РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Ковригиной Н.Н., при секретаре Ирлица И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-№/2020 по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Прокурор Центрального района г. Тольятти обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил прекратить действие права ФИО1 на управление транспортными средствами.
В обоснование исковых требований указав, что прокуратурой <адрес> при осуществлении надзора за исполнением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» выявлен факт незаконного использования ФИО1 права на управление транспортными средствами при наличии у него заболевания в форме <данные изъяты>, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами. ФИО1, имеющий водительское удостоверение серии 63 № категории «ДД.ММ.ГГГГ», согласно представленным ГБУЗ <адрес> «Тольяттинский наркологический диспансер» сведениям состоит на учете с диагнозом <данные изъяты>. Таким образом, ФИО3 незаконно пользуется правом управления транспортными средствами, создавая реальную угрозу для неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения. Просит прекратить действие права ФИО1 на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии 63 № категории «<данные изъяты>», со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования поддержал, на требованиях указанных в административном исковом заявлении настаивал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины своей неявки суду не сообщил. Ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, об отложении разбирательства по делу не представил. О слушании дела извещался надлежащим образом судебными повестками, направленными по месту жительства административного ответчика, не врученными адресату в связи с истечением срока хранения.
Представитель ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, извещен, представил суду заявление о рассмотрении дело без участия представителя.
Представитель ОГИБДД У МВД России по г. Тольятти в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту ФЗ № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абз. 9 ст. 5 ФЗ № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 ФЗ № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (часть 6 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Согласно пп. 1, 4 ст. 23.1 ФЗ № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В п. 7 раздела II указано противопоказание - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных и алкогольных веществ, F10-F16, F18, F19. Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии со ст. 28 ФЗ № 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 ФЗ № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявившихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» выдача водительского удостоверения возможна при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничениях к управлению транспортным средством» лица, имеющие психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, имеют противопоказания к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) (коды заболеваний по Международной статистической классификации болезней и проблем десятого пересмотра – F10-F16, F18, F19).
Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (приложение к приказу N 2).
В соответствии с п. 2 и 6 Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В силу п. 7 и 12 Порядка осмотр врачом-психиатром-наркологом пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости".
Следовательно, при разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами у лица, имеющего водительское удостоверение и страдающего алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, правовое значение имеет наличие у гражданина состояния стойкой ремиссии.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что лицо подлежит снятию с учета не автоматически, по истечению определенного срока, а при соблюдении предусмотренного законодательством порядка, а именно на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Из материалов дела следует, что при осуществлении надзора за исполнением требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» прокуратурой <адрес> выявлен факт незаконного использования гражданином ФИО1 права управления транспортными средствами при наличии у него заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Административному ответчику выдано водительское удостоверение серии 63 № категории «<данные изъяты> со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации, представленной ГБУЗ СО «ТНД» в отношении административного ответчика, ФИО1 состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ. с диагнозом <данные изъяты>. Лечился стационарно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ремиссию установить невозможно, так как не наблюдается <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается выпиской из протокола ВК № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные факты, безусловно, свидетельствуют о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При наличии факта прямого запрета к управлению гражданином транспортным средством, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Доказательств того, что административный ответчик снят с учета в установленном законом порядке, на момент вынесения решения суда представлено не было.
В связи с этим суд считает, что в настоящее время ФИО1 незаконно пользуется правом управлению транспортными средствами при наличии у него заболевания в форме <данные изъяты>, чем создается реальная угроза для неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения.
Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Перечней медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средство, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к выводу о том, что управление транспортными средствами административному ответчику противопоказано, и наличие у него указанного ограничения для осуществления данного вида деятельности препятствует безопасному управлению транспортными средствами, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения, в связи с чем, считает возможным прекратить действие права ФИО1 на управление транспортными средствами в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии 63 № категории «<данные изъяты>», выданного У МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда направить в адрес ФИО6 МВД России по <адрес> для обеспечения исполнения решения суда, посредством изъятия у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, водительского удостоверения серии 63 № категории «<данные изъяты>», со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 09 октября 2020 года.
Судья подпись Н.Н. Ковригина
Подлинный документ находится в деле №а-4206/2020 УИД 63RS0№-67 в Центральном районном суде <адрес>.