Дело № 2-2735 (2016г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 26 апреля 2016 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.
при секретаре Поповой Т.В.
с участием истца Плешкова А.В.
третьих лиц Праздникова А.П., Беклемышевой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к Департаменту земельных отношений администрации <адрес> о передаче земельного участка безвозмездно в собственность
У С Т А Н О В И Л :
Плешков А.В. (далее - истец) обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации <адрес> (далее – Департамент, ответчик) о передаче земельного участка безвозмездно в собственность, указав, что является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка, расположенного под ним. При регистрации межевого плана было установлено, что площадь указанного земельного участка в соответствии с приложенными координатами фактически составляет 759 кв.м и не соответствует площади земельного участка (585 кв.м.), предоставленного в собственность отцу истца - ФИО4 В связи с этим Департамент земельных отношений отклонил от согласования местоположение границ земельного участка, порекомендовав обратиться в суд для решения вопроса о признании права на дополнительный земельный участок. Полагает, что площадь, указанная в постановлении о предоставлении в собственность земельного участка его отцу не соответствует площади фактически используемого земельного участка по причине ошибки органов технической инвентаризации. Данный земельный участок использовался семьей истца в фактических границах с момента предоставления, дополнительной прирезки земли не было, участок с трех сторон огорожен забором соседей, с четвертой стороны - дорогой. В постановке земельного участка на учет в госкадастр истцу было отказано. Указывает на то, что в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года № 260 «О порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми» имеет право оформить свои права на дополнительный земельный участок равный 174 кв.м. (разница) для увеличения ранее предоставленного (основного) земельного участка. Истец обращался в Департамент градостроительства и архитектуры г.Перми для получения проекта межевания территории в ходе которой было установлено, что права соседних землепользователей Праздникова А.П., ФИО8, Беклемышевой Л.М. не нарушены, акт согласования местоположения границы земельного участка площадью 759 кв.м ими подписан.
Просит суд обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми выделить Плешкову А.В. фактически используемый дополнительный земельный участок 174 кв.м. и заключить с Плешковым А.В. договор о безвозмездной передаче данного земельного участка.
Истец Плешков А.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Направили отзыв на исковое заявление в котором указали, что с заявленными требованиями не согласны, считают их незаконными, необоснованными, доводы искового заявления сведены к фактическому оспариванию ответа департамента земельных отношений от 06.04.2011 года № И-21-01-09-6959. Истцом по настоящему делу не доказан факт несоответствия направленного Департаментом письма действующему законодательству. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется главой 5.1 ЗК РФ. В соответствии со ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование. Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015 года, предусмотрен порядок оформления права на земельный участок, который истец пытается обойти. Департамент полагает, что доводы заявителя являются несостоятельными и недоказанным. Просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третьи лица Праздников А.П., Бекламышева Л.М. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности с ДД.ММ.ГГГГ регулируется нормами главы 5.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в частности, на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентируется положениями ст. 39.14 ЗК РФ, а именно 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 в собственность был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 585 кв.м. (л.д. 75).
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 02.08.2010 года Плешков А.В. является собственником земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом, общей площадью 585 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 03.03.2011 года (л.д. 11).
С целью согласования местоположения границ земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, Плешковым А.В. в Департамент земельных отношений администрации г.Перми был представлен межевой план спорного земельного участка.
В ходе ознакомления с представленным межевым планом Департаментом было установлено, что площадь земельного участка, в соответствии с приложенными в межевом плане координатами (759 кв.м.), не соответствует площади земельного участка, предоставленного постановлением Главы г.Перми от 02.11.1993 года № в собственность ФИО4 (585 кв.м.), в связи с чем согласование местоположения границ спорного земельного участка было отклонено (л.д.16).
Плешков А.В. обратился в суд с требованием обязать Департамент выделить Плешкову А.В. фактически используемый дополнительный земельный участок площадью 174 кв.м. и заключить с ним договор о безвозмездной передаче данного земельного участка.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, права Плешкова А.В. на оформление в собственность дополнительного земельного участка Департаментом земельных отношений администрации г.Перми нарушены не были, поскольку Плешковым А.В. не был соблюден административный порядок обращения за оформлением в собственность дополнительного земельного участка, установленный положениями ст. 39.14 ЗК РФ.
Согласно действующему земельному законодательству право на получение дополнительного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть реализовано лишь с соблюдением административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении такого земельного участка.
Из материалов дела следует, что истец не обращался в Департамент по вопросу о дополнительном предоставлении земли для увеличения ранее предоставленного участка, возможность такого обращения для истца не утрачена.
Поскольку истцом не был соблюден установленный административный порядок обращения за предоставлением в собственность дополнительного земельного участка, решение об отказе в предоставлении Плешкову А.В. такого земельного участка Департаментом не принималось, истец не лишен права на обращение в установленном законом порядке в уполномоченный орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, то обращение в суд Плешкова А.В. с заявленными требованиями преждевременно, поскольку права последнего не нарушены. Суд считает, что истец, обратившись с настоящим иском в суд, минуя установленные законом административные процедуры, избрал ненадлежащий способ защиты права, и у суда отсутствуют основания для предоставления последнему дополнительного земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах, на основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Плешкову А.В. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО11 в удовлетворении исковых требований к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о передаче земельного участка безвозмездно в собственность, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий : подпись
Копия верна
Председательствующий О.В.Нигаметзянова
Секретарь:
Решение суда в законную силу не вступило
Секретарь: