Дело № 12-110/17
Р Е Ш Е Н И Е
г. Можга УР 23 июня 2017 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Шуравин А.А.,
при секретаре Михайловой К.А.,
с участием:
защитника Администрации муниципального образования «Можгинский район» Ш.Т.И., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
главного специалиста-эксперта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики А.Д.И., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев жалобу Администрации муниципального образования «Можгинский район», привлеченного к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Ю.Н.В. от дд.мм.гггг Администрация муниципального образования «Можгинский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Администрация МО «Можгинский район» с постановлением не согласилась и обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить.
В обоснование жалобы указано, что согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объект водоотведения - сети канализационные протяженностью 1,6 км, через которые производится сброс сточных вод, передан по договору аренды объектов водоотведения №*** от дд.мм.гггг в арендное пользование ООО «<данные изъяты>», которое согласно условиям договора обязано соблюдать технические, санитарные, противопожарные требования, предъявляемые к пользованию имуществом, содержать в порядке прилегающую к имуществу территорию, осуществлять ее благоустройство, озеленение и уборку от мусора.
Признавая безусловное право граждан на безопасную природную среду, в целях соблюдения требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды Администрацией муниципального образования «Можгинский район» разработан «План мероприятий, направленных на лицензирование очистных сооружений МО «Можгинский район» на дд.мм.гггг годы». Очистные сооружения на <***> требуют капитального ремонта, для проведения которого необходимы денежные средства. Администрация района неоднократно обращалась в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики с заявками о выделении денежных средств на проведение указанного ремонта, но денежные средства не выделены до настоящего времени. В частности, дд.мм.гггг г. в сводной Заявке на привлечение средств бюджета Удмуртской Республики для выполнения мероприятий, работ, направленных на повышение надежности, устойчивости, экономичности жилищно-коммунального хозяйства (капитальное строительство) на отопительный период дд.мм.гггг г. одним из необходимых мероприятий по объектам капитального строительства указана реконструкция очистных сооружений <***>, в том числе ПИР. Указанное мероприятие также включено в заявку Администрации муниципального образования «Можгинский район» на привлечение средств бюджета Удмуртской Республики на дд.мм.гггг год в объекты капитального строительства по отрасли «Капитальное строительство», в аналогичные Заявки на дд.мм.гггг год.
В связи с отсутствием финансирования на строительство очистных сооружений устранить сброс сточных вод из сетей канализации на рельеф местности не представляется возможным.
Факты, изложенные выше, свидетельствуют о том, что, Администрация в процессе осуществления хозяйственной деятельности предпринимает меры для обеспечения сохранение экологических систем, и принимает все зависящие от неё меры по устранению негативного воздействия на водный объект вследствие сброса на рельеф местности сточных вод из сетей канализации. Администрация в данном случае не допускала указанное правонарушение ввиду того, что предвидела возможность наступления вредных последствий и предпринимала все возможные меры на предотвращение таких последствий.
Администрация муниципального образования «Можгинский район», не согласившись с вынесенным постановлением, направила жалобу в Арбитражный суд Удмуртской Республики, так как в резолютивной части постановления №***/ПС от дд.мм.гггг указано, что оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики. Арбитражный суд Удмуртской Республики определением от дд.мм.гггг по делу № №*** отказал Администрации района в принятии заявления.
В связи с направлением жалобы на рассмотрение арбитражного суда истек установленный законом 10-дневный срок для подачи жалобы на вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении, в связи с чем, администрация МО «Можгинский район» просит суд восстановить срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении №*** от дд.мм.гггг, вынесенного старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Ю.Н.В., и отменить указанное постановление.
В судебном заседании защитник Администрации МО «Можгинский район» Ш.Т.И. доводы, указанные в жалобе, подтвердила и попросила срок восстановить, постановление отменить.
Главный специалист-эксперт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики А.Д.И., действующий на основании доверенности от дд.мм.гггг, пояснил, что основний для отмены или изменения постановления не имеется, Администрация МО «Можгинский район» является собственником очистных сооружений и на основании ст. 210 ГК РФ обязана содержать из в исправном состоянии.
Выслушав защитника Администрации МО «Можгинский район» Ш.Т.И., главного специалиста-эксперта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренном ч.1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие заявителю своевременно обратиться в суд с жалобой. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется судом в каждом конкретном случае исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов.
Копия постановления от дд.мм.гггг представителю Администрации МО «Можгинский район» под расписку вручена дд.мм.гггг.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении от дд.мм.гггг от Администрации МО «Можгинский район» в Можгинский районный суд УР поступила дд.мм.гггг.
Первоначально Администрация МО «Можгинский район» с жалобой на постановление от дд.мм.гггг обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики, где определением от дд.мм.гггг было отказано в принятии жалобы.
Указанные заявителем обстоятельства причины пропуска процессуального срока для обжалования постановления являются уважительными, и срок для обжалования постановления подлежит восстановлению.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статья 3 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), определяя основные принципы водного законодательства, устанавливает особую значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека с целью обеспечения реальной возможности беспрепятственного пользования водами как важнейшим природным ресурсом и приоритету охраны вод перед их использованием.
Согласно статье 7 ВК РФ участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 ст.7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании 4.1 ст.9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно п.9, п.28 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В соответствии с п.9 ст.7 Устава муниципального образования «Можгинский район» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, в Минприроды УР поступило обращение о сбросе канализационных стоков в реку из населенного пункта <***> УР.
Объект недвижимости - сети канализации, протяженностью 1621 м, расположенные по адресу: УР, <***>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Можгинский район», что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные сети канализаций Администрацией МО «Можгинский район» переданы в аренду ООО «<данные изъяты>», что подтверждается договором аренды объектов водоотведения №*** от дд.мм.гггг и актом приема-передачи от дд.мм.гггг.
Определением Министерства природы УР от дд.мм.гггг было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Администрации МО «Город Можга».
В ходе административного расследования установлено, что Администрация МО «Можгинский район» осуществляет сброс сточных вод на рельеф местности, далее стекающих по логу в водный объект – ручей без названия.
Согласно экспертному заключению №*** от дд.мм.гггг количество веществ, содержащихся в сточных водах, сбрасываемых Администрацией МО «Можгинский район» в ручей без названия, не соответствует нормативам допустимого воздействия на водный объект, что является нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
При таких обстоятельствах действия Администрации МО «Можгинский район» правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Выводы должностного лица надзорного органа основаны на правильном применении законодательства об административных правонарушениях и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В настоящей жалобе заявитель не оспаривает событие и состав вмененного в вину административного правонарушения.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
В соответствии с ч.1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Наказание. назначено в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в минимальном размере, оснований к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Ю.Н.В. дд.мм.гггг, которым Администрация муниципального образования «Можгинский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Администрации МО «Можгинский район» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Можгинский районный суд УР.
Судья А.А. Шуравин