РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2020 г. п. Одоев Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Романовой И.А.,
при секретаре Архиповой Е.И.,
с участием истца Костроминой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-576/2020 по иску Костроминой Валентины Ивановны к администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области, Воеводиной Нине Ивановне о признании договора дарения действительным, о признании жилого помещения блоком жилого дома блокированной застройки, признании права собственности на блок жилого дома блокированной застройки,
установил:
истец Костромина В.И. обратилась в суд с иском к ответчикам с указанными требованиями, ссылаясь на то, что между ней и ФИО2 заключен договор дарения на жилой дом, удостоверенный секретарем Одоевского исполкома Совета депутатов трудящихся Одоевского района Тульской области ФИО8 18.05.1989, зарегистрированный в реестре за №19. Указанный жилой дом принадлежал ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Белевской государственной нотариальной конторой 20.03.1988, реестровый номер 4388. В управлении Россреестра по Тульской области регистрация права собственности истца на вышеуказанный объект недвижимости невозможна из-за отсутствия в договоре дарения точного адреса жилого помещения, ошибочно указанной общей площади жилого дома. Просит суд: признать договор дарения жилого помещения, заключенный между ФИО2 и Костроминой В.И., удостоверенный секретарем Одоевского исполкома Совета депутатов трудящихся Одоевского района Тульской области 18.05.1989, №19, действительным, признать жилое помещение, общей площадью 83, 6 кв.м, состоящее из двух жилых площадями: 14,5 кв.м, 25,1 кв.м, ванной площадью 6,4 кв.м, кухни площадью 13,8 кв.м, веранды лит. а1 площадью 9,3 кв.м, пристройки лит. а2 площадью 14,6 кв.м, пристройки лит. аЗ площадями: 3,6 кв.м, 5,6 кв.м, веранды лит. а4 площадью 9,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты> блоком жилого дома блокированной застройки, признать за Костроминой В.И. право собственности на блок жилого дома блокированной застройки общей площадью 83, 6 кв.м, состоящее из двух жилых площадями: 14,5 кв.м, 25,1 кв.м, ванной площадью 6,4 кв.м, кухни площадью 13,8 кв.м, веранды лит. а1 площадью 9,3 кв.м, пристройки лит. а2 площадью 14,6 кв.м, пристройки лит. аЗ площадями: 3,6 кв.м, 5,6 кв.м, веранды лит. а4 площадью 9,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>
Истец Костромина В.И. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации МО Одоевский район Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Ответчик Воеводина Н.И., ее представитель по доверенности Лукьянов С.Б. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, возражений не представили.
По основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом..
В силу ст. 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, договор содержит обещание дарения в будущем. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч.3 ст.165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В силу ч.1,3 ст.551 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Согласно ч.2 ст.223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Как следует из материалов гражданского дела, 18.05.1989 секретарем Одоевского исполкома Совета депутатов трудящихся Одоевского района Тульской области ФИО8 удостоверен договор дарения между ФИО2 и Костроминой В.И. Согласно вышеуказанному договору ФИО2 подарила принадлежащий ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Белевской государственной нотариальной конторой 20.03.1988, жилой дом с надворными постройками общеполезной площадью 20 кв.м., в том числе жилой – 12 кв.м., находящийся в <данные изъяты>
Так, договор дарения недвижимости заключен в письменной форме, путем составления документа, подписанного сторонами.
По сведениям ЕГРН от 17.07.2020 сведения об основных характеристиках и правообладателях на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, в ЕГРН отсутствуют.
Судом установлено, что с момента приобретения жилого дома истец пользуется им и несет расходы по его содержанию.
Договор составлен надлежащим образом, его подлинность не оспаривается сторонами.
Таким образом, действительность договора дарения у суда сомнений не вызывает.
В силу ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Договор дарения недвижимого имущества до настоящего времени не зарегистрирован в отделе регистрации прав Федеральной регистрационной службы Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области. В связи с тем, что в договоре дарения вместо части жилого дома указан жилой дом, отсутствием точного адреса объекта недвижимости, ошибочно указанной площади жилого дома, регистрация права собственности Костроминой В.И. на него невозможна.
Следовательно, право собственности на указанное здание не перешло к истцу, поскольку в силу ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случае, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ч.1 ст.218 ГК Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Ч. 1 ст.131 ГК РФ предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ч.3 ст.551 ГК РФ, п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Заключить договор дарения не представляется возможным, так как ФИО2, являющаяся матерью истца, умерла.
Возражений со стороны ответчика не поступило, истец выполнил обязанность по принятию указанного дара, имущество было передано дарителем одаряемому.
Вместе с тем переход права, регистрация перешедшего на приобретенный объект недвижимости права невозможна.
Таким образом, требование истца о признании договора дарения действительным, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст.16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Понятие многоквартирного дома дано в п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, в соответствии с которым многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
П.5 ст. 15 ЖК РФ, утвержденного Федеральным законом от 29.12.2004 N 188-ФЗ, установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданки Кулаковой на нарушение ее конституционных прав абз. 5 ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», в котором указано, что в результате принятия Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года понятия «жилой дом (часть дома)» и «квартира» как объект частной собственности были полностью уравнены в правовом титуле.
Исходя из смысла ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, к жилым домом блокированной застройки относятся: жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии с данными технического паспорта, составленного по состоянию на 19.06.2020 ГУ ТО «Областное БТИ», жилой дом <данные изъяты> имеет общую площадь 83, 6 кв.м, состоит из двух жилых площадями: 14,5 кв.м, 25,1 кв.м, ванной площадью 6,4 кв.м, кухни площадью 13,8 кв.м, веранды лит. а1 площадью 9,3 кв.м, пристройки лит. а2 площадью 14,6 кв.м, пристройки лит. аЗ площадями: 3,6 кв.м, 5,6 кв.м, веранды лит. а4 площадью 9,7 кв.м.
Правообладателем другой части дома является ФИО9, наследником которой является ответчик Воеводина Н.И., спора не имеется.
Таким образом, жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, представляет собой две обособленные части с комплексом жилых и нежилых помещений, разделенных общими капитальными стенами, имеющих отдельные входы, поименованные в технической документации как квартиры.
В силу ч.1 ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актом и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст.288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно справке №142 от 28.07.2020, выданной администрацией МО Одоевский район земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты> не разграничен, права собственности или иного права на данный земельный участок не зарегистрировано.
Постановлением и.о. главы администрации МО Южно-Одоевское Одоевского района Тульской области №36 от 29.06.2020 жилому дому, принадлежащему на праве собственности ФИО9 и Костроминой В.И., общей площадью 18 кв.м, присвоен адрес: <данные изъяты>
Решением Одоевского районного суда Тульской области от 24.09.2020, за Воеводиной Н.И. признано право собственности на блок жилого дома блокированной застройки площадью 48,6 кв.м, в том числе жилой – 29,4 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>
По данным технического паспорта, составленного 19.06.2020 ГУ ТО «Областное БТИ», жилой дом, общей площадью 132,2 кв.м, в том числе жилой – 69,0 кв.м, расположен по адресу: <данные изъяты> Право собственности на дом не зарегистрировано.
Согласно справке №413 от 04.09.2020, администрация МО Южно-Одоевское Одоевского района Тульской области не располагает сведениями о перепланировке, реконструкции, переустройстве жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>
По данным технического плана, составленного 20.08.2020 кадастровым инженером Ассоциации «СКИ» ФИО11, здание, расположенное по адресу: <данные изъяты>, площадью 83,6 кв.м., является блоком жилого дома блокированной застройки. Объект расположен в кадастровом квартале <данные изъяты>
С учетом вышеизложенных обстоятельств судом установлено, что истец фактически обладает правом пользования, владения и распоряжения частью указанного жилого дома, полностью несет расходы на ее содержание.
Признанием за истцом права собственности на блок жилого дома не нарушаются права и законные интересы других лиц.
Анализируя и оценивая представленные доказательства как каждое в отдельности, так и все в совокупности, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Костроминой Валентины Ивановны к администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области, Воеводиной Нине Ивановне о признании договора дарения действительным, о признании жилого помещения блоком жилого дома блокированной застройки, признании права собственности на блок жилого дома блокированной застройки, удовлетворить.
Признать договор дарения жилого помещения, заключенный между ФИО2 и Костроминой Валентиной Ивановной, удостоверенный секретарем Одоевского исполкома Совета депутатов трудящихся Одоевского района Тульской области 18.05.1989, №19, действительным.
Признать жилое помещение, общей площадью 83, 6 кв.м, состоящее из двух жилых площадями: 14,5 кв.м, 25,1 кв.м, ванной площадью 6,4 кв.м, кухни площадью 13,8 кв.м, веранды лит. а1 площадью 9,3 кв.м, пристройки лит. а2 площадью 14,6 кв.м, пристройки лит. а3 площадями: 3,6 кв.м, 5,6 кв.м, веранды лит. а4 площадью 9,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>, блоком жилого дома блокированной застройки.
Признать за Костроминой Валентиной Ивановной право собственности на блок жилого дома блокированной застройки общей площадью 83, 6 кв.м, состоящий из двух жилых площадями: 14,5 кв.м, 25,1 кв.м, ванной площадью 6,4 кв.м, кухни площадью 13,8 кв.м, веранды лит. а1 площадью 9,3 кв.м, пристройки лит. а2 площадью 14,6 кв.м, пристройки лит. а3 площадями: 3,6 кв.м, 5,6 кв.м, веранды лит. а4 площадью 9,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 23.10.2020