Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-819/2021 ~ М-689/2021 от 08.09.2021

УИД 10RS0017-01-2021-001563-62

Дело № 2а-819/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        28 сентября 2021 года         г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

в присутствии представителя административного истца Сутягина А.Н.,

в отсутствии административного истца Басаева В.А.,

    в отсутствии представителя административного ответчика, заинтересованных лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Басаева В.А. к администрации Сортавальского муниципального района о признании незаконным решения,

установил:

Басаев В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования, выразившихся в отказе изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> с «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», и возложить на администрацию Сортавальского муниципального района обязанность по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что указание в оспариваемом отказе на то, что градостроительные регламенты в отношении территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, не установлены, не может служить основанием к отказу в изменении разрешенного вида использования земельного участка. Так, по содержанию Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хаапалампинского сельского поселения действие градостроительных регламентов не распространяется в отношении территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.

В судебное заседание административный истец не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Сутягин А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, по основаниям, изложенным в иске. Также указал на то, что в представленном письменном отзыве ответчик указывает на иные основания отказа, которые не указаны в оспариваемом ответе.

Представитель административного ответчика администрации Сортавальского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв.

В письменном отзыве администрация Сортавальского муниципального района не согласна с требованиями административного истца по следующим основаниям.

Земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположен на территории осушенных пашен, относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 5 ст. 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Согласно 1 статьи 79 ЗК сельскохозяйственные угодья – это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); в составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии со ст. 2 закона Республики Карелия от 25.03.2009 г. № 1277-ЗРК «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Республики Карелия» не допускается использование в других целях особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных в перечень земель, утверждаемый Правительством Республики Карелия. В состав Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается (утвержден распоряжением Правительства Республики Карелия от 16.07.2009 г. № 271 р-П) входят, в том числе, осушенные земли (пашни, залежи, сенокосы и пастбища осушенные).

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.) (с изменениями и дополнениями) для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие чего, они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность применения порядка принятия решений об изменении разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». С учётом изложенного, изменение вида разрешённого использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Аналогичная, позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2012 г. № ВАС-3200/12, где суд указал, что независимо от наличия, отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, имеющего статус сельхозугодий оснований изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель сельскохозяйственных угодий не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что <Дата обезличена> административный истец на основании п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 25 000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, предстоящего образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) <Номер обезличен>.

Распоряжением Министерства от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-м/20р Басаеву В,А утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале 10:07:0062202, площадью 25 000 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с КН <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Предварительно согласовано предоставление в аренду Басаеву В,А указанного земельного участка.

    Также из вышеуказанного распоряжения следует, что предоставление земельного участка в аренду возможно в случае обеспечения выполнения Басаевым В,А следующих условий: проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет; изменения вида разрешенного использования земельного участка на «ведение личного подсобного хозяйства на полевом участке» (код классификатора 1.16).

Административным истцом осуществлено проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на ГКУ с присвоением кадастрового номера <Номер обезличен>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, земельный участок расположен по адресу: <Адрес обезличен>, площадь земельного участка 25 000 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, дата постановки на учет – <Дата обезличена>, образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.

Уведомлением Управления Росреестра по Республике Карелия от <Дата обезличена> Басаеву В,А отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка по тем основаниям, что с данным заявлением должно обратишься Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство).

На обращение истца в Министерство об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, был получен ответ с указанием на то, что лицом, уполномоченным по изменению вида разрешённого использования земельного участка, в рассматриваемом случае является администрация Сортавальского муниципального района (далее – АСМР). На обращение Министерства в адрес АСМР об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка дан отказ с ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> расположен в <Адрес обезличен>, является привлекательным для развития рекреации и туризма. В проекте генерального плана Хаапалампинского сельского поселения территория порядка 30 га (включая, в том числе земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>) предусмотрена к включению в зону рекреационного назначения.

С целью изменения вида разрешенного использования земельного участка на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» Басаев В,А <Дата обезличена> обратился в адрес АСМР с соответствующим заявлением.

Решением АСМР, выраженном в письме от <Дата обезличена> исх. <Номер обезличен>/к, отказано в удовлетворении поданного заявления по тем основаниям, что в настоящее время правила землепользования и застройки на территорию, в которой расположен спорный земельный участок, не подготовлены (не разработаны) градостроительные регламенты не установлены.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенному использованию (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее – Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 (далее – классификатор видов разрешенного использования земельных участков).

Как указывалось выше административному истцу отказано в изменении целевого использования земельного участка тем основаниям, что в настоящее время правила землепользования и застройки на территорию, в которой расположен спорный земельный участок, не подготовлены (не разработаны) градостроительные регламенты не установлены, без ссылки на норму права, в соответствии с которой, указанные административным ответчиком доводы, являются основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования. Таким образом, оспариваемый отказ административного ответчика в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, является не мотивированным.

Доказательств, объективно подтверждающих, что спорный земельный участок расположен на землях, которые проектом генерального плана Хаапалампинского сельского поселения (включая, в том числе земельный участок с кадастровым номером 10:07:0062202:891) предусмотрены к включению в зону рекреационного назначения, что отражено в ответе административного ответчика Министерству, суду также не представлено.

При этом, суд отмечает, что на основании пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до принятия в установленном порядке Градостроительным кодексом Российской Федерации правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

В письменном отзыве административный ответчик, ссылается на иные основания для отказы в изменении вида целевого использования земельного участка с кадастровым номером 10:07:0062201:891, в частности, что земельный участок находится на территории осушенных пашен, относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, что не является предметом рассмотрения в настоящем деле.

С учетом изложенного суд, приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным решения администрации Сортавальского муниципального района, выраженного в письме от <Дата обезличена> (исходящий <Номер обезличен>/к).

Вместе с тем, учитывая, что в отзыве на административное исковое заявление, поступившем в суд от администрации Сортавальского муниципального района, указываются иные основания для отказа в изменении целевого использования земельного участка, которые не являются предметом настоящего спора и которым не может быть дана оценка судом, суд считает необходимым обязать администрацию Сортавальского муниципального района повторно рассмотреть заявление Басаева В,А от <Дата обезличена>. Соответственно, требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации Сортавальского муниципального района, выраженное в письме от <Дата обезличена> (исходящий <Номер обезличен>/к).

Обязать администрацию Сортавальского муниципального района повторно рассмотреть заявление Басаева В,А от <Дата обезличена>.

Взыскать с администрации Сортавальского муниципального района в пользу Басаева В,А расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья     Л.П. Вакуленко

    Мотивированное решение изготовлено 11.10.2021.

2а-819/2021 ~ М-689/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Басаев Владимир Анатольевич
Ответчики
Администрация Сортавальского муниципального района
Другие
Сутягин Александр Николаевич
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Вакуленко Лариса Петровна
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация административного искового заявления
08.09.2021Передача материалов судье
10.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
11.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее