Уникальный идентификатор дела 77RS0012-02-2022-007855-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2022 года город Москва
Кузьминский районный суд г. Москвы в составе судьи Прониной И.А., при секретаре Ахрамеевой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-294/22 по иску Зотова В.И., Зотовой Л.А. к Управлению ФНС по Тульской области, ГУ ТО «Областное Бюро Технической Инвентаризации» об обязании направить достоверную информацию в части площади земельного участка и исправить ошибочную величину площади земельного участка, обязании добросовестно отнестись к оценке имущества принять значения кадастровой стоимости на основании объективной оценки земельного участка и административного здания, отмене торгов, обязании произвести расчеты налогов за период с 2010 года по настоящий день с учетом объективно оцененной налоговой базы и кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, провести сверку налогов и зачесть правильно начисленные налоги за неуплаченный период времени и по настоящее время, возврате оставшейся суммы налога,
установил:
Зотов В.И., Зотова Л.А. обратились в суд с административным иском к УФНС по Тульской области, ГУ ТО «Областное БТИ» об обязании направить достоверную информацию в части площади земельного участка и исправить ошибочную величину площади земельного участка, обязании добросовестно отнестись к оценке имущества принять значения кадастровой стоимости на основании объективной оценки земельного участка и административного здания, отмене торгов, обязании произвести расчеты налогов за период с 2010 года по настоящий день с учетом объективно оцененной налоговой базы и кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, провести сверку налогов и зачесть правильно начисленные налоги за неуплаченный период времени и по настоящее время, возврате оставшейся суммы налога.
Требования мотивированы тем, что являясь плательщиками земельного налога и налога на имущество физических лиц, неоднократно обращались к административным ответчикам и в иные учреждения Тульской области с указанием на формирование ошибочных значений налоговых платежей и требованием их устранения в отношении объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером …… по адресу: Тульская область, ….., площадью 4824 кв.м. (±28 кв.м.), и расположенного на нем нежилого здания с кадастровым номером ….., площадью 446,1 кв.м., в связи с неверным указанием площади земельного участка, которая в действительности составляет 3511,2 кв.м., а также в связи с многократным завышением действительной кадастровой стоимости объектов налогообложения. Все обращения оставлены без удовлетворения, что нарушает права административных истцов.
Зотов В.И. и Зотова Л.А. в судебное заседание явились, доводы иска поддержали и настояли на удовлетворении заявленных требований; дополнительно на вопрос суда пояснили, что не обращались в установленном порядке с исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Административные ответчики УФНС по Тульской области, ГУ ТО «Областное БТИ» о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; явку своих представителей не обеспечили; представили письменные возражения относительно заявленных требований; ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Руководствуясь положениями ст. ст. 150, 152, 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков.
Заслушав объяснения административных истцов, изучив и исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).
Как справедливо обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, устанавливается главой 31 Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Аналогичные положения действуют в отношении налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса, которой, в частности, предусматривается информационный обмен налоговых органов с органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения
Учитывая изложенное, исчисление и администрирование земельного налога и налога на имущество физических лиц осуществляются налоговыми органами исходя из кадастровой стоимости, на основании сведений, предоставленных органами Росреестра, в соответствии со статьей 85 Кодекса.
Таким образом, налоговые органы не являются первоисточником сведений о размере кадастровой стоимости.
Вместе с тем, кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости (земельного участка и здания) подтверждают имеющиеся нормативно-правовые акты, в том числе: постановления Правительства Тульской области от 28.12.2009 №1007, от 09.12.2013 №740, от 30.11.2016 №546, от 24.12.2012 №766, от 12.09.2016 №414, от 13.11.2019 №540 (с изменениями и дополнениями).
Согласно сведениям ГУ ТО «Областное БТИ» в Учреждении на постоянном хранении находится инвентарное дело на объект недвижимости – нежилое здание (административное), расположенное по адресу: ……. Согласно данным последней технической инвентаризации вышеуказанного объекта по состоянию на 06.06.2006 здание 1977 года постройки общей площадью 446,1 кв.м. расположено на земельном участке 3511 кв.м.
Документов, подтверждающих предоставление земельного участка, в инвентарном деле не имеется.
Формирование и ведение соответствующей учетно-технической документации на территории Тульской области до 2013 года производилось иной организацией технической инвентаризации в рамках осуществления деятельности по техническому учету объектов капитального строительства. При этом ГУ ТО «Областное БТИ» не является правопреемником организации, ранее осуществлявшей деятельность по формированию и ведению учетно-технической документации.
Согласно данным перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированного Управлением Росреестра по Тульской области по состоянию на 01.01.2020, земельный участок с кадастровым номером …., расположенный по адресу: ……, имеет следующие характеристики: категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования по классификатору – «для общего использования (уличная сеть)», вид разрешенного использования по документу – «эксплуатация нежилого здания администрации», площадь – 4824 кв.м.
В связи с неоднократными обращениями истцов в ГУ ТО «Областное БТИ», министерство имущественных и земельных отношений Тульской области по вопросу пересчета кадастровой стоимости объектов с кадастровыми номерами …. и …. учреждением проведена проверка расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости с указанными кадастровыми номерами в ходе государственной кадастровой оценки, проведенной в 2019 и 2020 годах. В результате проверки установлено, что технические и (или) методологические ошибки при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости отсутствуют. Все характеристики объектов недвижимости с кадастровыми номерами … и …. учтены в соответствии со сведениями об объектах недвижимости, предоставленными Управлением Росреестра по Тульской области.
Согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ установлено общее правило о перерасчете сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п.п. 1 и 2 ст. 15 Кодекса (в том числе налога на имущество физических лиц, земельного налога), который осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика осуществлять совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты сверки оформляются актом.
Согласно доводам УФНС по Тульской области заявления на проведение сверки расчетов от Зотова В.И. и(или) Зотовой Л.А. в МИФНС России №5 по Тульской области и УФНС России по Тульской области с 2010 года не поступали.
Указанный довод не опровергнут административными истцами в ходе судебного разбирательства, соответствующие доказательства не представлены.
Сведения об излишне уплаченных Зотовым В.И. и Зотовой Л.А. суммах налогов, подлежащих возврату (зачету) отсутствуют, в связи с чем, требование о возврате денежных средств не обосновано.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 403 НК РФ).
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом (п. 2 ст. 403 НК РФ).
При этом в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 №334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения п. 2 ст. 403 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов, (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 №1565-О и от 19.12.2019 №3562-О).
Применительно к рассматриваемому спору при налогообложении спорных объектов недвижимости применялась их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН.
Доказательств, свидетельствующих об изменении кадастровой стоимости или установлении иного её размера, в материалы дела не представлено.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решений, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем суд отказывает Зотову В.И., Зотовой Л.А. в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 и 179 – 180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Зотова В.И., Зотовой Л.А. к Управлению ФНС по Тульской области, ГУ ТО «Областное Бюро Технической Инвентаризации» об обязании направить достоверную информацию в части площади земельного участка и исправить ошибочную величину площади земельного участка, обязании добросовестно отнестись к оценке имущества принять значения кадастровой стоимости на основании объективной оценки земельного участка и административного здания, отмене торгов, обязании произвести расчеты налогов за период с 2010 года по настоящий день с учетом объективно оцененной налоговой базы и кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, провести сверку налогов и зачесть правильно начисленные налоги за неуплаченный перио░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░