Дело №12-115/2019
59RS0№
РЕШЕНИЕ
25 июля 2019 года, г. Добрянка
Судья Добрянского районного суда Пермского края Дьяченко М.Ю.
при секретаре Коуровой Ж.В.
с участием защитника Репиной Р.А., действующей на основании доверенности, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю Червинской И.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО Санаторий «Демидково» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Голубцова М.А. от 05.06.2019г. по делу об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП РФ в отношении ООО Санаторий «Демидково»,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Голубцова М.А. от 05.06.2019г. ООО Санаторий «Демидково» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
ООО Санаторий «Демидково» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление о назначении административного наказания отменить, мотивируя свое требование тем, что имеются основания для освобождения юридического лица от ответственности в виду малозначительности. Форма №3-ЛС была предоставлена в Департамент по недропользованию по приволжскому федеральному округу с нарушением установленного срока 29.04.2019г. Правонарушение, допущенное юридическим лицом, не повлекло наступления негативных последствий, не создало угрозу их наступления. На предоставленном участке недр санаторием работы не проводились, в связи с чем не предоставление формы №3-ЛС не повлекло искажения экологической информации о состоянии недр. Правонарушение, допущенное юридическим лицом, совершено впервые. При этом в постановлении по делу об административном правонарушении указано, что юридическое лицо не предоставило территориальному органу Роснедра отчет по форме федерального статистического наблюдения №4-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод» в срок до 20.01.2019г. Данные обстоятельства не соответствуют действительности и требованиям приказа Ростата от 06.06.2013г. №203, в соответствии с которым у санатория отсутствовала обязанность в обозначенный срок предоставлять указанные сведения. Протокол от 14.05.2019г. составлен с нарушениями требований законодательства, поскольку в нем отсутствует указание на событие совершенного правонарушения. Подобные события правонарушения отсутствовали. ООО Санаторий «Демидково» не виновен в искажении информации при заполнении формы №3-ЛС в разделе 1 графы «Объект недропользования, установленный в лицензии» в связи с тем, что эти данные недропользователь не имеет возможности изменить, так как название объекта (участка) вносится госреестре лицензий терорганами по недропользованию или ТФГИ и выводится недропользователю автоматически, корректировка названия объектаюридическому лицу не доступна. Ранее вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении врача-эпидемиолога ФИО9
В судебном заседании защитник на жалобе настаивает, в своих объяснениях подтвердила доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю с жалобой не согласна. Пояснила, что юридическое лицо правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку установлено, что сведения о выполнении условий пользования недрами были предоставлены юридическим лицом в территориальный орган Роснедра с существенным нарушением установленного законом срока. В протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении в установочной части допущена ошибка при указании формы отчетности, однако, данная описка была исправлена должностным лицом на основании определения. При этом событие правонарушения установлены проведенной проверкой. По доводу жалобы о том, что юридическому лицу не доступна коррекция в форме отчетности в части раздела «название объекта», пояснить не смогла.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
Частью 5 статьи 2 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются, в том числе, законодательством о недрах.
Из положений статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" следует, что пользователь недр обязан обеспечить представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Приказом Росстата от 06.06.2013 N 203 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод" утверждена форма федерального статистического наблюдения N 3-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод», сведения по которой предоставляют юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений минеральных подземных вод, ежегодно в течение всего срока действия лицензии по каждому участку недр. Срок предоставления сведений по форме федерального статистического наблюдения №3-ЛС за 2018 год установлен до 03.02.2019г.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет административную ответственность.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 23.09.2018г. ООО Санаторий «Демидково» выдана лицензия № для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на территории Добрянского муниципального района Пермского края. Срок окончания действия лицензии – ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, ООО Санаторий «Демидково», являясь пользователем недр, исходя из целевого назначения лицензии, обязано ежегодно в течение всего срока действия лицензии предоставлять территориальному органу Роснедра отчет по форме федерального статистического наблюдения №3-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод» в срок до 03 февраля после отчетного периода.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства отчет по форме федерального статистического наблюдения №3-ЛС за 2018 год был предоставлен юридическим лицом лишь 29.04.2019г., то есть с нарушением установленного законом срока.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, является действия (бездействие), выражающиеся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Поскольку ООО Санаторий «Демидково» в установленный срок не предоставило территориальному органу форму федерального статистического наблюдения N 3-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод» за 2018 год, должностное лицо административного органа пришел к правильному выводу о том, что действия ООО Санаторий «Демидково» связаны с объектом посягательства, указанным в ст. 8.5 КоАП РФ, и образуют объективную сторону данного административного правонарушения.
Вывод должностного лица о наличии в действиях ООО Санаторий «Демидково» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, является обоснованным и доводами жалобы в этой части не опровергается.
Ссылка заявителя на то, что совершенное ООО Санатроий «Демидково» административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении не является.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО Санаторий «Демидково» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Утверждение заявителя жалобы о необоснованном привлечении юридического лица к административной ответственности со ссылкой на привлечение к административной ответственности врача-эпидемиолога ФИО8 отмену обжалуемых актов не влечет, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
В то же время, нахожу заслуживающими внимания довод жалобы относительно того, что ООО Санаторий «Демидково» не виновно в искажении информации при заполнении формы №3-ЛС раздела 1 графы «Объект недропользования, установленный в лицензии».
В Приказе Росстата от 06.06.2013 N 203 содержатся указания по заполнению юридическим лицом формы федерального статистического наблюдения. Данные указания не прописывают обязанность юридического лица по заполнению раздела 1 «Сведения о лицензии на право пользования недрами» в форме федерального статистического наблюдения N 3-ЛС. Как следует из письма ФГБУ «Российский федеральный геологический фонд», направленного в адрес ООО Санаторий «Деимдково» по форме электронного документооборота, название объекта (участка) вносится в госреестре лицензий терорганами по недропользованию или ТФГИ и выводится недропользователю автоматически, коррекция названия объекта юридическому лицу не доступна.
При таких обстоятельствах считаю, что из объема вины ООО Санаторий «Демидково» следует исключить нарушение, касающееся предоставление искаженной информации об объекте недропользования, поскольку такие данные не заносятся юридическим лицом при заполнении формы федерального статистического наблюдения №3-ЛС.
Однако, данное обстоятельство не исключает законность привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку иное нарушение, допущенное юридическим лицом (несвоевременное предоставление информации о состоянии окружающей среды) подтверждается материалами дела и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ. На наказание, назначенное в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ, не влияет.
Описки, допущенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания также не повлияли на законность привлечения юридического лица к административной ответственности.
Постановление о привлечении ООО Санаторий «Демидково» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таком положении постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению.
Руководствуясь ст.30.6, п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решила:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 05.06.2019г. по делу об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП РФ в отношении ООО Санаторий «Демидково» изменить, исключив из объема вины ООО Санаторий «Демидково» нарушение, касающееся предоставления искаженной информации об объекте недропользования, при предоставлении формы федерального статистического наблюдения N 3-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод» за 2018 год.
В остальной части постановление по делу об административном правонарушении от 05.06.2019г. оставить без изменения, жалобу ООО Санаторий «Демидково» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение десяти дней с момента вручения или получения копии решения.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.Ю. Дьяченко
Решение суд не вступило в законную силу.