Дело №2-204/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Грибановский 28 июня 2018 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Карповой И.С.,
при секретаре Некрыловой Н.А.,
с участием
истца Качкина В.В.,
представителя ответчика Труфановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Качкина Валерия Владимировича к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Грибановскому району Воронежской области о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Качкин Валерий Владимирович обратился в суд с иском, указывая, что решением ГУ-УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области от 29.03.2018 г. №164 ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, достигшему возраста 50 лет, проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По мнению ответчика, его специальный стаж по состоянию на дату обращения 26.03.2018 г. составляет 22 года 07 месяцев 20 дней.
В специальный стаж не зачтен период его работы в должности пожарного в пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах» Воронежской области с 01.04.2005 г. по 31.12.2007 г.- (2 года 09 мес. 01 день).
Кроме того, в трудовой стаж не зачтен период дополнительного оплачиваемого отпуска с 02.10.2016 г. по 16.10.2016 г. (15 дней) и с 24.06.2017 г. по 08.07.2017 г. (16 дней), а всего 31 день.
Считает решение ответчика незаконным, препятствующим реализации его конституционного права на пенсионное обеспечение, поскольку сначала его трудовой деятельности в пожарной охране и по настоящее время основные функции пожарной службы, а именно: организация тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ, ликвидация чрезвычайных ситуаций, остались прежними, независимо от формы принадлежности противопожарной службы. Должностные обязанности, график работы также остались прежними.
Качкин В.В. просит признать решение ГУ-УПФ по Грибановскому району недействительным в части исключения из специального стажа периода его работы в должности пожарного пожарной части № по охране Грибановского района ОГУ «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с 01.04.2005 г. по 31.12.2007 г.; периодов нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске с 02.10.2016 г. по 16.10.2016 г. и 24.06.2017 г. по 08.07.2017 г.; обязать ответчика включить эти периоды в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости; обязать ГУ – УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с работой в пожарных частях отряда Государственной противопожарной службы МЧС России с 26.03.2018 года.
В судебном заседании Качкин В.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и просил удовлетворить.
Представитель ответчика Труфанова Л.В., действующая на основании доверенности №7 от 26.02.2018г. (л.д.103), в судебном заседании иск не признала. Полагала, что оспариваемое решение законно и обоснованно. Работа истца в должности пожарного в пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах» не дает ему права на досрочное назначение пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, так как учреждение, в котором протекала трудовая деятельность истца в спорный период, не относится к федеральным учреждениям. Дополнительный отпуск не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку не предусмотрен пунктом 5 Правил №516 от 11.07.2002г.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Воронежской области, привлеченного к участию в деле определением от 17.05.2018г. (л.д.1), Казенного учреждения Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области», а также Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области», привлеченных к участию в деле определением от 15.06.2018г., вынесенным в протокольной форме (л.д.143), уведомленные о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В адресованных суду заявлениях представители просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч.2 ст.30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
А частью 3 указанной статьи установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 №437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором поименована должность «пожарный».
26.03.2018г. Качкин Валерий Владимирович обратился в ГУ - УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ.
Решением ГУ - УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области №164 от 29.03.2018г. в назначении указанного выше вида пенсии Качкину В.В. отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет. По мнению ответчика, специальный стаж Качкина В.В. на дату обращения, то есть на 26.03.2018г. составляет 22 года 07 месяцев 20 дней (л.д.35,39-40).
Комиссия не засчитала в специальный стаж период работы истца в должности пожарного в пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. (02 года 09 месяцев 01 день), так как истец работал в учреждении, не отнесенном к Федеральной противопожарной службе; а также периоды дополнительных оплачиваемых отпусков с 02.10.2016г. по 16.10.2016г. (15 дней) и с 24.06.2017г. по 08.07.2017г. (16 дней), как не предусмотренных пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.
Из записей в трудовой книжке Качкина В.В. (л.д.16-21), справки, уточняющей особый характер работы и условий труда (л.д.67), выписки из лицевого счета застрахованного лица (л.д.74-91) следует, что в период с 08.10.1992г. по 31.03.2005г. Качкин В.В. занимал должность пожарного Грибановской пожарной части № Управления Государственной противопожарной службы Воронежской области; в период с 01.01.2008г. по 14.10.2009г. должность пожарного, а с 15.10.2009г. по настоящее время должность командира отделения пожарной части № по охране Грибановского района государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области. Указанные периоды, за исключением периодов дополнительных отпусков с 02.10.2016г. по 16.10.2016г., и с 24.06.2017г. по 08.07.2017г., были засчитаны в специальный стаж истца.
В спорный период с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. Качкин В.В. занимал должность пожарного пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области».
В соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, т.е. только сотрудники федеральной противопожарной службы, тогда как сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии по вышеуказанному основанию не обладают.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. №868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. №385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 18) и Федеральным законом от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из вышеизложенного следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лишь лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из материалов дела следует, что в период с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации - Воронежской области, которая не входила в федеральную противопожарную службу, структурно входящую в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем, данный период работы истца в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ.
Указание истца на то, что, несмотря на переименование организации, где он работал, характер его деятельности и профессиональные обязанности в спорный период не менялись, не может быть принято во внимание, так как специальным законодательством, а именно п.18 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии только сотрудников федеральной противопожарной службы.
В своем Определении от 05.02.2009г. № 552-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.
Таким образом, ГУ-УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области обоснованно отказало в удовлетворении требований истца в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ периода его работы с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. в должности пожарного пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области».
Вместе с тем, по мнению суда, пенсионный орган неправомерно отказал в зачете в специальный стаж Качкина В.В. периодов нахождения его в дополнительных оплачиваемых отпусках с 02.10.2016г. по 16.10.2016г., и с 24.06.2017г. по 08.07.2017г.
Материалами дела, в частности, трудовой книжкой Качкина В.В. (л.д.16-21), справкой, уточняющей особый характер работы и условий труда (л.д.67), выпиской из лицевого счета застрахованного лица (л.д.74-91) подтверждается, что в названные периоды он занимал должность командира отделения пожарной части № по охране Грибановского района Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» МЧС России.
В Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. №437, указана должность «командир отделения».
Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставлялись Качкину В.В. за стаж работы в Федеральной пожарной службе в 2016г. с 02.10.2016г. по 16.10.2016г. (15 календарных дней), а также в 2017г. с 24.06.2017г. по 08.07.2017г. (15 календарных дней), что подтверждается приказами о предоставлении отпусков №41-КО от 24.08.2016г. и №12-КО от 10.05.2017г.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из ч.2 ст.116 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В целях социальной защищенности работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на основании части второй статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», МЧС России издан Указ от 03.06.2011г. № 285 «О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы». Указом определено, что работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы предоставляются дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (с учетом времени работы (службы) в Государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР) и в противопожарной службе субъектов Российской Федерации свыше 20 лет в количестве 15 календарных дней.
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 01.01.2016г. специальный стаж истца составляет более 20 лет. Об этом свидетельствует и оспариваемое решение Пенсионного фонда, согласно которому по состоянию на 26.03.2018г. специальный стаж Качкина В.В. равен 22 годам 07 месяцам 20 дням.
Так как из материалов дела следует, что дополнительные отпуска Качкину В.В. предоставлялись в периоды его работы в должности командира отделения пожарной части № по охране Грибановского района Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» МЧС России, на период отпусков за ним сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, что пенсионным органом не оспаривалось, указанные периоды нахождения истца в дополнительных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Качкина Валерия Владимировича удовлетворить частично.
Признать решение Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области № 164 от 29.03.2018г. недействительным в части исключения из стажа Качкина Валерия Владимировича, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов нахождения его в дополнительном оплачиваемом отпуске за стаж работы в ФПС более 20 лет с 02.10.2016г. по 16.10.2016г. (15 дней), и с 24.06.2017г. по 08.07.2017г. (15 дней).
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области включить периоды нахождения Качкина Валерия Владимировича в дополнительном оплачиваемом отпуске за стаж работы в ФПС более 20 лет с 02.10.2016г. по 16.10.2016г. (15 дней), и с 24.06.2017г. по 08.07.2017г. (15 дней) в календарном порядке в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Составление мотивированного решения отложено до 29.06.2018г.
Председательствующий п/п И.С.Карпова
Копия верна: Судья И.С.Карпова
Секретарь
Дело №2-204/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Грибановский 28 июня 2018 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Карповой И.С.,
при секретаре Некрыловой Н.А.,
с участием
истца Качкина В.В.,
представителя ответчика Труфановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Качкина Валерия Владимировича к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Грибановскому району Воронежской области о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Качкин Валерий Владимирович обратился в суд с иском, указывая, что решением ГУ-УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области от 29.03.2018 г. №164 ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, достигшему возраста 50 лет, проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По мнению ответчика, его специальный стаж по состоянию на дату обращения 26.03.2018 г. составляет 22 года 07 месяцев 20 дней.
В специальный стаж не зачтен период его работы в должности пожарного в пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах» Воронежской области с 01.04.2005 г. по 31.12.2007 г.- (2 года 09 мес. 01 день).
Кроме того, в трудовой стаж не зачтен период дополнительного оплачиваемого отпуска с 02.10.2016 г. по 16.10.2016 г. (15 дней) и с 24.06.2017 г. по 08.07.2017 г. (16 дней), а всего 31 день.
Считает решение ответчика незаконным, препятствующим реализации его конституционного права на пенсионное обеспечение, поскольку сначала его трудовой деятельности в пожарной охране и по настоящее время основные функции пожарной службы, а именно: организация тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ, ликвидация чрезвычайных ситуаций, остались прежними, независимо от формы принадлежности противопожарной службы. Должностные обязанности, график работы также остались прежними.
Качкин В.В. просит признать решение ГУ-УПФ по Грибановскому району недействительным в части исключения из специального стажа периода его работы в должности пожарного пожарной части № по охране Грибановского района ОГУ «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с 01.04.2005 г. по 31.12.2007 г.; периодов нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске с 02.10.2016 г. по 16.10.2016 г. и 24.06.2017 г. по 08.07.2017 г.; обязать ответчика включить эти периоды в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости; обязать ГУ – УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с работой в пожарных частях отряда Государственной противопожарной службы МЧС России с 26.03.2018 года.
В судебном заседании Качкин В.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и просил удовлетворить.
Представитель ответчика Труфанова Л.В., действующая на основании доверенности №7 от 26.02.2018г. (л.д.103), в судебном заседании иск не признала. Полагала, что оспариваемое решение законно и обоснованно. Работа истца в должности пожарного в пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах» не дает ему права на досрочное назначение пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, так как учреждение, в котором протекала трудовая деятельность истца в спорный период, не относится к федеральным учреждениям. Дополнительный отпуск не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку не предусмотрен пунктом 5 Правил №516 от 11.07.2002г.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Воронежской области, привлеченного к участию в деле определением от 17.05.2018г. (л.д.1), Казенного учреждения Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области», а также Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области», привлеченных к участию в деле определением от 15.06.2018г., вынесенным в протокольной форме (л.д.143), уведомленные о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В адресованных суду заявлениях представители просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч.2 ст.30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
А частью 3 указанной статьи установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 №437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором поименована должность «пожарный».
26.03.2018г. Качкин Валерий Владимирович обратился в ГУ - УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ.
Решением ГУ - УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области №164 от 29.03.2018г. в назначении указанного выше вида пенсии Качкину В.В. отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет. По мнению ответчика, специальный стаж Качкина В.В. на дату обращения, то есть на 26.03.2018г. составляет 22 года 07 месяцев 20 дней (л.д.35,39-40).
Комиссия не засчитала в специальный стаж период работы истца в должности пожарного в пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. (02 года 09 месяцев 01 день), так как истец работал в учреждении, не отнесенном к Федеральной противопожарной службе; а также периоды дополнительных оплачиваемых отпусков с 02.10.2016г. по 16.10.2016г. (15 дней) и с 24.06.2017г. по 08.07.2017г. (16 дней), как не предусмотренных пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.
Из записей в трудовой книжке Качкина В.В. (л.д.16-21), справки, уточняющей особый характер работы и условий труда (л.д.67), выписки из лицевого счета застрахованного лица (л.д.74-91) следует, что в период с 08.10.1992г. по 31.03.2005г. Качкин В.В. занимал должность пожарного Грибановской пожарной части № Управления Государственной противопожарной службы Воронежской области; в период с 01.01.2008г. по 14.10.2009г. должность пожарного, а с 15.10.2009г. по настоящее время должность командира отделения пожарной части № по охране Грибановского района государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области. Указанные периоды, за исключением периодов дополнительных отпусков с 02.10.2016г. по 16.10.2016г., и с 24.06.2017г. по 08.07.2017г., были засчитаны в специальный стаж истца.
В спорный период с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. Качкин В.В. занимал должность пожарного пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области».
В соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, т.е. только сотрудники федеральной противопожарной службы, тогда как сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии по вышеуказанному основанию не обладают.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. №868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. №385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 18) и Федеральным законом от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из вышеизложенного следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лишь лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из материалов дела следует, что в период с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации - Воронежской области, которая не входила в федеральную противопожарную службу, структурно входящую в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем, данный период работы истца в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ.
Указание истца на то, что, несмотря на переименование организации, где он работал, характер его деятельности и профессиональные обязанности в спорный период не менялись, не может быть принято во внимание, так как специальным законодательством, а именно п.18 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии только сотрудников федеральной противопожарной службы.
В своем Определении от 05.02.2009г. № 552-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.
Таким образом, ГУ-УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области обоснованно отказало в удовлетворении требований истца в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях №400-ФЗ периода его работы с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. в должности пожарного пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области».
Вместе с тем, по мнению суда, пенсионный орган неправомерно отказал в зачете в специальный стаж Качкина В.В. периодов нахождения его в дополнительных оплачиваемых отпусках с 02.10.2016г. по 16.10.2016г., и с 24.06.2017г. по 08.07.2017г.
Материалами дела, в частности, трудовой книжкой Качкина В.В. (л.д.16-21), справкой, уточняющей особый характер работы и условий труда (л.д.67), выпиской из лицевого счета застрахованного лица (л.д.74-91) подтверждается, что в названные периоды он занимал должность командира отделения пожарной части № по охране Грибановского района Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» МЧС России.
В Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. №437, указана должность «командир отделения».
Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставлялись Качкину В.В. за стаж работы в Федеральной пожарной службе в 2016г. с 02.10.2016г. по 16.10.2016г. (15 календарных дней), а также в 2017г. с 24.06.2017г. по 08.07.2017г. (15 календарных дней), что подтверждается приказами о предоставлении отпусков №41-КО от 24.08.2016г. и №12-КО от 10.05.2017г.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из ч.2 ст.116 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В целях социальной защищенности работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на основании части второй статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», МЧС России издан Указ от 03.06.2011г. № 285 «О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы». Указом определено, что работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы предоставляются дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (с учетом времени работы (службы) в Государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР) и в противопожарной службе субъектов Российской Федерации свыше 20 лет в количестве 15 календарных дней.
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 01.01.2016г. специальный стаж истца составляет более 20 лет. Об этом свидетельствует и оспариваемое решение Пенсионного фонда, согласно которому по состоянию на 26.03.2018г. специальный стаж Качкина В.В. равен 22 годам 07 месяцам 20 дням.
Так как из материалов дела следует, что дополнительные отпуска Качкину В.В. предоставлялись в периоды его работы в должности командира отделения пожарной части № по охране Грибановского района Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» МЧС России, на период отпусков за ним сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, что пенсионным органом не оспаривалось, указанные периоды нахождения истца в дополнительных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Качкина Валерия Владимировича удовлетворить частично.
Признать решение Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области № 164 от 29.03.2018г. недействительным в части исключения из стажа Качкина Валерия Владимировича, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов нахождения его в дополнительном оплачиваемом отпуске за стаж работы в ФПС более 20 лет с 02.10.2016г. по 16.10.2016г. (15 дней), и с 24.06.2017г. по 08.07.2017г. (15 дней).
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области включить периоды нахождения Качкина Валерия Владимировича в дополнительном оплачиваемом отпуске за стаж работы в ФПС более 20 лет с 02.10.2016г. по 16.10.2016г. (15 дней), и с 24.06.2017г. по 08.07.2017г. (15 дней) в календарном порядке в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Составление мотивированного решения отложено до 29.06.2018г.
Председательствующий п/п И.С.Карпова
Копия верна: Судья И.С.Карпова
Секретарь