно п.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с п.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
На основании ст.ст.360, 363 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 НК РФ.
На основании п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершённого строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст.403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.
Согласно ранее действующей редакции ст.402 НК РФ, утратившей силу на основании Федерального закона от 23.11.2020 №374-ФЗ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно ст.409 НК РФ имущественный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст.75 НК РФ пенёй признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Судом установлено, что административный ответчик является собственником легкового автомобиля марки <данные изъяты>, 2000 года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты> дата регистрации права 26 мая 2016 года. Кроме того, в период с 05 апреля 2007 года по 10 мая 2016 года Орловский А.Н. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 83,50 кв.м, кадастровый <Номер обезличен>, а также является собственником ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 30,90 кв.м, кадастровый <Номер обезличен>, дата регистрации права 09 июня 2011 года.
Согласно налоговому уведомлению №52426827 от 25 июля 2019 года административному ответчику был начислен налог на имущество физических лиц на квартиру по адресу: <адрес> за 2016 год в сумме 121 рубль, за 2018 год - в сумме 108 рублей; на квартиру по адресу: г<адрес> за 2016 год - в сумме 412 рублей, со сроком уплаты не позднее 02 декабря 2019 года.
Согласно налоговому уведомлению №90903222 от 05 марта 2020 года административному ответчику за 2017 год и 2018 год был начислен транспортный налог на автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> в общей сумме 5670 рублей, со сроком уплаты не позднее 12 мая 2020 года.
Пунктами 1, 3, 4, 6 ст.69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неисполнением вышеуказанных налоговых уведомлений, налоговый орган направил в адрес административного ответчика требование №5079 по состоянию на 11 февраля 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 568 рублей и пени в сумме 8 руб. 34 коп., установив срок исполнения требования – до 07 апреля 2020 года и требование №5944 по состоянию на 18 мая 2020 года об уплате транспортного налога с физических лиц в размере 5670 рублей и пени в сумме 5 руб. 20 коп., со сроком исполнения требования – до 30 июня 2020 года.
Факт направления налоговым органом указанных требований об уплате налогов, пени подтверждается списком заказных писем и реестром почтовых отправлений, имеющимися в материалах дела.
Согласно п.6 ст.45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения данной обязанности, предусмотренных НК РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В установленный срок административный истец обратился к мировому судье Амурской области по Зейскому районному судебному участку с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании транспортного налога с физических лиц и пени по нему и налога на имущество физических лиц и пени по нему.
31 августа 2020 года мировой судья на основании указанного заявления вынес в отношении административного ответчика судебный приказ, на основании которого взыскал с ответчика транспортный налог за 2017, 2018 годы в сумме 5670 рублей и пеню в сумме 5 руб. 20 коп. и налог на имущество физических лиц за 2016, 2018 годы в сумме 339 рублей и пеню в сумме 8 руб. 34 коп.
14 сентября 2020 года указанный судебный приказ был отменён в связи с поступившими возражениями должника.
Поскольку в добровольном порядке административный ответчик оплату начисленных налогов и пеней не произвёл, МИ ФНС России №4 по Амурской области в порядке ст.48 НК РФ обратилась в Зейский районный суд с настоящим административным иском.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Ранее действующей редакцией п.2 ст.48 НК РФ было установлено, что если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Таким образом, суд считает, что административным истцом соблюдён установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику требований об уплате налога и пени, а также сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.
Административный истец просит взыскать с Орловского А.Н. задолженность налогу на имущество физических лиц за 2016 год, 2018 год, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 339 рублей и пеню в размере 8 руб. 34 коп. за период с 03 декабря 2019 года по 10 февраля 2020 года, транспортный налог с физических лиц за 2017 год, 2018 год в размере 5670 рублей и пеню в размере 5 руб. 20 коп. за период с 13 мая 2020 года по 17 мая 2020 года, на общую сумму 6022 руб. 54 коп.
Как следует из иска, по состоянию на 02 декабря 2019 года у ответчика имеется переплата по налогу на имущество в сумме 73 рубля, 23 марта 2020 года ответчик уплатил добровольно 229 рублей.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая установленные обстоятельства, суд считает, что административный истец своевременно принял меры по взысканию недоимки по налогам и пене и направил административному ответчику соответствующие уведомления и требования, которые им не были исполнены, вместе с тем, административный ответчик не воспользовался своим правом на представление доказательств, подтверждающих своевременное перечисление денежных средств в счёт уплаты задолженности по налогам и пене и необоснованного начисления пени за несвоевременное исполнение обязательств.
Поскольку обязанность по уплате налогов в срок административным ответчиком выполнена не была, в соответствии со ст.75 НК РФ с ответчика подлежат взысканию пени за заявленный административным истцом период и в указанных им суммах. Расчет пени судом проверен, является верным.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Амурской области к Орловскому А.Н. о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.
Взыскать с Орловского А.Н., проживающего по адресу: <адрес>, 6022 рубля 54 копейки, в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, 2018 год, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 339 рублей, пеню за период с 03 декабря 2019 года по 10 февраля 2020 года в сумме 8 рублей 34 копейки; задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год, 2018 года в сумме 5670 рублей, пеню за период с 13 мая 2020 года по 17 мая 2020 года в сумме 5 рублей 20 копеек.
Взыскать с Орловского А.Н. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий С.Н. Куприянова