дело № 2-496/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации20 сентября 2017 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Петрашко С.Ю.
при секретаре Угрюмовой Е.А.,
с участием истца Замулиной Г.Н.
представителей ответчика ПАО «ДЭК» Торопцевой М.И., Бойко Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Замулиной ФИО8 к Сковородинскому отделению ПАО «ДЭК» «Амурнеэнергосбыт» о взыскании незаконно начисленной платы за электроэнергию, компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
Замулина ФИО8 обратилась в суд с иском к Сковородинскому отделению ПАО «ДЭК» «Амурнеэнергосбыт», указав, что она является нанимателем по договору социального найма жилого помещения - <адрес>. Дом по ул. Воровского 45 признан непригодным для проживания согласно Акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ и не пригодными для дальнейшего проживания. Данный дом включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в городе Сковородино на 2015-2017 годы» утвержденную постановлением администрации города Сковородино № 27 от 17.02.2014 года (письмо администрации города Сковородино от 11.04.2016г. № 05-01-626. Администрацией города Сковородино информация о перечне ветхих и аварийных домов жилищного фонда в ресурсоснабжающую организацию Сковородинское отделение филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» предоставлялась. С апреля 2013 года жильцов данного дома взымалась оплата за ОДН по показаниям общедомового прибора учета, ежемесячно по настоящее время, что незаконно, так как согласно ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не подлежат обязательному учету используемые энергетические ресурсы в ветхих, аварийных объектах, объектах, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии, которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). По решению Центрального районного суда г. Читы от 09.03.2016 года действия ОАО «РЖД» по установки общедомового прибора учета в многоквартирном <адрес> признаны незаконными. В судебном решении также указано, как установленный факт, учет потребляемой электроэнергии в многоквартирном <адрес> в <адрес>, признанном ветхим и аварийным, организован с использованием ОДПУ, не соответствует требованиям законодательства. Однако оплата на общедомовые нужды за услугу электроэнергию начислялась с 2014 по 2016 г.г. За данный период начисления по общедомовому учету потребления электроэнергии на лицевом счете составили в размере 30741, 40 рублей. Не смотря на то, что общедомовой прибор учёта установлен в нашем доме незаконно и соответственно начисление платы за общедомовые нужды не обоснованы в многоквартирном <адрес> ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» отказывается делать соответствующий перерасчёт начисленной оплаты по показаниям общедомовых приборов учёта электрической энергии в многоквартирном доме с января 2014 года. В настоящее время до сентября 2017 года запланировано расселение по её квартире. Администрацией города Сковородино уже выбрана квартира для переселения. В связи с этим нет необходимости перерасчета по данному лицевому счету. Согласно разъяснениям данным в п.45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «о рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Несоблюдением установленного законодательства порядка начислений за поставленные услуги в сфере ЖКХ ответчиком безосновательно были нарушены права потребителя, чем был причинен моральный вред, который истец оценивает в 15 370,70 рублей. В силу пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона). В данном случае размер штрафа составил 23 056,05 рублей (30 741,40 + 15 370,70)/50%). На основании изложенного, руководствуясь ст. 131, 132 УПК РФ, просит суд взыскать с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» незаконно начисленную плату за обще домовые нужды по услуге электроэнергия <адрес> за период января 2014 года по май 2016 года в размере 30741, 40 рублей. Взыскать с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» в пользу Замулиной ФИО8 компенсацию морального вреда в сумме 15 370,70 рублей. Взыскать с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» в пользу Замулиной ФИО8 штраф в размере 50% от суммы присужденной судом в пользу Замулиной Г.Н. за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя.
Истец Замулина Г.Н. в судебном заседании уточнила исковые требования и суду дополнительно пояснила, что в производстве Сковородинского районного суда находится дело по ее иску к ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» о взыскании незаконно начисленной платы за общедомовые нужды за потребленную электроэнергию за период с января 2014 г по май 2016 года в размере 30 741, 40 руб., взыскании морального вреда в сумме 15 370,70 руб., взыскании штрафа в размере 50 %. Она согласна с предоставленными сведениями ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт», а именно с расчетом ОДН с учетом срока исковой давности в размере 24 061,42 руб.. а также с начислениями по нормативу потребления в размере 1165, 68 руб. Всего за период с июнь 2014 года по май 2016 года (с учетом срока исковой давности) оплачено 24511,32 руб. Начислено по индивидуальному прибору учета 9 133, 18 руб. Незаконно начисленная суммы по ОДН составила - 14 212, 46 руб. ( разница между оплаченной суммой -24511,32 руб. и начислениями по индивидуальному прибору учета, с учетом начислений по нормативу потребления - 1165,68 руб.). Просит суд: взыскать с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» взыскать незаконно начисленную плату за общедомовые нужды по услуге электроэнергия <адрес> за период с июня 2016 года по май 2016 года в размере 14 212, 46 руб. Снять начисления за незаконно начисленную плату за общедомовые нужды по услуге электроэнергия <адрес> за период с июня 2014 года по май 2016 года в размере 22 895, 74 руб. Взыскать с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 11 447,87 руб., взыскать с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» в ее пользу штраф в размере 50 % от суммы присужденной судом в ее пользу за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере 17 171,81 руб.((22895,74 руб.+11447,87руб.)/50%)
Представитель ответчика Сковородинского отделения филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» - Торопцева М.И.,действующая на основании доверенности исковые требования не признала, суду пояснила, что в производстве Сковородинского районного суда находится дело по иску Замулиной ФИО8 к ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» о взыскании незаконно начисленной платы на обще домовые нужды за электроэнергию за период с января 2014 года по май 2016 года, взыскании компенсации морального вреда и штрафа. С заявленными исковыми требованиями ПАО «ДЭК» не согласно, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Начисление платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды (содержания общего имущества в многоквартирном доме), по л/с СУ 16-01707 на имя Замулиной ФИО8 по адресу объекта: <адрес> производится ПАО «ДЭК» в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
На основании ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 и ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, и плату за электроснабжение.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регламентирован разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, в соответствии с п. 40 которых потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади, принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) занимаемого помещения в многоквартирном доме (п. 44 Правил предоставления услуг).
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступивший в силу с 3 декабря 2009г. (далее ФЗ «Об энергосбережении») установил, что «производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов... Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты....» (ст. 13).
Таким образом, действующим законодательством РФ (п.п. 43, 44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных ПП РФ от 05.05.2011 года № 354) предусмотрен порядок расчета платы за коммунальную услугу электроснабжение в каждом конкретном случае. При произведении расчета за потребленный коммунальный ресурс гарантирующий поставщик должен учитывать факт наличия/отсутствия общедомового прибора учета, для того, чтобы определиться: будет производиться расчет по нормативу либо исходя из показаний ОДПУ. При этом необходимо учитывать, что установку общедомовых приборов учета ПАО «ДЭК» не осуществляет.
Установка и опломбировка общедомовых приборов учета в <адрес> производилась силами и за счет средств сетевой организации ОАО «РЖД» филиал «Трансэнерго», о чем были составлены акты допуска приборов учета в эксплуатацию от 28.03.2013г.
В случае установки общедомового прибора учета в многоквартирном доме, гарантирующий поставщик не наделен правом выбора, а должен строго придерживаться требований закона, которые обязывают в такой ситуации производить расчет, исключительно по показаниям данного ПУ.
ПАО «ДЭК» в качестве ресурсоснабжающей организации напрямую осуществляет продажу коммунального ресурса - электроэнергии и в период с января 2014 года по май 2016 года производил начисления по лицевому счету Замулиной ФИО8 по адресу: <адрес> на основании показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета и общедомового прибора. В таких обстоятельствах, при наличии установленного и действовавшего ОДПУ, начисление платы за электроэнергию по нормативу противоречило бы вышеуказанным нормам ЖК РФ и Правил, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 года № 354.
Кроме этого, необходимо отметить, что Верховный суд РФ, рассматривая дело о взыскании задолженности по оплате потерь электроэнергии в сетях сетевой организации (возникшей ввиду разногласий между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией в расчетах именно по ОДН ветхих и аварийных домов) Определением от 2 марта 2015г. по делу № 304-ЭС14-6193 пришел к выводу о том, что объем электроэнергии, переданной из сети сетевой компании в конечный объект энергопотребления (в данном случае - в многоквартирный дом), при любом подходе (имеются ввиду 2 вида правоотношений: правоотношения между гарантирующим поставщиком и гражданами-потребителями и правоотношения между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией) должен характеризоваться одним и тем же значением. Иными словами, не предусмотрена ни жилищным законодательством, ни законодательством об электроэнергетике такая ситуация, когда прибор учета установлен, действует, его показания используются во взаимоотношениях между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, и, одновременно с этим, объем потребляемой на общедомовые нужды электроэнергии в многоквартирном доме определяется по нормативу, а не по показаниям этого общедомового прибора учета.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 09.03.2016г. (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 17.05.2016г.) суд обязал ОАО «РЖД» демонтировать общедомовой прибор учета, установленный в многоквартирном <адрес> в <адрес>, без проведения перерасчета начисленной за прошедший период платы за ОДН.
Во исполнение указанного решения суда, начисление Замулиной Г.Н. платы на общедомовые нужды с 01 июня 2016 года по 31 декабря 2016 года производилось исходя из норматива потребления коммунальной услуги. С января 2017 г. начисление платы на ОДН потребителям, проживающим в многоквартирном доме по <адрес> не производится.
Истицей не в полном объеме оплачивались счета-квитанции за электроэнергию, в том числе в период, указанный в исковом заявлении, в связи с чем по лицевому счету Замулиной Г.Н. по состоянию на сегодняшний день имеется задолженность в размере 12010,68 руб.
Кроме того, требования Замулиной Г.Н. о взыскании начисленной платы на обще домовые нужды за электроэнергию за период с января 2014г. по май 2014г. предъявлены по истечении срока исковой давности, установленного ст. 197 ГК РФ.
Учитывая изложенное, ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» считает, что требования истицы о взыскании начисленной платы за общедомовые нужды в размере 30741,40 руб. не обоснованы.
ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» также считает не обоснованными требования Замулиной Г.Н. о взыскании с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Правила компенсации причиненного гражданину морального вреда установлены параграфом 4 гл. 59 ГК РФ. По общему правилу моральный вред компенсируется лишь при наличии вины причинителя (ст. 151 ГК РФ).
Согласно ст. 1099 ч.2 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Доводы истца о применении Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» к жилищным правоотношениям, в части соблюдения установленного законодательством порядка начисления платы за коммунальные услуги, в том числе электроснабжение, не основаны на законе. Так, в преамбуле названного Закона РФ указано, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качестваи безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 11.12.2012г. № 30 (пункт 31) также указал, что в случае неправильного начисления платы за коммунальные услуги, Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» не может быть применен, так как регулирует отношения при предоставлении услуг ненадлежащего качества; а в случае отсутствия специального закона, привлечение организаций, осуществляющих начисление платы за коммунальные услуги, к ответственности в виде компенсации морального вреда не возможно, поскольку расчет и размер платы за коммунальные услуги затрагивает имущественные права граждан (ч.2 ст. 1099 ГК РФ).
Ответственность в виде штрафа в случае нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, предусмотрена ч. 6 ст. 157 ЖК РФ. Указанная норма -часть 6 ст. 157 ЖК РФ, введена Федеральным законом от 29.06.2015г. № 176-ФЗ и действует с 01.01.2017г. До введения её в действие, ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей в виде штрафа не была предусмотрена НПА РФ. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований Замулиной Г.Н. отказать.
Третье лицо- Забайкальская дирекция по энергообеспечению СП Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД», в судебное заседание о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя не направило, о причинах не явки не сообщило, отзыв не представило.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение данного дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав, позиции сторон, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Замулина Г.Н. является нанимателем жилого помещения - квартиры <адрес>, что подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Замулина Г.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> является потребителем электроэнергии и коммунальных услуг.
