УИД 23RS0058-01-2020-000214-43
К делу №2-388/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2020 года г. Сочи
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующий судья Сидоров В.Л.,
при секретаре Ягудиной С.О.,
с участием истицы Сараевой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сараевой ФИО10 к муниципальному образованию г.Сочи в лице администрации города Сочи, отделу / представительству в городе Сочи/ МТУ Росимущества Краснодарском крае о признании права собственности на недвижимое имущество, денежные вклады и счета,
У С Т А Н О В И Л:
В Хостинский районный суд города Сочи обратилась с исковым заявлением Сараева И.П.к муниципальному образованию г.Сочи в лице администрации города Сочи, отделу / представительству в городе Сочи/ МТУ Росимущества Краснодарском крае о признании права собственности на недвижимое имущество, денежные вклады и счета, указывая в иске, что она состояла с 2000 года в зарегистрированном браке с Сараевым Ю.Г., который умер 11 февраля 2019 года, а брак между ними был расторгнут в 2018 году, решение суда вступило в законную силу 5 февраля 2019 года.После смерти осталось принадлежащее ФИО11. недвижимое имущество и вклады в банках, которое он завещал путем написания завещания Сараевой И.П., как своей жене, еще в тот момент, когда они состояли в браке. В феврале 2019 года истица обратилась к нотариусу Сочи Куклиновской-Григорьевой Н.И. с заявлением о принятии наследства, но ей в этом нотариусом было отказано по причине того, что в завещании ФИО1было указано о завещании всего имущества жене Сараевой И.П., а к моменту его смерти брак между ними уже был расторгнут. Истица считает, что имущество умершего должно принадлежать ей как на основании завещания, так и в связи с тем, что они указанное имущество приобрели в период брака, а имущество нажитое в период брака является совместным имуществом супругов.
Истица, уточнив исковые требования, просит суд: признать за ней- Сараевой ФИО12 право собственности на 24/100 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером дома № доли земельного участка площадью 1453 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка №, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –дли индивидуального жилищного строительства, на денежные средства, находящиеся в <данные изъяты>" на имя ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на счете <данные изъяты>" №, действующем с 6 ноября 2018 года на сумму 533 083 рубля 81 коп., на счете "Пенсионный плюс" №, действующим с 5 февраля 2003 года на сумму 210 184 рубля 91 коп., на счете "<данные изъяты>" №,действующим с 21 октября 2016 года на сумму 240,09 долларов <данные изъяты>, на счете "<данные изъяты>" №, действующим с 23 мая 2014 года на сумму 83 937 рублей 99 коп., на счете "<данные изъяты>" №, действующим с 28 ноября 2002 года на сумму 5 рублей 34 коп., на счете "<данные изъяты>" №, действующим с 15 декабря 2017 года на сумму 41 565 рублей 94 коп., на денежные средства, находящиеся в банке <данные изъяты>/ на имя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на счете <данные изъяты> № на сумму 90 664 рубля 65 коп.
В судебное заседание ответчики и третьи лица не явились, были уведомлены судом о времени и месте судебного заседания, о чем в суд поступили расписки о вручении повесток, на основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчиков и третьих лиц.
Выслушав истицу, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Сараевой И.П. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Сараева И.П. состояла с 2000 года в зарегистрированном браке с ФИО1, который умер 11 февраля 2019 года, а брак между ними был расторгнут в 2018 году, решение суда вступило в законную силу 5 февраля 2019 года.
Судом установлено, что после смерти ФИО1 осталось принадлежащее ему недвижимое имущество виде долей в праве на жилой дом и земельный участок, а так же вклады в банках, которое он завещал путем написания завещания Сараевой И.П., как своей жене, еще в тот момент, когда они состояли в браке.
Судом установлено, что в феврале 2019 года в установленный ГК РФ срок истица обратилась к нотариусу Сочи Куклиновской-Григорьевой Н.И. с заявлением о принятии наследства, но ей в этом нотариусом было отказано по причине того, что в завещании ФИО1 было указано о завещании всего имущества жене Сараевой И.П., а к моменту его смерти брак между ними уже был расторгнут.
Суд приходит к выводу о том, что указанное имущество является совместно нажитым имуществом супругов Сараевых, которое умерший ФИО1завещал своей супруге Сараевой И.П., других наследников не имеется.
Истица считает, что имущество умершего должно принадлежать ей на основании завещания, так как они указанное имущество приобрели в период брака, а имущество нажитое в период брака является совместным имуществом супругов, с чем соглашается суд по следующим основаниям:
В ст.218 ГК РФ указывается о том, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Согласно требованиям ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
В силу требований ст.1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.
Согласно ст.1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания по правилам статей 1124 - 1127 или 1129 ГК РФ.
В силу требований ст.34 Семейного Кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
На основании ст.39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Согласно ст.1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом. Иное может быть предусмотрено совместным завещанием супругов или наследственным договором.
А в силу требований ст.1130 ГК РФ завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения. Для отмены или изменения завещания не требуется чье-либо согласие, в том числе лиц, назначенных наследниками в отменяемом или изменяемом завещании.
Судом из материалов дела и предоставленного наследственного дела установлено, что истица в установленный ГК РФ 6-ти месячный срок после смерти наследодателя обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства умершего ФИО1
Из поступивших в суд документов объективно следует, что имущество, принадлежащее ФИО1 является совместно нажитым имуществом супругов, при этом судом установлено, что после расторжения брака ФИО9 поддерживали семейные отношения, а после вступления решения мирового судьи о расторжении брака в законную силу 5 февраля 2019 года, ФИО1умер ДД.ММ.ГГГГ.
Суд так же учитывает, что согласно завещания от 14 октября 2004 года, ФИО1 действительно завещал все свое имущество супруге Сараевой И.П., данное завещание не отменено и не признано недействительным, других наследников, помимо Сараевой И.П., нет.
Пунктом 28 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты № февраля 2007 года /протокол №/,было установлено, что если в завещании умершего указаны брачные отношения завещателя с наследником, а документы, подтверждающие эти отношения наследник не мог представить, то нотариус вправе выдать свидетельство о праве на наследство по завещанию без указания в нем степени родства или наличия зарегистрированного брака с завещателем.
Данное положение было изменено Правлением ФНП 25 марта 2019 года /протокол №/, котором были утверждены Методические рекомендации в новой редакции, однако это изменение было произведено тем самым после смерти ФИО1и после обращения его наследника Сараевой И.П.к нотариусу города Сочи, тем самым, новая редакция Методических рекомендаций не может применяться к данным правоотношениям, возникшим до их издания.
Судом в качестве свидетелей были допрошены ФИО7, ФИО8, из показаний которых установлено, что брак был расторгнут ФИО1формально, после расторжения брака, Сараева И.П.и ФИО1 поддерживали брачные отношения, Сараева И.П. понесла расходы по его похоронам, а брак был расторгнут по глупости ФИО1, который надеялся, что после расторжения брака он сможет вылечиться от онкологии.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление Сараевой ФИО13 к муниципальному образованию г.Сочи в лице администрации города Сочи, отделу /представительству в городе Сочи/ МТУ Росимущества Краснодарском крае о признании права собственности на недвижимое имущество, денежные вклады и счета.
Признать за Сараевой ФИО14 право собственности на 24/100 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № на 24/100 доли земельного участка площадью 1453 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка №, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –дли индивидуального жилищного строительства, на денежные средства, находящиеся в <данные изъяты>" на имя ФИО15,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на счете "№ действующем с 6 ноября 2018 года на сумму 533 083 рубля 81 коп., на счете "<данные изъяты>" №, действующим с 5 февраля 2003 года на сумму 210 184 рубля 91 коп., на счете "№, действующим с 21 октября 2016 года на сумму 240,09 долларов <данные изъяты>, на счете "№, действующим с 23 мая 2014 года на сумму 83 937 рублей 99 коп., на счете "№, действующим с 28 ноября 2002 года на сумму 5 рублей 34 коп., на счете "№ действующим с 15 декабря 2017 года на сумму 41 565 рублей 94 коп., на денежные средства, находящиеся в банке <данные изъяты>/ на имя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на счете № на сумму 90 664 рубля 65 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Хостинский районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полная форма решения суда изготовлена 13 июля 2020 года.
Судья: В.Л. Сидоров
На момент публикации не вступило в законную силу
СОГЛАСОВАНО:
Судья Сидоров В.Л.