Дело № 2-4060/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2019 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Габдрахманова А.Р.,
при секретаре Державиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о возложении обязанности по лесоустройству в виде таксации лесов,
У С Т А Н О В И Л:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор (далее прокурор, истец) обратился в интересах неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, интересов Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее Минприроды УР, ответчик) о возложении обязанности по лесоустройству в виде таксации лесов в Казанском участковом лесничестве на площади 30,1 тыс.га, Ягульском участковом лесничестве на площади 34,8 тыс.га, Саркузском участковом лесничестве на площади 9,7 тыс.га, Южном участковом лесничестве на площади 22,5 тыс.га Кизерского лесничества на общей площади 96,8 тыс.га в Кизнерском районе Удмуртской Республики в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что вышеуказанные действия являются обязанностью ответчика, в результате невыполнения вышеназванных требований закона Минприроды УР нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия (ст.42 Конституции РФ) и интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, расположенных на территории Удмуртской Республики.
Помощник заместитель прокурора Шадрин В.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель Минприроды УР – Симаков А.Н., действующий на основании доверенности, поддержал письменные возражения.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В Удмуртской Республике имеются лесные участки, на которых таксация проведена более 10 лет назад, среди них - заявленные в исковых требованиях.
Минприроды УР не отрицается факт планирования им проведения землеустроительных работ.
В материалы дела представлены документы об обращении руководителей Минприроды УР по вопросу выделения денежных средств для проведения землеустроительных работ, в том числе таксации лесов в полном объеме.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, сторонами по делу не оспариваются.
Согласно Постановления Правительства УР от 26.12.2017 N 554 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области использования и охраны недр, водных отношений, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, использования и охраны растительного и животного мира, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в сфере лесных отношений, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений.
Минприроды организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Полномочия Министерства в области лесных отношений, в том числе в части деятельности, связанной с таксацией лесов, закреплены ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ.
Полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства переданы Минприроды УР (п. 6 ч. 1 ст.83 Лесного кодекса РФ).
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 29.03.2018, предусмотрено, что таксация лесов обеспечивается органами государственной власти в пределах их полномочий.
Подпунктом 152 пункта 9 Положения о Минприроды УР закреплено, что Минприроды УР осуществляет полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением проектирования лесничеств и лесопарков, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков леса.
Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, органы государственной власти осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч.ч. 1, 2 ст.70 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, полномочия по проведению лесоустройства, в том числе таксации лесов на территории Удмуртской Республики возложены на Минприроды УР.
Согласно требованиям ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда.
По требованиям ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
4) таксацию лесов;
5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией (утв. приказом Рослесхоза № 122 от 29.03.2018, далее - Инструкция).
Инструкцией устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда (п. 2 Инструкции).
Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий.
Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (ст. 69.1 Лесного кодекса РФ, п. 29,35 Инструкции).
При этом, п. 31 Инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет.
Пунктом 116 Инструкции закреплено, что Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов назначаются в пределах хозяйственных секций для совокупности лесотаксационных выделов, характеризующихся общностью лесорастительных условий, структуры, состояния и древесными породами, объединенными единой целью хозяйства и единым возрастом рубки.
По требованиям п. 147 Инструкции по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение <21>.
Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются при поступлении первичных документов, на основании которых вносятся данные в государственный лесной реестр не позднее месяца с момента их поступления <21>.
Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом <21>.
Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.
При отсутствии таксации лесов или применении таксационных материалов, которым больше 10 лет, невозможно с точностью осуществить установление границ лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а также другие характеристик лесных ресурсов на территории лесничества, поскольку за указанный период таксационные данные меняются, а свежей информацией лесничества зачастую не располагают.
Фактически при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в тех лесничествах, где лесоустройство в части таксации лесов проведено более 10 лет назад, данные работы согласно названным требованиям закона не могут быть спроектированы и проведены, что в свою очередь может привести к негативным последствиям в виде не выполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полного комплекса мер по охране, защите и воспроизводству лесов.
Таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков (далее - объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее - камеральные работы) ( 29, 32 Инструкции).
В первый год проводятся подготовительные работы, включающие:
аэросъемку или космическую съемку в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности;
закладку пробных площадей в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности;
сбор сведений об изменениях состояния лесов, произошедших в период между предыдущей и настоящей таксацией лесов;
дешифрирование снимков с установлением границ лесотаксационных выделов;
подготовку геодезической основы таксации лесов;
проверку качества подготовительных работ;
приемку-сдачу подготовительных работ.
Во второй год в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности проводятся полевые работы включающие:
выявление, учет и оценку количественных и качественных характеристик лесных ресурсов в соответствии с таксационными разрядами лесов и способами таксации лесов, предусмотренными настоящей Инструкцией;
заполнение карточек таксации;
обследование лесных культур, молодняков естественного происхождения;
проведение проверок качества таксации лесов;
проведение технических совещаний;
приемку-сдачу полевых работ.
Лесоустроительная документация составляется при проведении камеральных работ по результатам подготовительных и полевых работ ( п. 33 Инструкции).
В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ одними из основных принципов лесного законодательства являются устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, абз.1, 2, 3 ст.3, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Таким образом, осуществляемая в отношении лесных участков деятельность должна быть направлена именно на сохранение уникальности и особой ценности земель лесного фонда и находящихся на них природных ресурсов, что и обеспечит права граждан на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации в сфере функционирования и охраны лесов.
В результате отсутствия лесоустройства в виде таксации на лесных участках на территории Удмуртской Республики невозможно обеспечить соблюдение режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничений деятельности на этой территории, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечить их надлежащую охрану и защиту, созданы условия для незаконного планирования и назначения мероприятий не предусмотренных лесоустроительными документами, что ведет к утрате ценности этой территории для сохранения, восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса.
Кроме того, отсутствие таксации лесных участков не позволяет в полном объеме обеспечить потребности населения Кизнерского района Удмуртской Республики в древесине для собственных нужд, поскольку лесные насаждение, которые можно предоставить в рубку населению не определены, о чем свидетельствует большое количество заявок и обращений в Минприроды УР.
В результате невыполнения вышеназванных требований закона Минприроды УР нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия (ст.42 Конституции РФ) и интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, расположенных на территории Удмуртской Республики.
Прокурор просит установить срок исполнения решения в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика, возражая против установления такого срока, доказательств невозможности исполнения решения в указанный срок не представил.
В связи с этим, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Указанный срок суд признаёт достаточным и разумным для выполнения решения суда.
Учитывая вышеизложенное, административное исковое заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о возложении обязанности по лесоустройству в виде таксации лесов подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о возложении обязанности по лесоустройству в виде таксации лесов удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязанность выполнить работ по лесоустройству в виде таксации лесов в Казанском участковом лесничестве на площади 30,1 тыс.га, Ягульском участковом лесничестве на площади 34,8 тыс.га, Саркузском участковом лесничестве на площади 9,7 тыс.га, Южном участковом лесничестве на площади 22,5 тыс.га Кизерского лесничества на общей площади 96,8 тыс.га в Кизнерском районе Удмуртской Республики в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме принято в совещательной комнате.
Председательствующий судья Габдрахманов А.Р.