Актом комиссионного обследования жилого дома от 20 августа 2002 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании акта обследования от 20 августа 2002 года признан ветхим и непригодным для дальнейшего постоянного проживания. Требуется переселение жителей ветхого дома.
Данный дом включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в городе Сковородино на 2015-2017 года», утвержденную постановлением администрации города Сковородино № 27 от 17 февраля 2014 года.
28 марта 2013 года силами и за счет средств сетевой организации ОАО «РЖД» филиал «Трансэнерго» в <адрес> произведена установка и опломбировка общедомовых приборов, о чем были составлены акты допуска приборов учета в эксплуатацию от 28 марта 2013 года.
Решением Центрального районного суда г.Читы от 09 марта 2016 года (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда) удовлетворены требования Замулиной Г.Н. к ОАО «РЖД» о признании действий незаконными, возложении обязанности. Действия ОАО «РЖД», выразившиеся в установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> признаны незаконными. ОАО «»РЖД» обязали демонтировать общедомовые приборы учета электрической энергии, установленные в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Из ответа Сковородинского отделения филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» от 20 декабря 2016 года на коллективное обращение жителей <адрес> следует, что до 01.06.2016 года начисление платы за используемую коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, собственникам и пользователям жилых помещений МКД № по <адрес> в <адрес> производилось ресурсоснабжающей организацией- ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» по показаниям общедомового прибора учета, предоставляемым территориальной сетевой организацией – ОАО «РЖД» Забайкальская дирекция по энергообеспечению СП «Трансэнерго». В соответствии с решением Центрального районного суда г.Читы от 09 марта 2016 года по вышеуказанному МКД Сковородинское отделение ПАО «ДЭК» «Амурнеэгорсбыт» с 01 июня 2016 года производит начисление платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, по нормативу потребления.
Из анализа потребления электроэнергии абонентом Замулиной Г.Н. за период с 01.01.2014 года по 01.05.2016 года следует, что Замулиной Г.Н. за указанный период начисляется плата за ОДН согласно показаниям прибора учета, установленного в многоквартирном жилом доме.
Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 с учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.11 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
В соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащении домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в силу п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакаллории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем 2 кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газ).
Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 от 06.07.2016 года указал, что в данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом. Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 года № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».
Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с п. 44 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» распределяемый между потребителями объем коммунальной услуг, предоставляемой на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанной исходя из нормативов потребления коммунальной услуг, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организацией к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан смогут быть существенного ограничены в связи с объективным физическим износом здании, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Исходя из вышеизложенного, ресурсонабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако, размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды органичен утвержденными нормативами потребления.
В соответствии с п. 150 Постановления Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 года «О функционировании розничных рынков электрической энергии в полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных жилых домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, обязанность по оплате электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, лежит на всех собственниках помещений многоквартирных домов.
Исполнитель коммунальных услуг в многоквартирном доме обязать принять меры для обеспечения учета электрической энергии, потребленной многоквартирным домом посредством установки коллективного (общедомового) прибора учета.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета расчет объемов потребленной электроэнергии на общедомовые нужды должен быть произведен исходя из показаний данного прибора.
Указанные Правила не содержат исключений в отношении аварийных (ветхих) многоквартирных домов. Не содержат их и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, в которых, в том числе, установлены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках и требования к коллективным (общедомовым) приборам учета, подлежащим установке в многоквартирных жилых домах.
Таким образом, исходя из вышеизложенного не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установку, если она проведена иным лицом, но и не содержит запрета на совершение такого действия. Кроме того, расчет платы за ОДН в ветхих и аварийных объектах должен производиться согласно нормативу потребления, а не по показаниями приборов учета.
Данные положения подтверждены судебным решением Центрального районного суда г.Читы от 09 марта 2016 года (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда) удовлетворены требования Замулиной Г.Н. к ОАО «РЖД» о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Истец Замулина Г.Н. в уточненных исковых требованиях просит суд обязать ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» снять начисление платы за общедомовые нужды по услуге электроэнергия с июня 2014 года по май 2016 года в размере 22895,74 рублей с учетом срока исковой давности.
Как следует из анализа электропотребления за период с 01.06.2014 года по 31.05.2016 года предоставленного ответчиком сумма сверхнорматива ОДН составляет 22895,74 рублей
В связи с чем, требования об обязании ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» произвести списание начисления за ОДН в размере 22895,74 подлежат удовлетворению, поскольку, как указывалось выше, размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды в ветхих и аварийных домах органичен утвержденными нормативами потребления.
Также истцом Замулиной Г.Н. заявлены требования о взыскании с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» незаконно начисленную и уплаченную плату за ОДН по услуге энергоснабжения за период с июня 2014 года по май 2016 года в размере 14212,46 рублей.
Из п.п. 1,2 ст. 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Представленный истцом расчет убытков суд находит правильным, истцом за оспариваемый период уплачено 24511,32 рубля – начисления по нормативу потребления 1165,68 рублей - начисление по индивидуальному прибору учета 9133,18 рублей= 14212,46 рублей.
Таким образом, судом установлены неправомерные действия ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды сверхнорматива, в связи с чем, требования о взыскании с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» незаконно начисленную и уплаченную плату за ОДН по услуге энергоснабжения за период с июня 2014 года по май 2016 года в размере 14212,46 рублей подлежат удовлетворению.
Также истцом Замулиной Г.Н. заявлены требования о компенсации морального вреда и штраф в размере 50% от суммы присужденной судом за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Согласно ст.15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Из разъяснений, содержащихся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Судом установлено, что требования об обязании ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» требования об обязании ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» произвести списание начисления за ОДН в размере 22895,74 подлежат удовлетворению, поскольку, как указывалось выше, размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды в ветхих и аварийных домах органичен утвержденными нормативами потребления.
При таких обстоятельствах, суд считает, что по вине ответчика истец испытывал нравственные страдания.
С учетом фактических обстоятельств дела, исходя из принципа разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать в пользу Замулиной Г.Н. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Эти положения Закона о защите прав потребителей применяются к отношениям, возникающим из договора участия в долевом строительстве.
В п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона).
Штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", с ответчика не взыскивается в случае, если после принятия иска к производству суда требования потребителя удовлетворены ответчиком по делу добровольно, при этом истец отказался от иска (п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г.).
При рассмотрении настоящего дела обстоятельства, позволяющие в силу закона не возлагать на ответчика обязанность по уплате в пользу истца штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", судом установлены не были.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" суд приходит к выводу о взыскании с ответчика ПАО «ДЭК» «Амурнеэнергосбыт» штрафа в пользу потребителя в размере 11447,87 рублей (50% от суммы удовлетворенных требований).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что требования истца были удовлетворены частично, суд считает необходимым взыскать с ответчика ПАО «ДЭК» «Амурнеэнергосбыт» судебные расходы в доход местного бюджета в сумме 1216,87 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Замулиной ФИО8 удовлетворить частично.
Обязать ПАО «ДЭК» «Амурнеэнергосбыт» произвести списание начисления за общедомовые нужды по услуге электроэнергии по <адрес> дома «<адрес> по <адрес> в соответствии с утвержденными нормативами потребления за период с июня 2014 года по май 2016 года в размере 22895,74 рублей.
Взыскать с ПАО «ДЭК» «Амурнеэнергосбыт» в пользу Замулиной ФИО8 незаконно начисленную и уплаченную плату за общедомовые нужды в жилом помещении - <адрес> за период с 01 июня 2014 года по 31 мая 2016 года в размере 14212,46 рублей.
Взыскать с ПАО «ДЭК» «Амурнеэнергосбыт» в пользу Замулиной ФИО8 штраф в размере 11447,87 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Взыскать с ПАО «ДЭК» «Амурнеэнергосбыт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1216,87 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме, т.е. с 25 сентября 2017 года
Председательствующий С.Ю. Петрашко