г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Жигаревой Е.А.,
при секретаре Былинкиной О.С.,
с участием старшего помощника Шатурского городского прокурора Рысенковой С.Н., представителя заявителя Ковалицкой И.В. по доверенности Патлусова Д.Г., заинтересованного лица представителя Территориальной избирательной комиссии Шатурского района по доверенности Бариновой Е.П., заинтересованного лица Пушкина А.А., его представителя в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Денисова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ковалицкой ФИО9 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Шатурского района о регистрации Пушкина ФИО10 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 3,
установил:
Ковалицкая И.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Шатурского района о регистрации Пушкина А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 3.
В обоснование заявленных требований указывает, что решением Совета депутатов городского поселения Шатура на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района <адрес>. Данное решение опубликовано в газете «Официальные ведомости городского поселения Шатура» № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения Избирательной комиссии Московской области полномочия проведения указанных выборов возложены на Территориальную избирательную комиссию Шатурского района, решением № от ДД.ММ.ГГГГ которой она зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Шатура по одномандатному избирательному округу № 3. ДД.ММ.ГГГГ в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты по данному округу выдвинулся Пушкин А.А., решением ТИК Шатурского района № от ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован кандидатом в депутаты. Считает данное решение незаконным ввиду следующего. Для своей регистрации Пушкиным А.А. представлено 19 подписей, оформленных на двух подписных листах, при этом подписной лист № не соответствует форме подписного листа, установленной Приложением № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку на обороте подписного листа наклеена бумага с надписью «Прошито, пронумеровано и скреплено 2 (два) листа» и стоит подпись Пушкина А.А., в то время как в Приложении № отсутствует указанная надпись и обязанность проставления подписи кандидата в колонках «Дата внесения подписи». В связи с тем, что все 7 подписей избирателей в подписном листе № недействительны, а оставшихся 12 подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидатом по округу № 3, на основании пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп. 4 п. 24 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» Территориальная избирательная комиссия должна была отказать кандидату Пушкину А.А. в регистрации. Просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии Шатурского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Пушкина А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 3».
В судебное заседание заявитель Ковалицкая И.В. не явилась, о времени и месте судебного слушания извещена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ее представитель по доверенности Патлусов Д.Г. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ТИК Шатурского района по доверенности Баринова Е.П. возражала против удовлетворения заявления. Считает оспариваемое заявителем решение законным и обоснованным, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
Заинтересованное лицо Пушкин А.А., его представитель в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Денисов М.В. просили в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку основания, изложенные заявителем, не являются таковыми для отмены решения ТИК.Прокурор в своем заключении полагал необходимым решение ТИК о регистрации Пушкина А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района отменить, поскольку установлено нарушение кандидатом в депутаты Пушкиным А.А. формы подписного листа, влекущее в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительность всех подписей избирателей в представленных вышеуказанным кандидатом подписных листах.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Исходя из п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Основания отказа в регистрации кандидата отражены в п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Решением Совета депутатов городского поселения Шатура от ДД.ММ.ГГГГ № № назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ТИК Шатурского района от ДД.ММ.ГГГГ № Ковалицкая И.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 3.
Решением ТИК Шатурского района № от ДД.ММ.ГГГГ определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидата (необходимое для регистрации по избирательному округу № возможное для предоставления - 19).
Согласно п. 16 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом (п. п. 12, 13 ст. 37 указанного Федерального закона).
ДД.ММ.ГГГГ Пушкин А.А. обратился в ТИК Шатурского района с заявлением, в котором уведомил ее о согласии баллотироваться на должность депутата Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения. ДД.ММ.ГГГГ им сданы подписные листы с подписями избирателей на 2 листах, протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Согласно подписным листам место жительства кандидата Пушкина А.А. указано: <адрес>. Аналогичные данные указаны в сведениях о сборщике подписей, поскольку им являлся сам ФИО2, наименование района - Шатурский район, не указано.
ДД.ММ.ГГГГ решением ТИК Шатурского района № Пушкин А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 3.
В соответствии с подп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.
По результатам заседания рабочей группы с учетом положений Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» было принято решение о признании недействительной 1 подписи.
В силу ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Приложением № 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлена форма подписного листа, где в графе о месте проживания кандидата должны быть указаны наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства.
Исследовав подписные листы, проверенные Территориальной избирательной комиссией Шатурского района Московской области, судом установлено, что в подписных листах в сведениях о месте жительства кандидата не указан Шатурский район.
Отсутствие в паспорте кандидата в адресе места жительства наименования района не может служить основанием для освобождения данного лица от обязанности указать полный адрес места жительства в полном соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования района, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Между тем, как установлено судом, г. Шатура, являющийся муниципальным образованием со статусом городского поселения, входит в состав Шатурского муниципального района (Закон Московской области от 21.01.2005 № 28/2005-ОЗ «О статусе и границах Шатурского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований»).
Судом установлено и никем не оспаривается, что представленные Пушкиным А.А. подписные листы, содержащие 19 подписей, в графе «адрес места жительства» в отношении всех избирателей, а также сборщика подписей не содержат наименование Шатурского района.
Вместе с тем, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 11 мая 2012 года, согласно которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что в подписных листах кандидата Пушкина А.А. указаны не все предусмотренные законом сведения о лице, осуществившим сбор подписей, подписей избирателей, подписные листы содержат сквозную нумерацию подписей.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства с достоверностью свидетельствуют о нарушении кандидатом в депутаты Пушкиным А.А. формы подписного листа, влекущем в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 названного выше Федерального закона недействительность всех подписей избирателей в представленных вышеуказанным кандидатом подписных листах, несмотря на нумерацию подписных листов и их брошюрование.
При этом следует учитывать, что избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, и потому не указание кандидатом сведений имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Избиратель не должен домысливать путем анализа имеющихся сведений те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны. Кроме того, выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушило бы принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательными для всех кандидатов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение ТИК Шатурского района от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Ковалицкой ФИО11 удовлетворить.
Решение Территориальной избирательной комиссии Шатурского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Пушкина ФИО12 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района по одномандатному избирательному округу № на выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение пяти дней.
Председательствующий Е.А. Жигарева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Е.А. Жигарева