РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года адрес
Нагатинский районный суд адрес в составе председательствующий судья Рощин О.Л., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2190/2023 по иску Кононенко Татьяны Анатольевны к Козьмину Владиславу Анатольевичу, Козьминой Елене Анатольевне о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности,
УСТАНОВИЛ:
Кононенко Т.А. обратилась с иском к Козьмину В.А., Козьминой Е.А. о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности, в обоснование иска указав следующее.
23 апреля 2015 г. умер фио (отец истца Кононенко Т.А., супруг ответчика Козьминой Е.А. и отец ответчика фио).
В состав наследства фио, среди прочего, входила квартира, расположенная по адресу адрес, которая завещанием фио от 10.12.2008 г. была завещана ей – Кононенко Т.А.
В отношении указанной квартиры ей как наследнику по завещанию было выдано свидетельство на 11/24 долей квартиры (1/2 доля фио за вычетом супружеской доли Козьминой Е.А. и за вычетом 1/24 обязательной доли Козьминой Е.А.), ответчику Козьминой Е.А. на 13/24 долей (с учетом 1/2 супружеской доли и 1/24 или 1/12 от ½ обязательная доля).
Оспариваемым договором дарения от 03.07.2017 г. ответчик Козьмина Е.А. подарила принадлежащие ей вышеуказанные 13/24 долей квартиры своему сыну ответчику Козьмину В.А.
Однако, вступившим в законную силу апелляционным определением МГС от 16 июля 2019 г. из состава супружеской доли Козьминой Е.А. исключена ¼ доля, то есть, Козьмина Е.А. не имела правомочий ее дарить Козьмину В.А.
Учитывая изложенное, просит признать частично недействительным договор дарения от 03.07.2017 г. (в части ¼ или 6/24 долей), применить последствия недействительности в виде возврата данных долей в состав наследства фио и признания за ней права на указанную ¼ или 6/24 долей квартиры.
Истец и представитель истца в судебное заседание явились, доводы иска полностью поддержали.
Представитель ответчиков в судебное заседание явился, просил в иске полностью отказать, в связи с необоснованностью иска и пропуском срока исковой давности.
3-и лица Управление Росреестра, нотариус адрес фио в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абзаца первого ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
На основании п. 1 ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149).
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля), если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наследственного имущества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю - из той части имущества, которая завещана.
В обязательную долю засчитывается все, что наследник, имеющий право на такую долю, получает из наследства по какому-либо основанию, в том числе стоимость установленного в пользу такого наследника завещательного отказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 34 адрес кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
На основании п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Согласно п. 4 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.
В случае смерти одного из супругов пережившему супругу принадлежит доля в праве на общее имущество супругов, равная одной второй, если иной размер доли не был определен брачным договором, совместным завещанием супругов, наследственным договором или решением суда.
В соответствии с п. 1 ст. 39 адрес кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23 апреля 2015 г. умер фио (отец истца Кононенко Т.А., супруг ответчика Козьминой Е.А. и отец ответчика фио).
В состав наследства фио, среди прочего, входила квартира, расположенная по адресу адрес, которая завещанием фио от 10.12.2008 г. была завещана ей – Кононенко Т.А.
В отношении указанной квартиры Кононенко Т.А. как наследнику по завещанию было выдано свидетельство на 11/24 долей квартиры (1/2 доля фио за вычетом супружеской доли Козьминой Е.А. и за вычетом 1/24 обязательной доли Козьминой Е.А.), ответчику Козьминой Е.А. на 13/24 долей (с учетом 1/2 супружеской доли и 1/24 или 1/12 от ½ обязательная доля).
Обязательная 1/12 доля Козьминой Е.А. определена с учетом наличия у фио 6-ти наследников по закону первой очереди.
Оспариваемым договором дарения от 03.07.2017 г. ответчик Козьмина Е.А. подарила принадлежащие ей вышеуказанные 13/24 долей квартиры своему сыну ответчику Козьмину В.А.
Однако, вступившим в законную силу апелляционным определением МГС от 16 июля 2019 г. из состава супружеской доли Козьминой Е.А. исключена ¼ доля, то есть, Козьмина Е.А. не имела правомочий ее дарить Козьмину В.А.
Вышеуказанные обстоятельства установлены и подтверждены вступившим в законную силу апелляционным определением МГС от 16 июля 2019 г. и в силу ст. 61 ГПК РФ дополнительного доказывания не требуют.
Согласно п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с и. I ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно и. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента совершения.
Согласно ст. 168 ГПК РФ недействительные сделки ничтожны, либо оспоримы.
Поскольку на момент оспариваемой сделки, договора дарения 13/24 долей квартиры по адресу адрес Козьмину В.А. Козьмина Е.А. (с учетом нынешнего решения суда) не имела правомочий по распоряжению всеми 13/24 долей квартиры, в данной части оспариваемый договор дарения от 03.07.2017 г. подлежит признанию недействительным, как заключенный лицом, не имеющим правомочий на его заключение.
С учетом содержания вступившего в законную силу апелляционного определения МГС от 16 июля 2019 г. доля в квартире, расположенной по адресу адрес определяются следующим образом: ¼ супружеская доля Козьминой Е.А. и ¾ наследственная доля фио
В указанных ¾ долях Козьмина Е.А. имеет право на 1/12 обязательную долю, то есть, общий размер ее доли составлял 3/48 + ¼ (или 12/48), всего 15/48.
Указанную долю Козьмина Е.А. была правомочная подарить, в остальной части дарение Козьмину В.А. недействительно 13/24 (или 26/48) – 15/48 = 11/48.
В виде последствий признания договора дарения недействительным судом применяется возврат 11/48 долей квартиры по адресу адрес в состав наследства фио и признание на указанные 11/48 долей права собственности Кононенко Т.А. по наследству.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно ст. 181 ГК РФ Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности судом отклоняются, так как о нарушенном праве истец Кононенко Т.А. узнала лишь из судебного акта от 16.07.2019 г., нынешний иск подан 16.07.2022 г., то есть 3-х годичный срок исковой давности не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░ 03.07.2017 ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 11/48 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 11/48 ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░
░░░: 77RS0017-02-2022-015889-92
1