Дело №12-142/2014
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
16 сентября 2014 года п. Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Адиканко Лариса Геннадьевна, рассмотрев в судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания Емельяново» на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 16.06.2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.42 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю №969 от 16.06.2014 года ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, и подвергнут штрафу в размере 300000 рублей.
Генеральный директор ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление отменить и освободить Общество от назначенного наказания, мотивируя тем, что своими действиями Общество не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, считает, что выявленные нарушения являются малозначительными и Общество может быть освобождено от назначенного ему наказания, полагая, что применение административного штрафа в размере 300000 рублей будет носить неоправданно карательный характер. В настоящее время проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения направлен в компетентные органы для утверждения и последующей выдачи санитарно-эпидемиологического заключения; после проведенной проверки территория первого пояса защитно-санитарной охраны огорожена, установлен прибор контроля производительности.
В судебном заседании представитель заявителя Лаптева Ж.О., выступающая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, помимо этого пояснила, что собственником водозабора является администрация Емельяновского района и объекты, по результатам проверки которых вынесено оспариваемое постановление, находятся в аренде ООО «ТГК Емельяново», в связи с чем претензии по поводу ненадлежащего состояния данных объектов должны предъявляться к собственнику. Нарушения требований Санитарных правил и норм, отраженные в постановлении от 16.06.2014 года, выявлены впервые, данные нарушения не являются существенными, не создают угрозы и не влекут общественно-опасных последствий, поэтому применение административного штрафа в размере 300000 рублей является несоразмерным по отношению к совершенному деянию. Также просит учесть тяжелое финансовое положение Общества. Кроме того, считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Быкова А.В. (по доверенности) в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, суду пояснила, что проверка ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» была проведена на основании заявления жителей поселка Емельяново на качество поставляемой холодной воды. На основании данного заявления было возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования, по результатам которого был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, и ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» было привлечено к административной ответственности. Считает, что несоблюдение требований по защите источников водоснабжения, установленные требованиями СанПиН, является существенным, так как представляет реальную опасность для населения, использующего воду из такого источника. Во время проведенной проверки установлено, что качество холодной воды, поставляемой жителям поселка Емельяново ООО «ТГК Емельяново» не соответствует требованиям СанПиН. Доводы относительно того, что к ответственности привлечено ненадлежащее лицо, считает несостоятельными, поскольку ответственность за объект, находящийся в эксплуатации, несет не собственник, а лицо, осуществляющее эксплуатацию.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и административный материал, суд приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное объективное и своевременное выявление обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, придя к выводу о том, что постановление вынесено законно и обоснованно, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Частью 2 ст.8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу ч.1, ч.2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п.1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. СО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу ч.1, ст.2 ст.43 Водного Кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Таким образом, требования СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» распространяют свое действие на все источники водоснабжения, а не только питьевого.
В силу п.2 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как установлено в судебном заседании, постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № 2366 от 16.06.2014 года ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 300000 рублей.
Основанием для вынесения данного постановления явились материалы дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ООО «ТГК Емельяново» по заявлению жителя поселка Емельяново ФИО5, в котором содержались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как установлено в судебном заседании, 11.04.2014 года административным органом - Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведена проверка деятельности ООО ТГК «Емельяново» в области обеспечения водоснабжения.
В ходе осмотра территории водозабора, расположенного по <адрес> «б» <адрес>, проведенного в присутствии представителя ООО «ТГК Емельяново» и двух понятых, установлено, что ООО «ТГК Емельяново» осуществляет эксплуатацию группового водозабора (шесть скважин глубиной 180-614 м.), с нарушениями специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения:
в нарушение п.п. 1.6, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отсутствует проект зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения;
в нарушение п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны (далее по тексту ЗСО) источника хозяйственно-питьевого водоснабжения;
в нарушение п. 3.2.1.1.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» территория первого пояса ЗСО не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, частично отсутствует ограждение территории первого пояса ЗСО;
в нарушение п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» на водозаборе отсутствует аппаратура для систематического контроля соответствия фактического дебита его проектной производительности.
Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ года, который составлен в присутствии начальника водозаборного хозяйства ООО «ТГК Емельяново» ФИО6, подписан им без замечаний.
Данные нарушения зафиксированы в протоколе по делу об административном правонарушении, составленном административным органом с участием представителя ООО «ТГК Емельяново» ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно положениям статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (часть 1). В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2). В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье является несущественным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
При составлении протокола представителю ООО «ТГК Емельяново» разъяснены его права, протокол подписан им лично, без каких-либо замечаний и дополнений.
Из пояснений представителя ООО «ТГК Емельяново» в судебном заседании установлено, что протокол об административном правонарушении от 19.05.2014 года содержит точные сведения о нарушениях, выявленных в ходе проверки, проведенной 11.04.2014 года.
При таких обстоятельствах недостатки протокола в виде нарушения срока составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «ТГК Емельяново», не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку протокол составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ администрация поселка Емельяново передала ООО «ТГК Емельяново» в аренду муниципальное имущество, в том числе шесть скважин, емкость-накопитель воды, служебное помещение и здание насосной, расположенные по ул. Московская в п. Емельяново.
Условиями договора аренды предусмотрена обязанность арендатора эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации, Правил промышленной (производственной) эксплуатации, ГОСТ, СНиП, соблюдать технические санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию арендованными объектами; содержать имущество и оборудование в надлежащем, исправном состоянии, путем своевременного выполнения технического обслуживания.
Нахождение группового водозабора в эксплуатации ООО «ТГК Емельяново» не оспаривалось в судебном заседании представителем заявителя.
Судом установлено, что ООО «ТГК Емельяново» является пользователем недр в п. Емельяново, предоставленных для разведки и добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка городского типа и технологического обеспечения водой промышленных объектов; данная деятельность ведется Обществом на основании лицензии Управления по недропользованию по Красноярскому краю, выданной на срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Из договора от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» (Ресурсоснабжающая организация) и ООО «УК Красэнергосервис», ООО «ТГК Емельяново» приняло на себя обязательство отпуска (поставки) холодной (непитьевой) воды из системы водопровода поставщика.
В судебном заседании представитель ООО «ТГК Емельяново» подтвердил факт выполнения ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» работ по обеспечению холодного водоснабжения населения поселка Емельяново
Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства по делу, являющиеся допустимыми, достоверными и достаточными, суд приходит к выводу, что в судебном заседании полностью нашло свое подтверждение совершение ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.42 КоАП РФ.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» было уведомлено надлежащим образом ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении определения о назначении времени и месте рассмотрения дела сотруднику ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново».
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, исключающих производство по делу по делу об административном правонарушении, допущено не было; действия ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.42 КоАП РФ.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время правонарушителем устранена часть допущенных нарушений, а именно, восстановлено ограждение и установлен прибор контроля производительности, однако данные обстоятельства, учитываемые судом в качестве смягчающих, не является основанием для освобождения ООО «ТГК Емельяново» от ответственности и прекращения производства по делу. Достоверных доказательств доводов правонарушителя о направлении данным юридическим лицом проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения в компетентные органы для утверждения и последующей выдаче санитарно-эпидемиологического заключения суду не представлено. Представленный в материалы дела проект ЗСО подготовлен ООО ПКФ «Красэнергосервис» и не может быть признан доказательством выполненной работы ООО «ТГК Емельяново».
По мнению суда, доводы представителя заявителя о том, что совершенное ООО «ТГК Емельяново» правонарушение является малозначительным, суд находит неубедительными, поскольку нарушения санитарного законодательства СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года, являются нарушениями, представляющими угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний среди людей.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность правонарушителя, в судебном заседании не установлено.
Наказание правонарушителю назначено с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ и является минимальным для данного вида наказания.
Несостоятельными суд находит доводы заявителя о пропуске сроков давности привлечения ООО «ТГК Емельяново» к административной ответственности, поскольку в силу ч. 1 чт. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения: как установлено в судебном заседании, факт совершения ООО «ТГК Емельяново» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, выявлен ДД.ММ.ГГГГ года, оспариваемое заявителем постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ года, то есть, в пределах сроков, установленных ст. 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о признании ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, является законным и обоснованным, наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей вынесено в пределах, установленных законом, как с учетом характера совершенного административного правонарушения, так и имущественного положения юридического лица.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения постановления не имеется, в связи с чем жалоба ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.42 КоАП РФ в отношении ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» оставить без изменения, а жалобу ООО «Теплогенерирующая компания Емельяново» без удовлетворения.
Судья: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко