Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-893/2018 ~ М-1-745/2018 от 02.08.2018

№ 2-1-893/2018

Мотивированное решение изготовлено 30.10.2018г.         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2018 года г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием представителя истца - помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Танцерева М.С., представителей ответчика – ООО «Лесхоз» Абсалямова О.В. и Рыжкова А.В., представителей третьих лиц Пастуховой С.М. и Шульгина И.В., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лесхоз» о возложении обязанности совершить действия, направленные на соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Лесхоз», указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования установлено, что на территории ГКУ СО «Красноуфимское лесничество» в Нижнее-Саранинском участковом лесничестве (участок Нижнее- Саранинский квартал 56 выдел 5 площадь 0,21 га., квартал 57 выдел 4,5 площадь 1,2 га.) и в Саргаинском участковом лесничестве (участок Саргаинский квартал 62, выдел 2 площадь 0,2га.) расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Лица, ответственные за несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, в ходе проверки не установлены.

Министерством природных ресурсов <адрес> указанные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на основании договора аренды лесного участка №1-109/2014 от <дата> переданы ООО «Лесхоз» во временное пользование, для заготовки древесины, сроком на 49 лет.

В период с <дата> по настоящее время, помимо Министерства природных ресурсов <адрес> и ООО «Лесхоз»» (действующих на основании договора аренды лесного участка), в отношении указанных земельных участков лесного фонда, деятельность иных лиц не осуществляется.

В силу п. «ж» ст. 12 вышеуказанного договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять за счет своих средств санитарнооздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке, на условиях, в объемах и сроки, указанных в проекте освоения лесов.

Таким образом несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, которые должен проводить ответчик вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины, и наличия либо отсутствия прямого указания на это в Проекте освоения лесов.

В результате размещения отходов на землях, не оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства под полигон твердых бытовых отходов, ухудшена экологическая обстановка, чем нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Красноуфимский межрайонный прокурор, основывая свои требования на положениях ст. 36, 42, 58 Конституции РФ, ст.616 Гражданского кодекса РФ, ст. 3, 4, 11, 51 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8, 22 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ от 14.05.1993 года №4979-1 «О ветеринарии» просит обязать ООО «Лесхоз» ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов расположенные в Нижне-Саранинском участковом лесничестве (участок Нижнее-Саранинский квартал 56 выдел 5 площадь 0,21 га., квартал 57 выдел 4,5 площадь 1,2 га.) и в Саргаинском участковом лесничестве (участок Саргаинский квартал 62, выдел 2 площадь 0, 2га.)

В судебном заседании представитель истца прокурор Танцерев М.С. поддержал заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ООО «Лесхоз» Абсалямов О.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что он не оспаривает тот факт, что свалки находятся на лесных участках, которые арендует ООО «Лесхоз», однако вины ответчика в образовании этих свалок нет, а поэтому требование истца к ответчику необоснованны. Свалка на землях Саранинского лесничества организовалась еще во время войны, когда действующий в <адрес> завод вывозил отходы своего производства. В <дата>. решением суда муниципалитет должен был убрать эту свалку, однако до сих пор не сделал этого. В Саргае свалка была разрешена муниципалитетом, ее нельзя признать несанкционированной. Полагает, что свалки должен убрать муниципалитет, поскольку у ООО «Лесхоз» таких обязанностей нет и вред причинен не по его вине, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика ООО «Лесхоз» Рыжков А.В. в судебном заседании возражал против заявленных истцом требований, при этом пояснил, что основания для возложения обязанности на ООО «Лесхоз» ликвидировать свалки, расположенные в арендуемых им лесах, отсутствуют. Истец основывает свои требования на нормах права, часть, которых неприменимы к ответчику, в частности нормы Земельного кодекса РФ, а часть утратила силу, например, Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные ПП РФ от 29.06.2007г. № 414.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Красноуфимского городского суда от <дата>. по делу №1-109/2014 по иску Красноуфимского межрайонного прокурора о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов установлено, что на территории Н-Саранинского участкового лесничества <адрес> в квартале 56 выдел 5 площадь 0,21га и в квартале 57 выдел 4 и 5 площадью 1.2га выявлена несанкционированная свалка. Данная территория находится в аренде ООО «Лесхоз». Требования прокурора об обязывании администрации МО <адрес> о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в квартале 56 выдел 5 площадь 0,21га и в квартале 57 выдел 4 и 5 площадью 1.2га на землях лесного фонда в срок до <дата>. подлежит удовлетворению. При этом ответственность по иску должна нести администрация МО <адрес>, а не ООО «Лесхоз», поскольку несанкционированную свалку ТБО образовали жители п. Сарана. Утилизация твердых бытовых отходов не входит в обязанность ООО «Лесхоз» согласно заключенного с ним договора аренды лесного участка.

В силу ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, являются обязательными для суда. Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьих лиц – Департамента лесного хозяйства <адрес> и ГКУ СО «Красноуфимское лесничество» Пастухова С.М. в судебном заседании поддержала позицию ответчика и пояснила, что свалки, которые требует ликвидировать истец, образовались давно жителями населенных пунктов п. Сарана и п. Саргая Красноуфимского района. Муниципалитет не занимается вопросами вывоза негабаритного мусора с территории поселений, поэтому население просто сваливает свои отходы в близлежащий лес. Ответчик свои обязательства по договору аренды лесов выполняет в полном объеме, оснований для возложения на него обязанности убирать чужой мусор, нет.

Представитель третьего лица- отдела ЖКХ администрации МО <адрес> Шульгин И.В. в судебном заседании пояснил, что у администрации муниципального образования нет обязанности убирать несанкционированные свалки на территории земель лесного фонда. Это установлено постановлением Конституционного Суда РФ от 13.10.2015г. № 26-П, поэтому требования прокурора к ООО «Лесхоз» являются обоснованными.

