Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2016 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи О.И.Мочалова
при секретаре А.Д.Галимовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Киселевой Т.А. к Управлению Пенсионного фонда (Государственное учреждение) Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии
УСТАНОВИЛ:
Киселева Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда (Государственное учреждение) Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии, указав следующее.
26.11.2015 года она обратилась к ответчику с заявлением, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Законом РФ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска от 19.01.2016 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа. Комиссией Управления Пенсионного фонда Российской Федерациив Заволжском районе города Ульяновска не засчитаны в специальный стаж следующие периоды работы: - с 19.04.1999 по 30.04.1999; с 11.10.2004 по 23.10.2004 – работала в должности музыкального руководителя в МБДОУ «Детский сад № 222» города Ульяновска, поскольку находилась на курсах повышения квалификации; - с 31.07.1992 по 06.09.1992 работала в должности музыкального руководителя в ясли-саде № 206 УАПК города Ульяновска; - с 07.09.1992 по 11.01.1993, с 26.01.1993 по 01.03.1993 работала в должности музыкального руководителя в ясли - саде № 35 УАПК города Ульяновска, так как ясли-сады №№ 206, 35 являются структурным подразделением УАПК, и не имели статуса юридического лица, -с 01.12.1998 по 31.10.1999 работала в должности музыкального руководителя в МБДОУ «Детский сад № 222» города Ульяновска на основании того, что должность «музыкальный руководитель» не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 №463, по причине невозможности установить выработана ли норма рабочего времени установленная за ставку заработной платы.
Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не оспаривает.
Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерациив Заволжском районе города Ульяновска от 19.01.2016 считает незаконным. В спорные периоды с 19.04.1999 по 30.04.1999, и с 11.10.2004 по 23.10.2004 работая в должности музыкального руководителя в МБДОУ «Детский сад №222» города Ульяновска, находилась на курсах повышения квалификации, куда Киселева Т.А. направлена работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы с сохранением среднемесячного заработка. Спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В периоды с 31.07.1992 по 06.09.1992 работала в должности музыкального руководителя в ясли-саде № 206 УАПК города Ульяновска, а с 07.09.1992 по 11.01.1993 и 26.01.1993 по 01.03.1993 - в должности музыкального руководителя в в ясли-саде № 35 УАПК города Ульяновска. Указанные ясли-сады являлись структурными подразделениями Ульяновского авиационного промышленного комплекса, тем не менее, являлись учреждениями дошкольного образования, которые реализовывали основные общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечивали воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет – детей работников УАПК. Она являясь педагогическим работником состояла в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей. Ведомственная принадлежность этих учреждений не определяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности, в качестве музыкального руководителя. Право на досрочное назначение пенсии возникает независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию или акционерному обществу, поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности педагогических работников. Выполнение нормы рабочего времени в размере ставки и получение заработной платы видно из архивной справки № 056/01-160 от 30.07.2015, где указано общее количество дней и часов помесячно. Норма часов педагогической работы для музыкального руководителя за ставку заработной платы составляла 24 часа в неделю. При пятидневной рабочей неделе норма часов в день составит 4,8 часов, а при шестидневной рабочей неделе норма часов в день составит 4 часа. Количество отработанных часов за один рабочий день соответствует и даже больше нормативного количества часов, которые необходимо было ей отработать за один день, норма рабочего времени педагогической нагрузки ею выполнена.
С 01.12.1998 принята на должность музыкального руководителя в МБДОУ детский сад № 222 города Ульяновска. В спорный период, утвержденная норма педагогической нагрузки составила 1 ставку. Педагогическая нагрузка была стабильной, что подтверждается выписками из приказов «О педагогической нагрузке», архивной справкой № 605 от 28.06.2016 о заработке учитываемом при исчислении пенсии и лицевым счетам. Считает, что этот период подлежит включению в специальный педагогический стаж, так как норма рабочего времени педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы вырабатывались в полном объеме.
На основании изложенного, просит суд обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска включить в специальный страховой стаж периоды работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью: с 19.04.1999 по 30.04.1999, с 11.10.2004 по 23.10.2004 курсы повышения квалификации; с 31.07.1992 по 06.09.1992 в должности музыкального руководителя в ясли - саде № 206 УАПК города Ульяновска; с 07.09.1992 по 11.01.1993, с 26.01.1993 по 01.03.1993 в должности музыкального руководителя в ясли - саде № 35 УАПК; с 01.12.1998 по 31.10.1999 в должности музыкального руководителя в МБДОУ «Детский сад № 222». Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, то есть с 26.11.2015 года.
Истица Киселева Т.А. в судебное заседание не явилась, была извещена судом надлежащим образом.
Представитель истицы Дудикова Н.С., исковые требования поддержала, по доводам указанным в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве иск не признала, указав, что согласно решению комиссии Управления ПФР специальный стаж истицы составлял на момент её обращения менее 25 лет, поэтому в назначении пенсии истице отказано законно.
Выслушав представителя истицы, свидетеля, изучив и оценив письменные материалы дела, суд полагает, исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 26.11.2015 года Киселева Т.А. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска (далее по тексту УПФ РФ) с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска № от 29.01.2016 года, истице было отказано в назначении вышеуказанной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
На момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы составляет, как указано в решении, 23 года 06 месяцев 19 дней. Не были засчитаны в специальный стаж несколько периодов, в том числе,
- с 19.04.1999 по 30.04.1999 года, с 11.10.2004 по 23.10.2004 года в должности музыкального руководителя в ясли-саде №189, 209 УАПК г.Ульяновска, в связи с нахождением на курсах повышения квалификации;
- с 31.07.1992 по 01.03.1993 года в должности музыкального руководителя в ясли-саде №№ 206, 35 УАПК г.Ульяновска, которые являлись структурным подразделением УАПК, не имели статуса и признаков юридического лица;
- с 01.12.1998 по 31.10.1999 года, в должности музыкального руководителя в МБДОУ детский сад №222 г.Ульяновска, поскольку в списках 19991 года не предусмотрена должность музыкального руководителя и нет доказательств нагрузки на полную ставку;
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (введенного в действие с 01 января 2015 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктами 2,3 статьи 30 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истица в период работы в должности музыкального руководителя в ясле-саде УАПК г.Ульяновска, в соответствии с приказом работодателя находилась на курсах повышения квалификации с 19.04.1999 по 30.04.1999 года, и с 11.10.2004 по 23.10.2004 года.
Учитывая положения п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, данный период подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, поскольку в этот период за Киселевой Т.А. сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Пенсионное законодательство каких-либо ограничений по данному вопросу не содержит.
Следовательно, исковые требования истицы о зачете указанных периодов в специальный стаж и назначении пенсии досрочно, являются законными и подлежащими удовлетворению.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей) применяются соответствующие списки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей.
Указанным Списком предусмотрены дошкольные образовательные учреждения - детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; должность - музыкальный руководитель.
Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 23 июня 2003 года N 39 установлено тождество наименования должности "Музыкальный работник" наименованию должности "Музыкальный руководитель".
Из пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. Периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Вместе с тем, согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в котором в пункте 4 подраздела 1 раздела I названы должности заведующих, руководителей-воспитателей и воспитателей в детских садах и объединенных яслях-садах.
Согласно пункту 2.6 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в детских садах и объединенных яслях-садах, предусмотренных пунктом 4 подраздела 1 раздела I Перечня, пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначаются как руководителям-воспитателям и воспитателям.
Впоследствии Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала. В то же время пунктом 3 названного Постановления было предусмотрено, что за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Указанный пункт признан утратившим силу с 01.10.1993.
Затем Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного Постановления. Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, в период с 01.01.1960 по 01.10.1993 в стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включался период работы гражданина в качестве музыкального руководителя (музыкального работника) в детских садах и объединенных яслях-садах, независимо от выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
В период с 01.10.1993 по 01.11.1999 законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован, путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Соответственно, с 01.10.1993 для включения в стаж педагогической работы, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии, включение периода работы в должности музыкального руководителя осуществляется при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Поскольку в спорный период с 31.07.1992 года по 06.09.1992 года, с 07.09.1992 года по 11.01.1993 года и с 26.01.1993 года по 01.03.1993 года истица в должности музыкального руководителя в яслях-саду №35 УАПК г.Ульяновска приходится на период до 01.10.1993 года, доводы ответчика о необоснованности его включения в специальный стаж со ссылкой на отсутствие доказательств полной занятости с необходимой нагрузкой на ставку, не являются основанием к отказу в иске. Кроме того, архивная справка, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе в режиме полного рабочего дня, полной рабочей недели (5-дневной), представленная АО «Авиастар-СП»", ответчиком не оспорена и принимается судом во внимание.
Из материалов дела усматривается, что в ОАО «Авиастар» было утверждено и действовало типовое положение о яслях-садах АО «Авиастар» №670, в котором указано, что ясли-сады АО «Авиастар» обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. Подтвердить правовой статус учреждения – ясли-сад № 206, 35, в период 1992-1993 годы не представляется возможным в связи с отсутствием документов – Устава, свидетельства. Однако представить эти доказательства истица не может по независящим от нее причинам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что учреждение, где работала истица являлся учреждением общеобразовательного вида, воспитатели, музыкальные работники в силу своих должностных обязанностей занимались с детьми, т.е. их работа связана с педагогической деятельностью. Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.
Для подтверждения стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в период с 01.12.1998 года по 31.10.1999 года в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 (где должность музыкального руководителя не предусмотрена), но, в соответствии с частью 2 пункта 3 Постановления от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет... ", Правила, утвержденные пунктом 1 Постановления от 22.09.1999 N 1067, по желанию гражданина могут применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999 г.
Спорный период подлежит зачету в специальный стаж дающий право на назначение досрочной пенсии, исходя из положений вышеперечисленных норм материального права и установленных обстоятельств, что в спорный период Киселева Т.А. работала в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №222 города Ульяновска на должности музыкального руководителя на полную ставку, что подтверждается материалами дела – приказом о приеме на работу на ставку от 01.12.1998 года №46; лицевыми счетами о начислении заработной платы в размере оклада; выписками из приказав по педагогической нагрузке; выписками из журнала тарификации; показаниями свидетеля ФИО6.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы представителя истицы о законности и обоснованности заявленных требований, с учетом периодов подлежащих включению в периоды работы дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, стаж работы истицы составляет более 25 лет.
В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности может быть назначена истцу при выслуге лет не менее 25 лет (ст.30 п.1,2 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Истица обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска с заявлением о назначении пенсии с 26.11.2015 года.
Учитывая, что к моменту обращения истицы за назначением пенсии – стаж, дающий право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности даже, с учетом периода зачтенного по решению суда, составляет более 25 лет, Киселевой Т.А., как и заявлено в исковых требованиях пенсия подлежит назначению - с 26.11.2015 года.
Руководствуясь ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Киселевой Т.А. к Управлению пенсионного фонда (Государственное учреждение) Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области, - удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Киселевой Т.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии период работы с 19.04.1999 по 30.04.1999, с 11.10.2004 по 23.10.2004, с 31.07.1992 по 06.09.1992 года, с 07.09.1992 года по 11.01.1993 года, с 26.01.1993 года по 01.03.1993 года, с 01.12.1998 года по 31.10.1999 года, назначить пенсию с 26 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд, через Заволжский районный суд, в течение месяца.
Судья Мочалова О.И.