Дело № 2-6489/15 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2015 г. г. Махачкала
Федеральный суд Советского района г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Кадыровой А.Н., с участием представителя истца Гаджиева Д.М., действующего по доверенности, представителя ответчика Алимагомедовой А.М., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закиевой З.З. к Администрации МО ГО «город Махачкала» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Закиевой З.З. по доверенности Гаджиев Д.М. обратился в суд к Администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала» с исковыми требованиями об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
В обоснование иска со ссылкой на нормативно-правовые акты, указано, что Закиева З.З. является сиротой и состоит на жилищном учете в Администрации г. Махачкала. В июле 2015 года, когда она обратилась к ответчику с просьбой предоставить жилое помещение, ей отказали, указав, что жильем она будет обеспечена в порядке очередности, с чем она не согласна и считает, что это нарушает ее права и законные интересы. Просит суд обязать Администрацию г. Махачкала предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гаджиев Д.М. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Алимагомедова А.М. в судебном заседании представила возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что обжалование факта предоставления жилого помещения согласно очередности необоснованно. Внеочередное предоставление истцу жилого помещения в момент обращения приведет к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории и имеющих равные права с заявителем на обеспечение жильем.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства по гражданскому делу представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Частью 1 ст. 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приведенный Закон вступил в силу с 01.01.2013 года.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 данной статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Действие положений Закона и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку введенный Федеральным законом № 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ), при вынесении настоящего решения суд применяет к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1. ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов России.
К законодательству РФ относится в данном случае ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на 5 лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Республики Дагестан от 04.12.2008 № 57 (ред. от 09.07.2010) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу статьи 1 указанного Закона органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
В силу требований ч 2 ст. 4 указанного закона органы государственной власти Республики Дагестан обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего республиканского Закона, устанавливается указанным законом и постановлением правительства Республики Дагестан от 02.06.2009 № 161 (ред. от 19.08.2010) «Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан» (далее по тексту Порядок).
Согласно п. 2 Порядка дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 3 Порядка учет лиц, указанных в п. 2 настоящего Порядка, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, осуществляется в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан ежегодно, в срок до 1 августа, представляют сведения о лицах, указанных в п. 2 Порядка, которым должно быть предоставлено жилье в планируемом году, в Министерство образования и науки РД по форме согласно приложению № 2. Министерство образования и науки РД на основании сведений, представленных администрациями муниципальных районов и городских округов РД, до 1 сентября представляет сведения о потребности средств, необходимых для осуществления государственных полномочий РД по обеспечению жильем лиц, указанных в п. 2 Порядка, в соответствующем году, в разрезе муниципальных районов и городских округов РД, в Минфин РД по форме согласно приложению № 3. (п.п. 5, 6 Порядка).
Минфин РД на основании сведений, представленных Министерством образования и науки РД, при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривает необходимые ассигнования на финансирование расходов по обеспечению жильем лиц, указанных в п. 2 Порядка.
Администрации муниципальных районов и городских округов РД:
- за счет средств республиканского бюджета, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи. Приобретенные жилые помещения предоставляют на основании договоров социального найма лицам, указанным в п. 2 Порядка, по акту приема-передачи (п.п. 7 и 8 Порядка).
Как видно из материалов дела и установлено судом, Закиева З.З. родилась ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>, отец- Закиев З.А., мать- Закиева Д.З. (свидетельство о рождении 3-БД №).
Решением Ленинского районного суда г.Махачкала от 31 марта 2014г. установлен факт, что Закиева З.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 1970 по 1993 годы относилась к категории детей без попечения родителей.
Согласно ответа отдела по жилищным вопросам Администрации г.Махачкалы от 18.09.2014г. №, Закиева З.З. принята на учет по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей со дня подачи заявления -22.07.2014г. и жилищные условия будут улучшены в порядке очередности по мере приобретения муниципального жилья.
В соответствии с письмом отдела по учету жилья Ленинского района г.Махачкала Закиева З.З. принята в очередь с 22.07.2014 за №592 (сирота).
Закиева З.З. закончила обучение в СГПТУ № г.В-<адрес>, ей присвоена квалификация ткач пятого разряда, получила диплом Г № от 16.07.1983г.
21.07.2015 года Закиева З.З. обращалась с заявлением на имя главы администрации МО ГО «город Махачкала» о предоставлении ей жилья по договору специализированного найма и заключении договора специализированного найма в письменной форме.
В настоящее время истец Закиева З.З. зарегистрирована по адресу: РД, <адрес> и собственного жилья не имеет (копия паспорта, ответ ФГУП «Ростехинвентаризация» по РД от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений о принадлежности недвижимого имущества Закиевой З.З.).
Согласно справке МКУ «Управление по жилищной политике» г.Махачкалы от 17.07.2015г. № дом, по адресу <адрес>, межведомственной комиссией признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с ответом от 19.02.2014г. № Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД сведения о правах Закиевой З.З., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имеющиеся у нее объекты недвижимости не могут быть предоставлены, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Администрация г. Махачкалы является надлежащим ответчиком по делу и, следовательно, о возложении на администрацию г. Махачкалы обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
При удовлетворении исковых требований, суд принимает во внимание то, что истец до достижения 18 лет остался без попечения родителей, принята на учет для предоставления жилья, включена в соответствующий список и на момент вынесения решения жилое помещение ей не предоставлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в силу ст. 8 указанного выше Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.
Доводы представителя ответчика о том, что в нарушении порядка очередности обеспечения жильем лиц указанной категории, не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из содержания положений указанного выше Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поскольку истец Закиева З.З. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за нею жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, дом, в котором она проживает признан аварийным и подлежащим сносу, суд находит требования истца законными и обоснованными, а доводы представителя администрации не состоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Закиевой З.З. к Администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного помещения сроком на пять лет, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования городской округ «город Махачкала» предоставить Закиевой З.З. жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Э.М. Атаев
Отпечатано в совещательной комнате.