Представители третьих лиц ОМС «Администрация МО <адрес>», Саранинского территориального отдела, Саргаинского территориального отдела, ООО «ТБО Экосервис» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без их участия. При этом, представители ОМС «Администрация МО <адрес>» и ООО «ТБО Экосервис» полагали, что требования истца к ООО «Лесхоз» подлежат удовлетворению.

Выслушав стороны, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, при этом руководствуется следующим.

Заявляя требования к ООО «Лесхоз» истец исходит из того, что ответчик является арендатором земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов, поэтому он и должен их убрать в рамках санитарно- оздоровительных мероприятий очистки леса, независимо от его вины и наличия таких обязательств в проекте освоения лесов.

Суд не может согласиться с указанными доводами истца, поскольку согласно ч.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством. В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса к отношениям по использованию лесов применяется лесное законодательство.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Областным законом от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", Постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 N 440-ПП "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования установлено, что на территории ГКУ СО «Красноуфимское лесничество» в Нижнее-Саранинском участковом лесничестве (участок Нижне- Саранинский квартал 56 выдел 5 площадь 0,21 га., квартал 57 выдел 4,5 площадь 1,2 га.) и в Саргаинском участковом лесничестве (участок Саргаинский квартал 62, выдел 2 площадь 0,2га.) расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Лица, ответственные за несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, в ходе проверки не установлены.

Указанные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на основании договора аренды лесного участка №1-109/2014 от <дата> переданы ООО «Лесхоз» во временное пользование, для заготовки древесины, сроком на 49 лет.

Данные обстоятельства сторонами и третьими лицами не оспариваются.

Вступившим в законную силу решением Красноуфимского городского суда от <дата>. по гражданскому делу по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО Красноуфимск о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на землях лесного фонда постановлено: обязать Администрацию ГО Красноуфимск ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в квартале 56 выделе 5 площадью 0,21га и квартале 57, выделах 4 и 5 площадью 1,2га Саранинского участкового лесничества Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Красноуфимское лесничество» на землях лесного фонда в срок до <дата>.

В указанном гражданском деле ответчик по настоящему спору ООО «Лесхоз» был привлечен в качестве третьего лица. Судом было установлено, что ответственность по иску должна нести администрация МО <адрес>, а не ООО «Лесхоз», поскольку несанкционированную свалку ТБО образовали жители п. Сарана. Утилизация твердых бытовых отходов не входит в обязанность ООО «Лесхоз» согласно заключенного с ним договора аренды лесного участка.

В силу ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Исходя из того, что истец не представил суду доказательства исполнения вышеуказанного решения суда и образования несанкционированной свалки вновь в том же месте и в тех же размерах, суд приходит к выводу о том, что истец заявил те же требования, по тем же основаниям к другому ответчику- ООО «Лесхоз», что недопустимо, поскольку в силу ч.2 ст.13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Разрешая вопрос об обязательствах ответчика в отношении свалки в Саргаинском участковом лесничестве, суд принимает во внимание, что свалка твердых бытовых отходов и скотомогильника на землях лесного фонда площадью 1.0 га прочих угодий была разрешена постановлением Главы МО <адрес> от <дата> №1-109/2014. Для размещения указанной свалки и скотомогильника был выбран земельный участок, о чем свидетельствует акт от <дата>.

Постановлением Главы МО <адрес> от <дата>. №1-109/2014 вышеуказанное постановление о разрешении размещения свалки и скотомогильника было признано утратившим силу, при этом иное место для размещения свалки не определено и прежняя свалка не приведена в соответствие с требованиями законодательства. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Таким образом, доводы истца и третьих лиц о том, что данная свалка является несанкционированной, суд находит несостоятельными.

Ссылки третьих лиц на Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015г. № 26-П, которое, по их мнению, освобождает органы местного самоуправления от обязанности ликвидировать несанкционированные свалки на землях лесного фонда, суд находит необоснованными, поскольку в указанном постановлении речь идет о несанкционированных свалках. Судом же установлено, что свалка на землях Саргаинского участкового лесничества была разрешена органом местного самоуправления. Доказательства того, что муниципалитет определил иное место хранения твердых коммунальных отходов и провел работы по рекультивации ранее разрешенной свалки, суду не представлены.

Исходя из данного обстоятельства, к ответчику неприменимы и нормы п. 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в соответствии с которым собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Свалку, разрешенную муниципалитетом, нельзя отнести к категории несанкционированных.

Таким образом, совокупность представленных сторонами и исследованных судом доказательств позволяет сделать вывод об отсутствии у ответчика обязанности ликвидировать указанные истцом свалки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 56 ░░░░░ 5 ░░░░░░░ 0,21 ░░., ░░░░░░░ 57 ░░░░░ 4,5 ░░░░░░░ 1,2 ░░.) ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 62, ░░░░░ 2 ░░░░░░░ 0, 2░░.) ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░      ░.░.░░░░░░░

2-1-893/2018 ~ М-1-745/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Красноуфимский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО Лесхоз
Другие
ГКУ СО Красноуфимское лесничество
Саранинский территориальный отдел
ООО "ТБО "Экосервис"
Департамент лесного хозяйства СО
ОМС "Администрация МО Красноуфимский округ"
Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации МО Красноуфимский округ
Саргаинский территориальный отдел
Суд
Красноуфимский районный суд Свердловской области
Судья
Галкина Ирина Валентиновна
Дело на сайте суда
krasnoufimsky--svd.sudrf.ru
02.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2018Передача материалов судье
07.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2018Судебное заседание
04.10.2018Судебное заседание
25.10.2018Судебное заседание
30.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2018Дело оформлено
24.01.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее